22 июня 2011 г. |
г. Ессентуки |
Дело N А20-1979/2010
Апелляционное производство 16АП-763/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 июня 2011 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Казаковой Г.В.,
судей Джамбулатова С.И., Фриева А.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Эсангальдеевой Х.А., рассмотрев апелляционную жалобу Открытого акционерного общества "Физкультурно-оздоровительный комплекс "Джайлык" на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 13.12.2010 по делу N А20-1979/2010 (судья Кустова С.В.) по заявлению Открытого акционерного общества "Физкультурно-оздоровительный комплекс "Джайлык" (361600, Кабардино-Балкарская Республика, Эльбрусский р-н, г. Тырныауз, ул. Энеева, 10/3, ОГРН 1020700712702) к местной администрации Эльбрусского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики (361624, Кабардино-Балкарская Республика, Эльбрусский р-н, г. Тырныауз, пр-т Эльбрусский, 34, ОГРН 1060710004651), третьи лица: администрация сельского поселения Верхний Баксан, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кабардино-Балкарской Республике, Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата по КБР" о признании недействительным постановления N 67 от 27.07.2009,
без участия представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания по рассмотрению апелляционной жалобы,
УСТАНОВИЛ
Открытое акционерное общество "Физкультурно-оздоровительный комплекс "Джайлык" (далее - ОАО ФОК "Джайлык", общество) обратилось в арбитражный суд с иском о признании недействительным постановления местной администрации Эльбрусского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики (далее - администрация) от 27.07.2009 N 67 "Об отмене постановления главы администрации Эльбрусского района от 31.01.2007 N 18 "О внесении изменений в кадастровую стоимость земель ОАО ФОК "Джайлык" и об обязании местной администрации Эльбрусского муниципального района обратиться в подразделение Управления Росреестра по КБР в Эльбрусском районе Кабардино-Балкарской Республики о государственной регистрации прекращения права постоянного (бессрочного) пользования ОАО ФОК "Джайлык" земельным участком площадью 3,7 га, обратиться в МРИ ФНС России N 5 по КБР о перерасчете доначисленного налога на землю ОАО ФОК "Джайлык" с 01.08.2007 на площадь земли 3,7 га.
Определением от 04.08.2010 суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, администрацию сельского поселения Верхний Баксан Кабардино-Балкарской Республики (том 1, л.д. 71-72).
Определением от 22.09.2010 суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кабардино-Балкарской Республике (том 1, л.д. 138-140).
Определением от 21.10.2010 суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата по КБР" (том 2, л.д. 32-34).
Решением Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 13.12.2010 по делу N А20-1979/2010 восстановлен пропущенный срок на подачу заявления, в удовлетворении требований отказано в полном объеме. Судебный акт мотивирован тем, что ОАО ФОК "Джайлык" не представило доказательств надлежащего обращения с заявлением об отказе от частичного землепользования земельным участком на праве постоянного бессрочного пользования.
Не согласившись с решением суда первой инстанции от 13.12.2010 по делу N А20-1979/2010 ОАО ФОК "Джайлык" обратилось в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в полном объеме и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Жалоба мотивированна тем, что судом нарушены нормы материального права, в связи, с чем принято незаконное и необоснованное решение. По мнению заявителя апелляционной жалобы, в декабре 2006 года общество предоставило заявление и все необходимые документы об отказе от права постоянного бессрочного пользования частью земельного участка, который не подлежит освоению и использованию по назначению.
В судебное заседание представители ОАО "Физкультурно-оздоровительный комплекс "Джайлык", местной администрации Эльбрусского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики, третьих лиц: администрации сельского поселения Верхний Баксан, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кабардино-Балкарской Республике, Федерального государственное учреждение "Земельная кадастровая палата по КБР", надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явились, о причинах неявки суд не известили. Отзывы на апелляционную жалобу не предоставили. Местная администрации Эльбрусского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики и администрация сельского поселения Верхний Баксан направили ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителей.
На основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие не явившихся представителей лиц, участвующих в деле.
Проверив правильность решения Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 13.12.2010 по делу N А20-1979/2010 в апелляционном порядке в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд пришел к выводу, что решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении заявления является незаконным и необоснованным по следующим основаниям.
