В Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.
Законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), дополнив его новой статьей 13.1, устанавливающей возможность осуществления законом субъекта Российской Федерации упразднения поселений по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Также законопроектом предлагаются к дополнению нормы, предусматривающие основания для упразднения поселений, в том числе: прекращение осуществления местного самоуправления жителями поселения вследствие их переселения (расселения) в связи с закрытием неперспективных поселений на основании решения органа государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с Правительством Российской Федерации; отсутствие постоянно проживающего населения в поселении вследствие его естественной убыли и (или) миграции; принятие соответствующего решения на сходе граждан, проживающих в поселениях с численностью населения менее 100 человек, расположенных на территориях с низкой плотностью населения и в труднодоступных местностях. В зависимости от основания оформление соответствующей инициативы осуществляется либо решением органа местного самоуправления, либо органа государственной власти субъекта Российской Федерации, либо схода граждан.
Следует отметить, что проблема правового решения реорганизации территориального устройства местного самоуправления актуальна для северных регионов страны с низкой плотностью населения и труднодоступностью населенных пунктов. В то же время она не может быть решена принятием законопроекта в представленной редакции.
В соответствии с частью 2 статьи 3 и статьей 12 Конституции Российской Федерации, а также со статьями 1 и 10 Федерального закона местное самоуправление является необходимой формой осуществления власти народа и составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения.
Предлагаемые же законопроектом изменения в части возможности полного упразднения местного самоуправления на определенной территории на основании волеизъявления граждан, проживающих на этой территории, противоречат предписаниям Конституции Российской Федерации и федеральных законов об осуществлении местного самоуправления на всей территории Российской Федерации как необходимого элемента конституционного механизма народовластия и нарушают волю многонационального народа Российской Федерации, закрепленную в Конституции Российской Федерации.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в постановлении от 30 ноября 2000 г. N 15-П, граждане имеют право на участие - непосредственно или через своих представителей - в осуществлении публичной власти в рамках муниципального образования, причем как само муниципальное образование, так и право проживающих на его территории граждан на осуществление местного самоуправления возникает на основании Конституции Российской Федерации и закона, а не на основании волеизъявления населения муниципального образования. Любое изменение территориальных основ местного самоуправления не может приводить к отказу от него.
Этим, однако, не ставится под сомнение право населения в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и не противоречащими им законами субъектов Российской Федерации в установленном порядке самостоятельно определять территориальные основы местного самоуправления при условии соблюдения вытекающих из федерального законодательства требований об осуществлении местного самоуправления на всей территории Российской Федерации.
Так, положениями пунктов 9 и 11 части 1 статьи 11 Федерального закона установлено, что на территориях с низкой плотностью населения и в труднодоступных местностях сельский населенный пункт с численностью менее 100 человек может не наделяться статусом поселения и данный населенный пункт может не входить в состав поселения, если такое решение принято на сходе граждан, проживающих в соответствующем населенном пункте, а требования Федерального закона, предъявляемые к определению состава территории и границ сельского поселения, в соответствии с законами субъектов Российской Федерации могут не применяться на территориях с низкой плотностью населения, а также в труднодоступных местностях. Согласно пункту 2 части 1 этой же статьи Федерального закона возникающие на территориях с низкой плотностью населения межселенные территории входят в состав муниципальных районов.
Кроме того, из положения части 5 статьи 12 Федерального закона следует, что существенное уменьшение численности населения сельских населенных пунктов - более чем на 50 процентов относительно минимальной численности населения, определенной пунктом 6 части 1 статьи 11 этого закона, после установления законами субъектов Российской Федерации границ поселений является достаточным основанием для инициирования органами местного самоуправления, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральными органами государственной власти процедуры изменения границ поселений. К тому же, в случае значительного уменьшения численности населения поселения, статьей 13 Федерального закона предусмотрена процедура преобразования муниципальных образований, следствием которого может быть объединение муниципальных образований.
На основании изложенного Правительство Российской Федерации не поддерживает представленный законопроект.
Заместитель |
А. Жуков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Правительства РФ от 7 марта 2007 г. N 818п-П16 "Официальный отзыв на проект федерального закона N 319688-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", внесенный Магаданской областной Думой"
Текст письма официально опубликован не был