Заключение Комитета по безопасности Государственной Думы Федерального Собрания РФ
от 20 марта 2007 г. N 113
на проект федерального закона N 401900-4 "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации"
Проект федерального закона N 401900-4 "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" (о создании Следственного комитета прокуратуры Российской Федерации и подведомственных ему структурных подразделений), внесенный депутатами Государственной Думы А.Н. Волковым, А.М. Розуваном и А.И. Гуровым рассмотрен в Комитете Государственной Думы по безопасности.
Комитет отмечает назревшую необходимость изменений в сфере осуществления надзора за соблюдением законности при производстве дознания и предварительного следствия, а также в области организации и проведения следственных действий следователями прокуратуры. Рассматриваемый законопроект направлен на реализацию этих изменений в части разграничения полномочий и создания новой структуры в системе прокуратуры страны.
Авторами законопроекта предлагается освободить прокурора от ряда уголовно-процессуальных действий - полномочий по возбуждению уголовного дела, даче согласия на возбуждение уголовного дела, на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения, отстранению дознавателя и следователя от дальнейшего производства расследования, продлению срока расследования, приостановлению и прекращению производства по уголовному делу и других.
Внесение указанных изменений в УПК РФ позволит сконцентрировать усилия прокурора на приоритетной функции - проверке исполнения требований федерального закона органами дознания, органами предварительного следствия, а также должностными лицами при расследовании уголовных дел.
Одновременно проект закона направлен на повышение самостоятельности руководителей всех звеньев следственных подразделений, усиление ответственности дознавателей, следователей и их непосредственных руководителей за полноту, обоснованность и своевременность принимаемых решений, качество проводимых уголовно-процессуальных действий.
Представляется, что законопроектом предлагается достаточно обоснованная система взаимодействия и контроля, в определенном смысле система сдержек и противовесов между участниками уголовного судопроизводства, прежде всего дознавателем, следователем, прокурором, начальником органа дознания, руководителем следственного органа.
Законопроектом предлагается создание Следственного комитета прокуратуры, в состав которого входят также следственные управления прокуратур субъектов Российской Федерации и других специализированных прокуратур, военных следственных управлений военных прокуратур, следственных управлений (отделов) прокуратур городов и районов. Руководство Следственным комитетом авторы предлагают возложить на первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации - начальника Следственного комитета Генеральной прокуратуры Российской Федерации (без процессуальных полномочий прокурора).
Поддерживая необходимость изменения отдельных норм УПК РФ, ограничивающих процессуальную самостоятельность следователя, дознавателя, Комитет отмечает, что вопросы ряда организационных, материально-технических проблем, связанных с созданием и функциями следственного комитета, не нашли своего отражения в законопроекте.
Статья 129 Конституции Российской Федерации определяет, что "иные прокуроры назначаются Генеральным прокурором". В этой связи доработки и редакционных изменений требует заложенное в законопроекте положение о том, что начальник Следственного комитета будет назначаться Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Более четкой проработки требует и новелла законопроекта о том, что Положение о Следственном комитете утверждается Президентом Российской Федерации. Как представляется, указанное Положение может быть утверждено и Генеральным прокурором, так как оно не устанавливает уголовно-процессуальных норм, а является организационно-распорядительным документом.
В проекте закона не четко определены название и порядок назначения на должность руководителей следственных подразделений всех уровней. Также не определена роль руководителей следственных органов МВД, ФСБ и других при возбуждении ходатайств о продлении сроков содержания обвиняемых под стражей, при изъятии из органов дознания уголовных дел и т.д.
При подготовке проекта федерального закона к рассмотрению во втором чтении потребуется детальное сопоставление статей УПК РФ и ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации", в которые вносятся изменения, и текстов самих изменений на предмет исключения возможных пробелов, дублирования, двойного толкования.
Комитет положительно оценивает перспективу того, что новая структура будет укомплектовываться уже имеющимися кадрами - следователями прокуратур и фактически не повлечет за собой серьезных структурных и оргштатных изменений, которые могли бы оказать негативное влияние на выполнение следственными аппаратами прокуратур своих функций. Вместе с тем, учитывая предполагаемую реорганизацию органов прокуратуры, представляется необходимым провести дополнительное изучение финансовых вопросов.
На основании обсуждения проекта закона, принимая во внимание замечания, высказанные в том числе представителями Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Следственного комитета МВД России, Общественной палаты Российской Федерации Комитет Государственной Думы по безопасности рекомендует принять законопроект в первом чтении и доработать его ко второму чтению с учетом представленных замечаний.
Председатель комитета |
В.А. Васильев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.