На основании распоряжения Совета Министров КБАССР от 10.05.1983 N 88-р исполнительным комитетом Тырныаузского городского Совета народных депутатов 06.12.1983 было принято решение N 381 "Об отводе земельного участка под строительство альпинистско - горнолыжного комплекса "Джайлык" в ущелье Адыр-Су", об утверждении акта комиссии по выбору земельного участка для альпинистско-горнолыжного комплекса "Джайлык" в ущелье Адыр-Су, разрушенного селевым потоком 19.07.1983, для переноса на новый участок базы площадью 6 га на землях гослесфонда. Решением предписано при строительстве зданий и сооружений новой базы максимально сохранить древесную растительность, отвести участок в натуре. Физкультурно-оздоровительному предприятию общественной организации "Джайлык" был выдан государственный акт на право пользования землей о закреплении в бессрочное и бесплатное пользование 5,4 га земли в границах согласно плану землепользования для строительства комплекса. Акт зарегистрирован в книге записей государственных актов на право пользования землей за N 19 (том 1, л.д. 18-24, 130).
ОАО "Физкультурно-оздоровительный комплекс "Джайлык" зарегистрировано в качестве юридического лица с 17.04.2001 за основным государственным регистрационным номером 1020700712702 и осуществляет деятельность по предоставлению лечебно-оздоровительных услуг. Общество является правопреемником Физкультурно-оздоровительного комплекса "Джайлык" фонда имущества Российского профсоюза атомной энергетики и промышленности в отношении прав и обязанностей преобразованного предприятия. Учредителями Общества являются Российский профсоюз атомной энергетики и промышленности - 45 % акций, Кабардино-Балкарская Республика - 45 % акций, Администрация Эльбрусского района КБР - 10 % акций (том 1, том 2, л.д. 52, 53-73,74-75).
Постановлением Администрации Эльбрусского района КБР от 03.12.2004 N 195 "О закреплении за открытым акционерным обществом Физкультурно-оздоровительный комплекс "Джайлык" земельного участка", за обществом было сохранено право постоянного (бессрочного) пользования земельного участка площадью 5,4 га в границах фактического использования до 01.01.2006 (том 2, л.д. 80).
21.12.2004 обществу выдано свидетельство серии 07 АЕ N 620883 о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок, расположенный в Эльбрусском районе КБР, с. Верхний Баксан, ущелье "Адыр-Суу", площадью 5,4га, категория земель - земли лесного фонда, кадастровый номер 07:11:1600 000:0009, о чем в Едином государственном реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним 21.12.2004 сделана запись N 07-01/1107/2004-189 (том 1, л.д. 17).
08.12.2006 общество обратилось к главе администрации Эльбрусского района с заявлением о выводе из состава земли 5,4 га, отведенного под строительство альпинистско-горнолыжного комплекса "Джайлык", земель, фактически не подлежащих освоению, из-за обрывов и недоступности местности, и разграничить использование земель по назначению, в связи разницей удельного показателя кадастровой стоимости земли (том 1, л.д. 14-15, том 2, л.д. 18-19).
Копия указанного заявления также была направлена Территориальному отделу УФА кадастра объектов недвижимости по КБР.
Постановлением администрации Эльбрусского муниципального района от 31.01.2007 N 18 "О внесении изменений в кадастровую стоимость земель ОАО ФОК "Джайлык" было выделено из общей территории 5,4 га, отведенной под проектную застройку комплекса ОАО ФОК "Джайлык", под существующие объекты и сооружения 1,7 га земли, остальные 3,7 га земли были определены, как земли общего пользования (пункт 1). Указанным постановлением предписано внести изменения в кадастровую стоимость земель общества, применив удельную стоимость кадастровой оценки земель на площадь 1,7 га, как фактически используемую комплексом, и применить на 3,7 га земель удельную стоимость кадастровой оценки земель как неиспользуемые для активного отдыха (пункт 2). Главному специалисту-эксперту территориального (межрайонного) отдела по Эльбрусскому району Ахматову А.С. предложено внести изменения в земельно-учетные данные землепользователя ОАО ФОК "Джайлык" (пункт 3), Директору общества Атабиеву И.Ж. - получить в 2007 году кадастровый план на фактически используемую площадь, обеспечить государственную регистрацию на право пользования земельным участком в соответствии с земельным законодательством (пункт 4). Налоговой инспекции Эльбрусского района с участием главы Верхне-Баксанской сельской администрации произвести перерасчет задолженности по налогу на землю за 2006 год (пункт 5), (том 1, л.д. 30-31).
