Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 3 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
Предлагаемые изменения в статью 3 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации обусловлены необходимостью приведения ее части 2 в соответствие с пониманием сути иммунитетов, заложенным в международным праве, а также четкого отражения в тексте УПК международно-правовых обязательств Российской Федерации в области их обеспечения.
В существующей редакции данная норма имеет ряд недостатков. Так, в ней идет речь только о случаях дипломатической неприкосновенности. Однако в соответствии с действующими международными договорами Российской Федерации и общепризнанными принципами и нормами международного права, которые согласно п. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы, определенные категории иностранных граждан пользуются не только неприкосновенностью, но и в более широком плане иммунитетом от юрисдикции Российской Федерации. В зависимости от статуса лица он может включать в себя иммунитеты от уголовной, административной и гражданско-правовой юрисдикции. Его наличие означает, что власти государства пребывания (судебные, административные и иные) не вправе осуществлять целый ряд непосредственно затрагивающих это лицо действий (например, осуществлять арест или задержание, привлекать к ответственности, вручать повестки в суд, вызывать на допрос, принимать в его отношении исполнительные действия). В то же время неприкосновенность ограждает лишь только от части таких действий - от ареста и задержания.
В нынешнем виде часть 2 статья 3 УПК говорит лишь о дипломатической неприкосновенности. Вместе с тем Российская Федерация участвует в международных договорах, предусматривающих, например, наделение иммунитетом консульских должностных лиц и сотрудников международных организаций, по своему объему в значительной степени отличающимся от дипломатического иммунитета. Среди этих договоров - Венская конвенция о консульских сношениях 1963 г.. Конвенция о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций 1946 г.. Конвенция о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений 1947 г.
Согласно применимым нормам международного права процессуальные действия в отношении лиц, обладающих иммунитетом от этих действий, могут осуществляться лишь с определенного выраженного согласия государства или международной организации, на службе которых находится или находилось соответствующее лицо. Согласия или просьбы на то самого этого лица недостаточно, да они и не требуются.
Внесением предлагаемых изменений указанные недостатки будут устранены.
В новой редакции часть 2 статьи 3 УПК будет регулировать порядок производства процессуальных действий, предусмотренных Кодексом, в отношении лиц, пользующихся на территории Российской Федерации иммунитетом от таких действий. Таким образом, в сферу регулирования этой нормы войдут дипломатические агенты, административно-технический персонал дипломатических представительств, консульские должностные лица и служащие, сотрудники международных организаций, работающие в России. Объем привилегий и иммунитетов будет определяться в соответствии с применимым международным договором Российской Федерации в отношении каждого конкретного лица.
Под действие этой нормы будут подпадать также высшие должностные лица иностранного государства. Согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, среди прочего, нашедшим отражение в решениях Международного Суда ООН (например, в решении по делу Демократическая Республика Конго против Бельгии от 14 февраля 2002 г.), главы иностранных государств, правительств и министры иностранных дел пользуются иммунитетом от уголовной юрисдикции государства пребывания. После оставления своих должностей они продолжают пользоваться этим иммунитетом, но только в отношении действий, совершенных в официальном качестве во время нахождения в должности.
Иммунитет в отношении действий, совершенных в официальном качестве, сохраняется и у сотрудников дипломатических представительств и консульских учреждений, прекративших свои миссии в государстве пребывания. Такое правило содержится в пункте 2 статьи 39 Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г., пункте 4 статьи 53 Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г. Оно действует и в отношении должностных лиц ряда международных организаций, например, Международного союза электросвязи (в соответствии с пунктом 1 статьи 6 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Международным союзом электросвязи об учреждении в Российской Федерации зонального представительства Международного союза электросвязи 2003 г.). Поэтому в новой редакции части 2 статьи 3 УПК говорится о необходимости получения согласия иностранного государства, на службе которого не только находится, но и находилось лицо, пользующееся иммунитетом. О том же речь идет и применительно к сотрудникам международных организаций.
В соответствии с новой редакцией данной нормы согласие на производство процессуальных действий будет испрашиваться не у самого лица, пользующегося иммунитетом, а именно у государства или международной организации, которое или которую он представляет или представляло. Согласно практике, принятой в международных отношениях, оно будет испрашиваться через Министерство иностранных дел Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 3 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 3 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" не предусматривает расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 3 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
В случае принятия федерального закона "О внесении изменений в статью 3 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" не требуются признания утратившими силу, приостановления, дополнения или принятия иных актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.