Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 6 марта 2007 г. N вн. 2.2-1/792
по проекту федерального закона N 386534-4 "О внесении изменений в статьи 38 и 39 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации", внесенному Правительством Российской Федерации" (первое чтение)
Законопроектом предлагается внести изменения в статьи 38 и 39 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" (далее - Закон о СМИ), обусловленные одновременно вносимым проектом федерального закона N 386525-4 "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления".
Вместе с тем, полагаем, что в соответствующих уточнениях нуждаются и ряд других положений Закона о СМИ. Так, например, в статье 40 Закона о СМИ указано, что государственные органы, органы местного самоуправления и иные организации могут отказать в предоставлении запрашиваемой информации только в случае, если она содержит сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну. Вместе с тем, из положений статьи 22 законопроекта N 386525-4 следует, что основания, исключающие возможность предоставления информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления шире, и наряду с информацией, доступ к которой ограничен, они содержат и иные случаи отказа в предоставлении такой информации. Или, например, статья 41 Закона о СМИ именуется - "Конфиденциальная информация". Вместе с тем, следует обратить внимание на то, что в Федеральном законе "Об информации, информационных технологиях и защите информации", который предусматривает классификацию видов информации, такого вида информации, как "конфиденциальная информация", не содержится.
Если одновременно вносимым проектом федерального закона N 386525-4 предусмотрены способы обнародования (опубликования, предоставления) государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности (перечень которых является исчерпывающим) (см. статью 7), то вряд ли правильно регулировать эти же вопросы в рамках Закона о СМИ, предметом которого по сути такое регулирование не является (см. абзац 2 подпункта "в" пункта 1 статьи 1 проекта), а речь идет только о предоставлении информации редакциям СМИ.
Вопросы относительно свободного распространения информации о деятельности общественных объединений в настоящее время содержатся в Федеральном законе от 19.05.95 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (статья 27). Поэтому вряд ли следует в рамках Закона о СМИ регулировать вопрос о том, в каких формах общественные организации должны публиковать (обнародовать) информацию о своей деятельности. В случае необходимости, эти вопросы могли бы найти свое решение в рамках той же статьи 27 Федерального закона "Об общественных объединениях".
Что касается введения требования о предоставлении любыми иными организациями (наряду с государственными органами, органами местного самоуправления и общественными объединениями) сведений о своей деятельности по запросам редакций (см. абзац 2 подпункта "б" пункта 1 статьи 1 проекта, а также редакцию части первой статьи 38 Закона о СМИ с учетом предлагаемых проектом изменений), то, на наш взгляд, данные положения требуют уточнения, поскольку и статус таких организаций и сфера деятельности и, соответственно, режим информации также может быть разным, в связи с чем нельзя не учитывать и существующие на уровне действующего законодательства ограничения, а, следовательно, в этом случае также необходимы соответствующие оговорки.
В целом же, по нашему мнению, из законопроекта не совсем ясно, о какой запрашиваемой редакцией информации идет речь, поскольку, в одном случае, запрашиваемая информация может затрагивать непосредственно права и свободы обращающихся в редакции граждан (физических лиц) (часть 2 статьи 24 Конституции Российской Федерации), а в другом - речь может идти о любой информации (часть 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации). Однако особенности подхода к регулированию данных вопросов не нашли в законопроекте четкого отражения. И с этой точки зрения положения изменяемых статей Закона о СМИ, который принят в 1991 году, то есть до Конституции Российской Федерации и других федеральных законов, регулирующих вопросы о доступе к информации и ее предоставлении, нуждаются, по нашему мнению, в уточнении.
Замечания юридико-технического характера прилагаются.
Приложение: на 1 листе.
Начальник |
Г.П. Ивлиев |
Замечания
по проекту федерального закона N 386534-4 "О внесении изменений в статьи 38 и 39 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации"
(к первому чтению)
Отдел законодательной техники и систематизации законодательства рассмотрел текст представленного законопроекта и сообщает свои замечания.
По статье 1 законопроекта:
в абзаце первом источники официального опубликования необходимо оформить следующим образом: "(Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 7, ст. 300)";
пункт 2 необходимо оформить следующим образом:
2) в статье 39 слова "государственных органов и организаций, общественных объединений, их должностных лиц" заменить словами "организаций и общественных объединений", слово "органов," исключить.
Начальник отдела законодательной |
Н.Ю. Тихомирнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.