01.07.2009 прокурором Эльбрусского района КБР после рассмотрения заявления главы администрации сельского поселения Верхний Баксан о непоступлении налогов от землепользователей принесен протест на Постановлением администрации Эльбрусского муниципального района от 31.01.2007 N 18 "О внесении изменений в кадастровую стоимость земель ОАО ФОК "Джайлык", администрации предложено отменить постановление N 18 от 31.01.2007 в связи с нарушением статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", статьи 53 Земельного кодекса Российской Федерации.
24.07.2009 по результатам рассмотрения протеста прокурора Эльбрусского района КБР на постановление N 18 от 31.01.2007, главой администрации было вынесено постановление N 67, которым постановление главы администрации N18 от 31.01.2007 было отменено, ОАО ФОК "Джайлык" рекомендовано оформить отказ от права постоянного (бессрочного) пользования частью земель, не подлежащего освоению, в установленном порядке.
ОАО ФОК "Джайлык", считая, что Администрация при вынесении постановления N 67 от 24.07.2009 "По результатам рассмотрения протеста прокурора на постановление главы администрации Эльбрусского района от 31.01.2007 N 18" об отмене постановления главы администрации Эльбрусского района от 31.01.2007 N 18 нарушила статьи 45, 53 Земельного кодекса Российской Федерации, тем самым допустила нарушение прав и законных интересов общества в сфере экономической деятельности обратилось в суд с требованиями о признании постановления N 67 от 24.07.2009 недействительным и восстановлении нарушенного права, в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления может быть признан судом недействительным в том случае, если он не соответствует закону или иным правовым актам и одновременно нарушает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица.
В пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", даны разъяснения, что для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов или органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу частей 4 и 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений на предмет соответствия закону или иному нормативному правовому акту, выявляет нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Обязанность доказывания законности оспариваемого ненормативного правового акта возлагается на орган или лицо, которые его приняли.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований о признании Постановление главы администрации от 24.07.2009 N 67 недействительным, пришел к выводу, что поскольку ОАО ФОК "Джайлык" с заявлением об отказе от права пользования земельным участком или определенной его части от общества не обращался, в заявлении от 08.12.2006 отсутствует определенно выраженная воля общества на отказ от осуществления принадлежащего ему права постоянного (бессрочного) пользования конкретным земельным участком (конкретной его части), в котором указывается только на приблизительный размер земельного участка, не подлежащего освоению обществом, решение об изъятии земельного участка уполномоченным органом не выносилось, фактически администрацией вынесено постановление от 31.01.2007 N18 о внесении изменений в кадастровую стоимость земель. Способа прекращения права бессрочного пользования путем внесения изменения в кадастровую стоимость земель действующим законодательством не предусмотрено. Действия (бездействия) администрации, не принявшей решения об изъятии земельного участка, поэтому Постановление главы администрации от 27.07.2009 N 67 об отмене постановления главы администрации Эльбрусского района N 18 от 31.01.2007 является законным и обоснованным.
Суд апелляционной инстанции не согласен с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку считает, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, судом неправильно применены нормы материального права.
Так, в соответствии со статьей 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, принявшими их.
Однако отменяющий акт органа местного самоуправления должен соответствовать закону, то есть быть обоснованным и не нарушающим законных прав граждан и организаций. При этом реализация органами местного самоуправления предоставленных законом полномочий не может ставиться в зависимость исключительно от усмотрения данных органов, а также без явной необходимости не должна нарушать принцип стабильности правоотношений, сложившихся в результате издания ненормативного правового акта.
Таким образом, основываясь на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства при осуществлении публичных функций, компетентный орган местного самоуправления, его должностное лицо в порядке самоконтроля вправе отменить ранее принятый данным, либо другим должностным лицом органа местного самоуправления правовой акт.
Вместе с тем основанием для отмены является несоответствие правового акта конкретным требованиям закона, о чем должно быть указано в постановлении (решении) об отмене, то есть должно быть указано, какому закону или иному нормативному акту не соответствовал принятый муниципальный правовой акт.
Кроме того, акт должен быть доведен до сведения лиц, чьи интересы затронуты.
