Письмо Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по социальной политике от 11 мая 2005 г. N 3.13-06/438
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по социальной политике рассмотрел проект федерального закона N 155968-4 "О внесении изменения и дополнения в статью 21 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в части квотирования рабочих мест для инвалидов), внесенный в порядке законодательной инициативы Законодательным Собранием Санкт-Петербурга и направленный для рассмотрения в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в соответствии с выпиской из протокола заседаний Совета Государственной Думы от 12 апреля 2005 года N 87.
Законопроект направлен на восстановление существовавшей до 1 января 2005 года в Федеральном законе от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" нормы о внесении работодателем, в случае невыполнения или невозможности выполнения установленной квоты для приема на работу инвалидов, ежемесячной обязательной платы в бюджет субъекта Российской Федерации за каждого нетрудоустроенного по квоте инвалида. При этом авторами законопроекта предлагается снизить численность работников в организациях, для которых устанавливается квота, со 100 до 50 человек.
Опыт реализации системы квотирования рабочих мест для инвалидов показал, что она является наиболее действенной помощью государства инвалидам в сфере занятости. С введением системы квотирования количество трудоустроенных на работу инвалидов, по информации субъектов Российской Федерации, за последние два года увеличилось в среднем в 2 раза.
Так, в Санкт-Петербурге за время действия квоты работодателями создано или выделено более 13000 рабочих мест для приема на работу инвалидов в Краснодарском крае - 15400, в Ставропольском крае - 9231, в Саратовской области - 6385, в Курской области - 5949, Новосибирской области - 4600, Чувашской Республике - 3627 и т.д.
До 1 января 2005 года предприятиями (организациями) в случае невыполнения установленной квоты вносилась ежемесячная обязательная плата за каждого нетрудоустроенного инвалида. Размер и порядок внесения платы определялся субъектами Российской Федерации. В 2004 году от организаций и предприятий, не выполнивших условия квотирования, в бюджет Свердловской области поступило 56,36 млн. рублей, Иркутской области - 88,789 млн. рублей, Хабаровского края - 23,211 млн. рублей, Саратовской области - 4,539 млн. рублей, Пензенской области - 6,267 млн. рублей и т.д. Данные средства использовались целевым назначением и направлялись на решение проблем занятости инвалидов, в первую очередь - создание новых, в том числе и специальных, рабочих мест, что способствовало реальной интеграции инвалидов в общество.
Изменения, внесенные Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ в статью 21 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" радикально изменили действовавшую систему квотирования рабочих мест для инвалидов.
Для приема на работу инвалидов квоты устанавливаются для организаций, численность работников которых составляет более 100 человек. По статистическим данным, например, в Смоленской области предприятий и организаций с численностью 100 и более работников - оказалось только 110 (0,5% от числа учтенных организаций). В этой связи инвалиды более чем половины районов области фактически лишены возможности трудоустройства на квотируемое и специальное рабочее место. В Оренбургской области из числа действующих предприятий и организаций, зарегистрированных в Едином государственном регистре, только 5,3% организаций попадают под действие новых норм о квотировании.
Признание утратившей силу части 4 статьи 21 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" об обязанности работодателей в случае невыполнения или невозможности выполнения квоты вносить в бюджеты субъектов Российской Федерации обязательную плату за каждого трудоустроенного в рамках установленной квоты инвалида лишило бюджеты субъектов Российской Федерации дополнительных денежных средств, используемых целевым назначением на создание специальных рабочих мест, специализированных предприятий (цехов, участков) для инвалидов.
Согласно пункту 1 статьи 5.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда. Нельзя не отметить, что в отличие от ежемесячной обязательной платы, вносимой при неисполнении условий квотирования организациями в бюджеты субъектов Российской Федерации, эта мера является разовой; размер сумм, поступающих от административных штрафов, в условиях значительного снижения как числа предприятий, предназначенных для трудоустройства инвалидов, так и количества рабочих мест, будет заведомо ниже. Кроме того, эти суммы не носят целевого характера.
Изменение, в соответствии с Федеральным законом N 122-ФЗ, норм квотирования, направленное на освобождение малого бизнеса от социальной ответственности по трудоустройству инвалидов, значительно ограничило возможности субъектов Российской Федерации в создании новых рабочих мест для инвалидов, создав, таким образом, неблагоприятные условия для обеспечения их занятости.
Принятие и реализация рассматриваемого законопроекта будет способствовать улучшению ситуации в вопросах трудоустройства инвалидов, что, в свою очередь окажет положительное влияние на их жизнь инвалидов, даст им ощущение востребованности со стороны семьи и общества, поможет справиться с последствиями инвалидности.
Дополнительных расходов из средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации для реализации положений, предлагаемых авторами проекта федерального закона, не потребуется.
Учитывая вышеизложенное, Комитет Совета Федерации по социальной политике поддерживает концепцию проекта федерального закона N 155968-4 "О внесении изменения и дополнения в статью 21 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и считает необходимым рассмотреть его в первоочередном порядке.
Председатель Комитета |
В.А. Петренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.