Заключение Правового Управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
от 26 октября 2006 г. N вн 2.2-1/3525
на проект федерального закона N 245478-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "О гражданской обороне" и в статью 21 Федерального закона "Об обороне", внесенный депутатами Государственной Думы В.П. Войтенко, В.А. Востротиным, А.М. Розуваном
(повторно к первому чтению)
По данному проекту, вносящему изменения в Федеральный закон "О гражданской обороне" (далее - Закон) и статью 21 Федерального закона "Об обороне", касающемуся совершенствования законодательства в сфере гражданской обороны, сообщаем следующее.
1. Полагаем, что наименование данного проекта не в полной мере отражает его содержание, поскольку неясно, по какому вопросу вносятся предлагаемые изменения. В этой связи следует отметить, что в соответствии с Методическими рекомендациями по юридико-техническому оформлению законопроектов наименование законопроекта отражает его содержание и основной предмет правового регулирования. Наименование должно быть точным, четким и максимально информационно насыщенным, правильно отражать предмет правового регулирования с тем расчетом, чтобы исполнители могли по наименованию законодательного акта определить его основное содержание, легко запомнить, при необходимости быстро отыскать.
2. Слова "защита населения", которыми дополняется словосочетание "гражданская оборона" (см., например, пункт 1 статьи 1 проекта - новая редакция абзаца 2 статьи 1 Закона), являются излишними, так как защита населения входит в понятие гражданской обороны (см. новую редакцию абзаца 1 статьи 1 Закона).
Аналогичное замечание относится и к некоторым неизменяемым положениям действующей редакции Закона (см., например, абзацы 3 и 4 статьи 5).
3. В связи с тем, что к гражданской обороне отнесены, в том числе, и мероприятия при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, полагаем, что это обстоятельство следует учитывать как в других положениях проекта (см., например, абзац 3 новой редакции статьи 1 Закона), так и в неизменяемой части Закона (см., например, пункт 2 статьи 9 и статью 12), в которых указаны "чрезвычайные ситуации" без соответствующих уточнений.
Полагаем также, что следует уточнить и некоторые другие понятия в положениях проекта и Закона. Так, например, из новой редакции абзаца 5 пункта 1 статьи 8 Закона в конечном итоге будет неясно, о каких именно опасностях идет речь (см. подпункт "а" пункта 6 статьи 1 проекта).
4. Проектом (подпункт "д" пункта 5 статьи 1) предлагается дополнить новой "частью" 2 статью 7 Закона, предоставляющей федеральному органу исполнительной власти в области обороны право, по сути, устанавливать в Вооруженных Силах Российской Федерации порядок выполнения (реализации) задач гражданской обороны, осуществления надзорных и контрольных функций в этой области по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны. Однако предлагаемое проектом изменение требует дополнительного анализа с учетом положения части 1 статьи 87 Конституции Российской Федерации о том, что Президент Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации, а также с учетом статьи 32 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации", устанавливающей, что Президент Российской Федерации руководит деятельностью указанных в данной статье проекта федеральных органов исполнительной власти.
Аналогичное замечание относится и к другому положению проекта (пункт 10 статьи 1), поскольку в пункте 2 новой статьи 14.1 Закона будет указано, что Положение о государственном надзоре в области гражданской обороны (который осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны, и его территориальными органами), утверждается Правительством Российской Федерации.
Полагаем также, что новую статью 14.1 Закона, посвященную государственному надзору в области гражданской обороны, следует доработать с целью исключения некоторых повторов (см. пункт 1 и абзац 2 пункта 3 статьи 14.1 Закона).
Обращаем внимание, что внесению изменений в данный Закон посвящен также законопроект N 261684-4 с противоположной концепцией, который, полагаем, следует рассматривать одновременно с данным проектом.
Заместитель |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.