Как видно из содержания оспариваемого Постановления главы администрации от 27.07.2009 N 67, отменяя Постановление N18 от 31.01.2007, орган местного самоуправления указал, что постановление N 67 от 24.07.2009 принято по результатам рассмотрения протеста прокурора Эльбрусского района КБР, а ОАО ФОК "Джайлык" рекомендовано оформить отказ от права постоянного (бессрочного) пользования частью земель, не подлежащего освоению, в установленном порядке.
Следовательно, в рассматриваемом случае оспариваемое постановление от 27.07.2009 N 18 не содержит указания на несоответствие Постановления главы администрации Эльбрусского района N18 от 31.01.2007 конкретному закону или иному нормативному правовому акту.
Вместе с тем судом первой инстанции и судом апелляционной инстанции установлено, что Администрация, отменяя постановление N 18 от 31.01.2007, руководствовалась протестом прокурора Эльбрусского района от 01.07.2009 N 8/6-09, в котором указано на нарушениях статьи 53 Земельного Кодекса Российской Федерации и Федерального закона РФ N 122 от 21.07.1997 "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
При установленных обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно проверил основания отмены ранее принятого постановления и пришел к выводам, с которыми суд апелляционной инстанции не согласен по следующим основаниям.
ОАО ФОК "Джайлык" является правопреемником Физкультурно-оздоровительного предприятия общественной организации "Джайлык", которому в 1983 году было предоставлено право бессрочного и бесплатного пользования землей площадью 5,4 га в границах, согласно плану землепользования для строительства комплекса.
Следовательно, в связи с принятием в 2001 году Земельного кодекса Российской Федерации, в силу статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации за ОАО ФОК "Джайлык" сохранилось право постоянного бессрочного пользование земельным участком.
Кроме того, постановлением Администрации Эльбрусского района КБР от 03.12.2004 N 195 "О закреплении за открытым акционерным обществом Физкультурно-оздоровительный комплекс "Джайлык" земельного участка", Администрация подтвердила право общества на постоянное (бессрочное) пользование земельным участком площадью 5,4 га в границах фактического использования до 01.01.2006 (том 2, л.д. 80).
Согласно части 1 статьи 269 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное пользование, осуществляет владение и пользование этим участком в пределах, установленных законом, иными правовыми актами и актом о предоставлении участка в пользование.
В силу части 1 статьи 45 Земельного кодекса Российской Федерации право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращаются при отказе землепользователя, землевладельца от принадлежащего им права на земельный участок на условиях и в порядке, которые предусмотрены статьей 53 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 3 статьи 53 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей ей до 01.01.2007, при отказе лица от права постоянного бессрочного пользования земельным участком, распоряжение данным участком осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статей 29 настоящего Кодекса.
Статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, которое осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Федеральным законом от 17.04.2006 N 53-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", вступившим в силу с 01.07.2006, Администрация муниципального района получила полномочия по распоряжению земельными участками.
Таким образом, исходя из указанных норм, отказ от своего права должен быть выражен в заявлении об отказе, поданном в соответствующий орган - орган государственной власти субъекта Российской Федерации или в орган местного самоуправления.
Судом установлено, что Общество обратилось к главе администрации Эльбрусского района 08.12.2006 с заявлением о выводе из состава земли 5,4 га, отведенного под строительство альпинистско-горнолыжного комплекса "Джайлык", земель, фактически не подлежащих освоению, из-за обрывов и недоступности местности, и разграничить использование земель по назначению, в связи разницей удельного показателя кадастровой стоимости земли (том 1, л.д. 14-15, том 2, л.д. 18-19).
Глава администрации Эльбрусского района направило указанное заявление начальнику территориального (межрайонного) отдела Управления федерального агентства кадастра объектов и недвижимости по КБР Ахматову А.С. для осуществления проверки изложенных фактов и дачи заключения.
