Заключение Комитета Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству
по проекту федерального закона N 140386-4 "О внесении изменений в Уголовный Кодекс Российской Федерации и в статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
(по вопросу об уголовной ответственности за производство, продажу, хранение, перевозку и ввоз на территорию Российской Федерации фальсифицированных лекарственных средств)
Названным законопроектом предполагается дополнить Уголовный кодекс Российской Федерации (далее - УК РФ) новой статьей 238.1, устанавливающей специальную ответственность за производство, продажу, хранение, перевозку и ввоз на территорию Российской Федерации фальсифицированных лекарственных средств.
Необходимость указанного дополнения УК РФ (несмотря на наличие в УК РФ статьи 238 ("Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности"), по мнению авторов законопроекта, обусловлена спецификой предмета преступления (фальсифицированные лекарственные средства), повышающей степень его общественной опасности.
Следует отметить, что в соответствии с положениями Федерального закона "О лекарственных средствах" фальсифицированным лекарственным средством признается лекарственное средство, сопровождаемое ложной информацией о составе и (или) производителе данного лекарственного средства.
По мнению Комитета, дополнение Уголовного кодекса Российской Федерации отдельной статьей, устанавливающей ответственность за производство, предложение к продаже, продажу, хранение, перевозку в целях сбыта и (или) ввоз на территорию Российской Федерации фальсифицированных лекарственных средств представляется нецелесообразным.
Полагаем, что диспозиция статьи 238 УК РФ охватывает деяния, ответственность за которые предполагается установить законопроектом.
Следует также учитывать, что положениями статьи 180 УК РФ предусмотрена ответственность за незаконное использование чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров.
При этом следует отметить очевидные сложности предполагаемой законопроектом квалификации деяний. Представляется, например, что достаточно трудно будет доказать факт причинения вреда здоровью вследствие приема именно фальсифицированного лекарственного средства, так как болеющий человек часто принимает несколько препаратов. Кроме того, ухудшение состояния здоровья может быть связано с побочной реакцией на легальный препарат.
Учитывая вышеизложенное, Комитет Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству рекомендует Государственной Думе отклонить проект федерального закона N 140386-4 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации, и в статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации", внесенный депутатами Государственной Думы А.С. Ивановым, П.Б. Шелищем.
Председатель Комитета |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.