г. Владимир |
|
"13" августа 2010 г. |
Дело N А43-4681/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 августа 2010 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 августа 2010 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Урлекова В.Н.,
судей Рубис Е.А., Смирновой И.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лукашовой Д.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому федеральному округу на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 04.06.2010 по делу N А43-4681/2010, принятое судьей Садовской Г.А. по заявлению открытого акционерного общества "ДПО "Пластик" о признании незаконным и отмене постановления Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому федеральному округу от 26.02.2010 N 20-э о привлечении к административной ответственности.
В судебном заседании приняли участие представители:
от открытого акционерного общества "ДПО "Пластик" -Новосельцева А.В. по доверенности от 15.09.2009;
от Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому федеральному округу - представитель не явился, надлежащим образом извещен о месте и времени рассмотрения дела (уведомление N 54803).
Первый арбитражный апелляционный суд установил:
открытое акционерное общество "ДПО "Пластик" (далее - ОАО "ДПО "Пластик", общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому федеральному округу (далее- Департамент, административный орган) от 26.02.2010 N 20-э о привлечении к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 100 000 руб..
По мнению общества у административного органа не имелось правовых оснований для привлечения ОАО "ДПО "Пластик" к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Управление с заявленными требованиями не согласилось, считает оспариваемое постановление законным и обоснованным.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 04.06.2010 заявленные требования удовлетворены. Постановление Департамента от 26.02.2010 N 20-э признано незаконным и отменено.
Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент обратился в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела и неправильным применением Арбитражным судом Нижегородской области норм материального права.
Законность принятого Арбитражным судом Нижегородской области решения проверена Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном в статьях 259, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании приказа начальника Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому федеральному округу от 27.01.2010 N 51 в период с 01.02.2010 по 12.02.2010 в отношении ОАО "ДПО "Пластик" проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды.
В ходе проверки установлено, что на ОАО "ДПО "Пластик" отсутствуют свидетельства о классе опасности отходов для окружающей среды на 63 вида отходов, не разработаны паспорта на 17 видом отходов производства и потребления I-IV классов опасности, транспортирование отходов осуществляется собственными автотранспортом при отсутствии паспортов на отходы I-IV класса опасности.
По результатам проверки 12.02.2010 составлен акт N 35-П.
Усмотрев в действиях общества состав административного правонарушения, предусмотренного в статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностное лицо Департамента составило протоколы об административном правонарушении от 12.02.2010 N 17-э, N 18-э, на основании которых государственный инспектор Департамента вынес постановление от 26.02.2010 N 20-э о привлечении ОАО "ДПО "Пластик" к административной ответственности в соответствии с названной нормой и о назначении ему наказания в виде наложения штрафа в размере 100 000 рублей.
ОАО "ДПО "Пластик" не согласилось с данным постановлением и обжаловало его в арбитражный суд.
Арбитражный суд Нижегородской области пришел к выводу о недоказанности административным органом события вменяемого обществу административного правонарушения, в связи с чем признал незаконным и отменил оспариваемое постановление.
Рассмотрев апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд не нашел оснований для отмены решения суда первой инстанции.
В статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Объективная сторона данного правонарушения - действие или бездействие, состоящие в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. Действия при этом могут состоять в выполнении приемов, процедур, иных поведенческих актов, находящихся в противоречии с установленными требованиями либо не предусмотренных ими. Бездействием является невыполнение лицом обязанностей, возложенных на него соответствующими требованиями (правилами).
Таким образом, состав данного правонарушения образует совокупность двух обстоятельств (элементов), подлежащих доказыванию административным органом, а именно: несоблюдение обществом экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
В соответствии с данным законом индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации (пункты 2 и 3 статьи 14).
Класс опасности отходов для окружающей природной среды устанавливается в зависимости от степени вредного воздействия на окружающую природную среду в соответствии с Критериями отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей среды, утвержденными Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 15.06.2001 N 511.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 26.10.2000 N 818 "О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов" Министерство природных ресурсов Российской Федерации и его территориальные органы на основании информации, предоставляемой в установленном порядке индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами, проводят работу по паспортизации опасных отходов.
Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 02.12.2002 N 785 "Об утверждении паспорта опасного отхода", изданным во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 26.10.2000 N 818 "О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов", предусмотрено Свидетельство о классе опасности отхода для окружающей природной среды, выдаваемое территориальным органом МПР России собственнику отхода, которое является источником сведений об опасности отхода для окружающей природной среды.
Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона N 89-ФЗ транспортирование отходов I - IV класса опасности должно осуществляться при следующих условиях:
- наличие паспорта отходов I - IV класса опасности;
- наличие специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств;
- соблюдение требований безопасности к транспортированию отходов I - IV класса опасности на транспортных средствах;
- наличие документации для транспортирования и передачи отходов I - IV класса опасности с указанием количества транспортируемых отходов I - IV класса опасности, цели и места назначения их транспортирования.
Порядок транспортирования отходов I - IV класса опасности на транспортных средствах, требования к погрузочно-разгрузочным работам, упаковке, маркировке отходов I - IV класса опасности и требования к обеспечению экологической и пожарной безопасности определяются государственными стандартами, правилами и нормативами, разработанными и утвержденными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленном законом.
В рассматриваемом случае общество привлечено к административной ответственности за отсутствие свидетельств о классе опасности отходов для окружающей среды на 63 вида отходов, не составление паспортов на 17 видов отходов производства и потребления I-IV классов опасности (протокол об административном правонарушении от 12.02.2010 N 17-Э, представленный непосредственно в апелляционный суд, наличие которого на стадии рассмотрения дела об административном правонарушении подтверждается содержанием постановления о привлечении общества к административной ответственности - т.1 л.д.164-165 и объяснением генерального директора общества от 25.02.2010- т.1 л.д.161-163), а также за транспортирование отходов собственным автотранспортом в отсутствие паспортов на отходы I-IV класса опасности (протокол об административном правонарушении от 12.02.2010 N 18-Э).
Как видно из материалов дела, Перечня и количества размещаемых отходов на 2005-2010 г..г. от 12.08.2005 N 742 (т.2 л.д.88-105) и технического отчета о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об обращении с отходами от 22.07.2009 N 1572 (т.2 л.д.23-40), в результате производственно-хозяйственной деятельности ОАО "ДПО "Пластик" образуется 72 вида отходов производства и потребления различных классов опасности, 32 из которых относятся в V классу опасности.
Между тем ни в акте проверки от 12.02.2010 N 35-П, ни в протоколах об административном правонарушении N 17-э и N 18-э, ни в постановлении о привлечении общества к административной ответственности административным органом не указано на какие именно виды отходов отсутствуют свидетельства о классе опасности и соответствующие паспорта, что в принципе исключает возможность установления класса их опасности и наличия у общества обязанности по оформлению таких документов, имея в виду, что с 30.06.2009 года действия по не составлению паспортов опасности отходов 5 класса опасности перестали носить противоправный характер (Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" в редакции Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ, вступившего в силу с 30.06.2009 года).
Вывод административного органа о транспортировании обществом отходов собственным транспортом в отсутствие паспортов на отходы I-IV класса опасности также носит предположительный характер и предусмотренными законом средствами доказывания Департаментом не подтвержден.
При таких данных, Арбитражный суд Нижегородской области правомерно признал незаконным постановление административного органа по основанию недоказанности последним события инкриминируемого обществу правонарушения, правовых оснований для отмены оспариваемого судебного решения не имеется.
В связи с вышеизложенным, апелляционная жалоба Департамента подлежит отклонению.
Арбитражный суд Нижегородской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его итоговый вывод соответствует этим обстоятельствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено.
Вопрос о взыскании расходов по государственной пошлине по апелляционной жалобе не рассматривался, так как в соответствии со статьей 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 04.06.2010 по делу N А43-4681/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому федеральному округу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Н. Урлеков |
Судьи |
Е.А. Рубис |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-4681/2010
Истец: ОАО "ДПО "Пластик", ОАО ДПО Пластик г. Дзержинск
Ответчик: Департамент Федеральной службы по надзору в сфере Природопользования по Приволжскому Федеральному округу г. Н.Новгород, Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ПФО