Как следует из сообщения начальника территориального (межрайонного) отдела Управления федерального агентства кадастра объектов и недвижимости по КБР от 20.12.2006 N 02/744, по расчету Управления ОАО ФОК "Джайлык" из общей площади 5,4 га использует только земельный участок площадью 1,66 га под постройками и внутренними подъездами, при этом 0, 2 га занято под дорогой общего пользования, а 3,54 га занято лесом, кустарниками, оврагами и каменными осыпями. Управление предложило Администрации определить структуру (экспликацию) фактического занятия земель под объектами общества, исключить из территории альплагеря земли общего пользования и земли, неиспользуемые для активного отдыха в связи с их непригодностью. Кроме того, Управление сообщило о том, что кадастровая стоимость земельного участка площадью 5,4 га, находящегося в пользовании ОАО ФОК "Джайлык", завышена, определена формально и без учета неполного освоения проекта по строительству альпинистско-горнолыжного комплекса, сезонностью его использования, поэтому для объективной оценки предложил получить балансовый отчет ОАО ФОК "Джайлык", провести анализ хозяйственной деятельности общества за 2006 год, с участием специалистов по оценке земель получить удельные показатели по кадастровой стоимости квадратного метра в данном районе, с учетом сезонности использования. Рекомендовал ОАО ФОК "Джайлык" до 01.09.2007 произвести уборку и рекультивацию территории лагеря, неиспользуемую для активного отдыха, и сдать по акту природоохранным организациям, установить в натуре границы земельного участка и получить земельно-кадастровую документацию, провести регистрацию земельного участка, обратиться с ходатайством в органы муниципального управления района о пересмотре площадей закрепленных земель и предусмотреть их дальнейшее использование.
Таким образом, судом апелляционной инстанции установлено, что общество в заявлении от 08.12.2006 указала на невозможность освоения части земельного участка в ущелье "Адыр-Су" в связи с непригодностью использования из обрывов и недоступности местности, а поэтому просило вывести из состава земли 5,4 га, земельный участок, не подлежащий использованию по назначению, и разграничить оставшуюся часть оставшуюся на категории по целевому использованию, а отдел территориального (межрайонного) отдела Управления федерального агентства кадастра объектов и недвижимости по КБР подтвердило, что ОАО ФОК "Джайлык" использует 1,66 га, в границах которых 0,37 га под постройками, 0,23 га под внутренними подъездами, при этом 0,20 га занято под дорогой общего пользования, и невозможности использования обществом земельного участка площадью 3,54 га, занятого лесом, кустарниками, оврагами и каменными осыпями, кроме того, указало на необходимость определить удельные показатели по кадастровой стоимости квадратного метра в данном районе, с учетом сезонности использования для определения оценки земель.
При установленных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что ОАО ФОК "Джайлык" в силу объективных причин не использует в своей деятельности земельный участок, расположенный в горной и лесистой части ущелья "Адыр-Су" в связи с недоступностью, однако вынуждено оплачивать налоги за пользование земельным участком, в связи с чем и обратилось в органы местного самоуправления об отказе от части земельного участка.
При этом суд апелляционной инстанции считает возможным в соответствии со статьей 6 Гражданского кодекса Российской Федерации в данном случае по аналогии применить положения ст. 431 Гражданского кодекса Российской Федерации о том, что при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом. При этом должна быть выяснена действительная общая воля сторон.
Оценивая заявление ОАО ФОК "Джайлык" от 08.12.2006 по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции считает, что ОАО ФОК "Джайлык", указав в заявлении просьбу "вывести из состава земли 5,4 га, земельный участок, не подлежащий использованию по назначению в связи с непригодностью использования из обрывов и недоступности местности", выразило свою волю об отказе от части земельного участка в связи с невозможностью использования по назначению.
Указанное обстоятельство общество подтвердило как в суде первой инстанции, так и в апелляционной жалобе.
При этом суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции о том, что ОАО ФОК "Джайлык" с заявлением об отказе от права пользования земельным участком или определенной его части не обращалось, сделаны на том основании, что в заявлении от 08.12.2006 не указана фраза "отказ от права пользования земельным участком", однако указанный вывод не соответствует смыслу заявления и действительной воли общества.
В силу части 3 статьи 53 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, вступившей в действие с 01.01.2007, при отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком заявление об отказе от права на земельный участок подается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
К заявлению об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком прилагаются кадастровый паспорт земельного участка (при наличии в государственном кадастре недвижимости сведений о таком земельном участке, необходимых для выдачи кадастрового паспорта земельного участка), подлинники документов, удостоверяющих права на землю, в случае их отсутствия - копия решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка, а также копия документа, удостоверяющего личность (для гражданина), или копия документа, подтверждающего государственную регистрацию юридического лица. К заявлениям юридических лиц, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и государственных и муниципальных предприятий должен быть приложен документ, подтверждающий согласие органа, создавшего соответствующее юридическое лицо, или иного действующего от имени учредителя органа на отказ от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.
