Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О специальном техническом регламенте о молоке, продуктах его переработки, их производстве и обороте"
Досье на проект федерального закона
Настоящий технический регламент разработан в соответствии с федеральным законом "О техническом регулировании" и в связи с необходимостью упорядочивания нормативно-технической документации, используемой при производстве и обороте молока и продуктов его переработки.
В соответствии с п. 5 ст. 8 федерального закона "О техническом регулировании", специальные технические регламенты устанавливают требования только к тем отдельным видам продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, степень риска причинения вреда которыми выше степени риска причинения вреда, учтенной общим техническим регламентом.
Молоко и молочные продукты, являясь жизненно необходимым продуктом питания человека, в тоже время представляют благоприятную среду для развития многих видов патогенной микрофлоры, способны быстро утрачивать потребительские свойства и наносить существенный вред здоровью человека.
Проект специального технического регламента с учетом степени риска причинения вреда содержит следующие обязательные требования:
- к безопасности сырого молока,
- к безопасности продуктов переработки молока,
- к режимам специальных процессов производства,
- к режимам хранения, перевозки и реализации,
- к информации для потребителя.
Проект объединяет все необходимые исчерпывающие требования к объектам регулирования, содержащиеся в национальных стандартах, санитарных и ветеринарных правилах и нормах, действующем законодательстве.
Кроме того, проект устанавливает обязательность подтверждения соответствия продуктов требованиям регламента.
При этом, проект не содержит требований, относящихся к объектам общих технических регламентов по безопасности машин и оборудования, по безопасности пищевых продуктов, по биологической, экологической и другим видам безопасности.
Требования данного регламента распространяются на изготовителей сырого молока (сельскохозяйственные предприятия, фермерские хозяйства, ЛПХ), молокоперерабатывающие предприятия (молочные, маслосыродельные, сыродельные цеха, заводы, комбинаты), предприятия торговли и общественного питания, фирмы и предприятия, импортирующие продукцию для реализации на территории Российской Федерации.
Объектами защиты данного регламента являются жизнь и здоровье потребителей продукции, персонала изготовителей (продавцов), окружающая среда, информация для не введения в заблуждение потребителей (приобретателей).
В соответствии с п. 3 ст. 7 федерального закона "О техническом регулировании" проект содержит исчерпывающий перечень продукции в отношении которой устанавливаются требования, правила идентификации объектов технического регулирования, правила и формы оценки соответствия, требования к терминологии, упаковке и маркировке.
При разработке проекта специального технического регламента использовалась идеология продовольственного права Европейского Союза учитывались требования к молоку и продуктам его переработки на уровне международных стандартов, а также уровень развития национальной экономики и состояние материально-технической базы.
Принятие данного законопроекта обеспечивает:
- упорядочение нормативной базы,
- неограниченные условия для внедрения новых технологий,
- соответствие установленных требований безопасности техническому и экономическому состоянию предприятий,
- объединение в одном документе норм и требований, установленных в настоящее время в 5 федеральных законах и более 700 нормативных документах различного уровня.
Принятие данного законопроекта не влечет увеличения численности государственных контролирующих (надзорных) органов и бюджетного финансирования.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О специальном техническом регламенте о молоке, продуктах его переработки, их производстве и обороте"
Производство и оборот пищевых продуктов в настоящее время регулируются рядом федеральных законов и более чем тысячей нормативных и ведомственных документов. Изготовители молочных продуктов несут полную ответственность за безопасность продукции и при этом подвергаются многократному дублированному контролю со стороны государственных органов.
Сокращение расходов государства на содержание контрольно-надзорных органов, устранение дублирования их полномочий и ограничение вмешательства государства в предпринимательскую деятельность являются важнейшими задачами реформы технического регулирования.
Настоящий технический регламент устраняет дублирование государственного надзора со стороны ветеринарных и санитарных служб, ограничивает надзор за безопасностью продукции стадией оборота продукции. При этом изготовитель (продавец) обязывается обеспечивать функционирование системы производственного контроля.
Сокращение расходов изготовителей, продавцов, потребителей на приобретение необходимой информации, поддержание фонда нормативных документов, согласительные и разрешительные процедуры.
Настоящий технический регламент консолидирует обязательные требования к молоку, продуктам его переработки, специальным процессам, условиям оборота, порядкам подтверждения соответствия, идентификации и маркировке, содержащиеся в 700-х нормативных и технических документах. Регламент устраняет противоречия действующего законодательства, сокращает избыточные административные барьеры и предусматривает вневедомственные формы подтверждения соответствия.
Законодательное закрепление терминов на молоко и продукты его переработки, максимально гармонизированных с международными терминами, позволяет правильно идентифицировать продукты, применять государственные защитные меры в отношении недобросовестной конкуренции, снизить риски, связанные с фальсификацией продукции и введением потребителя в заблуждение.
Законодательное закрепление требований к безопасности продукции и специальных процессов положительно повлияет на качество продукции, процессы взаимного признания сертификатов соответствия между Россией и другими странами, а также упростит процедуру оформления таможенных документов.
Соблюдение программ производственного контроля по всей цепочке от производства до оборота продукции позволит уменьшить потери от нарушений технологических процессов, чрезвычайных ситуаций, нанесения вреда здоровью граждан.
Затраты хозяйствующих субъектов на формирование собственных баз нормативно-технических документов, разработку или приобретение технической документации в виде технологических инструкций, технических условий, ведомственных заключений и справок составляют в настоящее время около 400,0 млрд.рублей в год. С вступлением в силу настоящего технического регламента экономия денежных средств ориентировочно составит 130 млрд.рублей в год.
Принятие данного технического регламента не влечет увеличения численности государственных контролирующих органов и бюджетного финансирования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.