Учитывая, что на момент обращения с заявлением 08.12.2006, названная выше норма не предусматривала обязательного приложения документов к заявлению об отказе от принадлежащего истцу права, суд апелляционной инстанции считает, что доводы суда первой инстанции и доводы Администрации о не предоставлении документов в обоснование заявления, указанные в новой редакции части 3 статьи 53 Земельного кодекса Российской Федерации, при подаче заявления 08.12.2006, не соответствуют действующему в 2006 году порядку обращения.
Кроме того, суду не представлены доказательства того, что Администрация истребовала указанные документы, которые у общества имеются в наличии, о чем Администрации было известно как одному из учредителей Общества.
Федеральным законом от 18.12.2006 N 232-ФЗ принята новая редакция статьи 53 Земельного кодекса Российской Федерации и дополнена частями 4-6, которые подлежали применению с 01.01.2007.
Таким образом, в силу приведенных выше норм лицо, владеющее земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования, вправе отказаться от своего права, а уполномоченный орган, в случае оформления заинтересованным лицом в установленном порядке такого отказа, обязан принять соответствующее решение.
Оценив установленные обстоятельства и представленные доказательства, суд апелляционной инстанции считает, что общество заявлением от 08.12.2006 в добровольном порядке отказалось от права постоянного (бессрочного) пользования на часть закрепленного в его пользование земельного участка в связи с непригодностью использования из-за обрывов и недоступности местности и тем самым не подлежащий использованию по назначению, а также и в связи с необоснованными затратами по оплате неиспользуемого земельного участка.
В соответствии с частью 4 статьи 53 Земельного кодекса Российской Федерации при отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, на основании заявления об отказе от права на земельный участок в месячный срок со дня получения такого заявления принимает решение о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком.
Копия указанного в настоящем пункте решения в трехдневный срок со дня его принятия направляется лицу, подавшему заявление об отказе от права на земельный участок.
Администрация Эльбрусского района, рассмотрев заявление Общества от 08.12.2006, приняла Постановление N 18 от 31.01.2007 "О внесении изменений в кадастровую стоимость земель ОАО ФОК "Джайлык", однако в пункте 1 указало, "Выделить из общей территории 5,4 га, отведенной под проектную застройку комплекса ОАО ФОК "Джайлык", под существующие объекты и сооружения 1,7 га земли, остальные 3,7 га земли определить как земли общего пользования". В пункте 2 Постановления предписано внести изменения в кадастровую стоимость земель общества, применив удельную стоимость кадастровой оценки земель на площадь 1,7 га, как фактически используемую комплексом, и применить на 3,7 га земель удельную стоимость кадастровой оценки земель как неиспользуемые для активного отдыха (пункт 2).
Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление N 18 от 31.01.2007, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что исходя из смысла пункта 1, администрация правомерно прекратила право ОАО ФОК "Джайлык" бессрочного пользования земельным участком на основании выводов Территориального (межрайонного) отдела Эльбрусского района на земельный участок площадью 3,7 га, на котором расположены инженерные сооружения, дороги и подъезды общего пользования, овраги и обрывы, определив как земли общего пользования, выделив ОАО ФОК "Джайлык" под существующие объекты и сооружения 1,7 га.
Суд апелляционной инстанции также считает, что наименование Постановления от 31.01.2007 N 18 как "О внесении изменений в кадастровую стоимость земель ОАО ФОК "Джайлык" не изменило суть принятого Администрацией Эльбрусского района решения о прекращении права ОАО ФОК "Джайлык" бессрочного пользования земельным участком площадью 3,7 га.
Таким образом, орган местного самоуправления в соответствии с предоставленными статьей 11 Земельного кодекса Российской Федерации полномочиями осуществил управление и распоряжение земельным участкам, находящимся в постоянном (бессрочном) пользовании, на основании заявления ОАО ФОК "Джайлык", выделив в пользование общества земельный участок общей площадью 1,7 га, а земельный участок площадью 3.7 га, расположенный в ущелье "Адыр-СУ", включил в состав земель общего пользования.
В соответствии с абзацем 2 части 5 и частью 6 статьи 53 Земельного кодекса Российской Федерации, в редакции, действовавшей на момент принятия постановления N 18 от 31.01.2007, в случае, если право на земельный участок было ранее зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в недельный срок со дня принятия решения, указанного в пункте 4 настоящей статьи, обязан обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, для государственной регистрации прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, обязан сообщить об отказе от права на земельный участок, право на который не было ранее зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в налоговый орган по месту нахождения такого земельного участка и в орган, осуществляющий деятельность по ведению государственного кадастра недвижимости, в недельный срок со дня принятия решения, указанного в пункте 4 настоящей статьи.
Следовательно, Администрация Эльбрусского района в соответствии с частью 5 статьи 53 Земельного кодекса Российской Федерации обязана в недельный срок со дня принятия Постановление N 18 от 31.01.2007 обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, для государственной регистрации прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком.
Таким образом, обязательность государственной регистрации перехода (прекращения) прав является производной от содержания решения государственного органа, уполномоченного на его принятие статьями 29, 53 Кодекса и является обязанностью Администрации.
Следовательно, доводы Администрации и прокуратуры Эльбрусского района о том, что прекращение права постоянного (бессрочного) пользования не было зарегистрировано в установленном законом порядке, а поэтому постановление N 18 от 31.01.2007 не является законным, суд апелляционной инстанции не принимает, поскольку не исполнение Администрацией возложенных на нее действующим законодательством обязанностей, не является основанием для признания постановления N 18 от 31.01.2007 недействительным.
В соответствии со статьей 60 Земельного Кодекса Российской Федерации нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях признания недействительными в судебном порядке в соответствии со статьей 61 настоящего Кодекса не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления.
Согласно части 1 статьи 61 Земельного кодекса Российской Федерации ненормативный акт органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган, который принял соответствующий акт (часть 1 статьи 65, части 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Из содержания пункта 4 статьи 7 Закона N 131-ФЗ следует, что при осуществлении публичных функций компетентный орган местного самоуправления, его должностное лицо вправе отменить ранее принятый данным либо другим должностным лицом органа местного самоуправления правовой акт в случае противоречия его нормам Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что орган местного самоуправления не доказал наличия правовых оснований и обоснованности принятого Постановления N 67 от 27.07.2009 "По результатам рассмотрения протеста прокурора на постановление главы администрации Эльбрусского района от 31.01.2007 N 18", отменившего ранее принятое главой Эльбрусского района постановление от 31.01.2007 N 18.
В оспариваемом постановлении не указано, нарушение каких норм законодательства послужило основанием для отмены постановления N 18 от 31.01.2007, не указаны мотивы, по которым оно принято администрацией.
ОАО ФОК "Джайлык", обратившееся в муниципальный орган 08.12.2006 с заявлением об отказе от права на земельный участок в связи с невозможностью использования по назначению, вправе ожидать от него соблюдения требований законодательства при решении вопроса о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.
Следовательно, постановление от 27.07.2009 N 67, отменившее ранее изданное главой администрации Эльбрусского района постановление от 31.01.2007 N 18, нарушает права заявителя в сфере предпринимательской деятельности и налагает дополнительные обязанности по оплате за пользование земельным участком, которое фактически не подлежит использованию по назначению, поскольку расположено в горном ущелье с оврагами и обрывами, покрытого лесом и кустарником, а также за пользование земельным участком, на котором расположены инженерные сооружения, дороги и подъезды общего пользования, а поэтому оспариваемое постановление не может быть признано соответствующим закону.
Таким образом, судом апелляционной инстанции установлено, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует Земельному кодексу Российской Федерации, нарушает прав и законных интересы юридического лица в сфере осуществления предпринимательской и экономической деятельности, незаконно возлагая дополнительные обязанности.
При установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что доводы ОАО ФОК "Джайлык" о признании Постановления N 67 от 24.07.2009 "По результатам рассмотрения протеста прокурора на постановление главы администрации Эльбрусского района от 31.01.2007 N 18" об отмене постановления главы администрации Эльбрусского района от 31.01.2007 N 18 о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок площадью 3,7 га и выделении на праве постоянного пользования обществу земельного участка площадью 1,7 га по фактическому пользованию, являются обоснованными, а заявленные требования подлежащими удовлетворению.
В силу статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Учитывая, что суд апелляционной инстанции пришел к выводу о недействительности Постановления N 67 от 27.07.2009 "По результатам рассмотрения протеста прокурора на постановление главы администрации Эльбрусского района от 31.01.2007 N 18" Об отмене постановления главы администрации Эльбрусского района от 31.01.2007 N 18 "О внесении изменений в кадастровую стоимость земель ОАО ФОК "Джайлык", нарушенное право и законные интересы ОАО ФОК "Джайлык" подлежат восстановлению путем признания недействительным указанного постановления и исполнения Постановления N 18 от 31.01.2007.
По правилам части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление о признании ненормативного правового акта недействительным может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 18.11.2004 N 367-0, установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а действий (бездействия) - незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений. Поскольку несоблюдение установленного срока в силу соответствующих норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и если пропуск срока обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.
Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации не содержит перечень уважительных причин, при наличии которых суд может восстановить срок, установленный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поэтому право установления наличия этих причин и их оценки принадлежит суду. Восстановление пропущенного срока в силу статьи 117 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является правом суда.
В соответствии с указанными нормами суд при рассмотрении дела обязан установить, когда заявитель узнал об издании ненормативного правового акта, нарушающем его права и законные интересы, и определить пропущен или нет указанный срок. Судебный акт должен содержать вывод по данному вопросу.
Условием восстановления срока судебного обжалования является признанная судом уважительность причины пропуска данного срока. Законодатель не установил критериев для определения уважительности причин пропуска срока в тех или иных случаях. Следовательно, данный вопрос решается по усмотрению суда.
Суд первой инстанции, проверив доводы Общества, что о постановлении главы администрации N 67 от 27.07.2009 Обществу стало известно только при исполнении Межрайонной ИФНС РФ N5 по КБР решений налогового органа о взыскании налога, с учетом того, что администрацией не представлено доказательств извещения общества о принятом постановлении в установленные сроки, правомерно удовлетворил ходатайство Общества о восстановлении срока на обжалование постановления органа местного самоуправления, признав причины пропуска срока подачи этого заявления уважительными.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции о признании причин пропуска срока на обжалование постановление уважительными и восстановлении срока согласен, поэтому в указанной части считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
В соответствии с частью 2 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе: отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт.
В силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции являются неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность имеющих значения для дела обстоятельств, которые суд считал установленными; несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что суд первой инстанции неполно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют установленным обстоятельствам дела и судом неправильно применены нормы материального права, а поэтому считает, что решение суда первой инстанции следует отменить в части отказа в удовлетворении требований, принять новый судебный акт об удовлетворении заявления Общества.
Апелляционную жалобу удовлетворить.
В остальной части решение суда первой инстанции оставить без изменения.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины по иску и апелляционной жалобе относятся на администрацию, но взысканию не подлежат, поскольку администрация в соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождена от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 13.12.2010 по делу N А20-1979/2010 отменить в части отказа в удовлетворении требований и принять в указанной части новый судебный акт, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Признать недействительным Постановление главы местной администрации Эльбрусского муниципального района N 67 от 27.07.2009 "По результатам рассмотрения протеста прокурора на постановление главы администрации Эльбрусского района от 31.01.2007 N18" Об отмене постановления главы администрации Эльбрусского района от 31.01.2007 N18 "О внесении изменений в кадастровую стоимость земель ОАО ФОК "Джайлык" как несоответствующее Земельному кодексу Российской Федерации.
Восстановить нарушенное право и законные интересы Открытого акционерного общества Физкультурного оздоровительного комплекса "Джайлык" путем признания недействительным постановления N 67 от 27.07.2009 и исполнения Постановления N 18 от 31.01.2007.
В остальной части решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Г.В. Казакова |
Судьи |
С.И. Джамбулатов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А20-1979/2010
Истец: ОАО "Физкультурно-оздоровительный комплекс "Джайлык"
Ответчик: Местная администрация Эльбрусского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики, Местная администрация Эльбрусского муниципального района КБР
Третье лицо: Администрация сельского поселения Верхний Баксан, Адмистрация с. п. В. Баксан, Ахматов А. С., Ахматову А. С., Управление Росгосреестра Кабардино-Балкарской Республики, Управление Росгосреестра КБР, Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Кабардино-балкарской Республики, ФГУ "Земельная кадастровая палата по Кабардино-Балкарской Республике", ФГУ "Земельная кадастровая палата по КБР"