Заключение Правового Управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
от 24 января 2007 г. N вн 2.2-1/226
по проекту федерального закона N 155968-4 "О внесении изменения и дополнения в статью 21 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", внесенному Законодательным Собранием Санкт-Петербурга и Законодательным Собранием Пензенской области
(первое чтение, повторно)
Досье на проект федерального закона
Изучив проект федерального закона, Правовое управление сообщает.
Законопроектом предлагается внести изменение в статью 21 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), дополнив ее новой частью, согласно которой на работодателей возлагается обязанность по внесению в бюджеты субъектов Российской Федерации ежемесячной платы за каждого нетрудоустроенного инвалида в случае невыполнения или невозможности выполнения ими установленной квоты для приема на работу инвалидов.
Вместе с тем, изменения в другие законодательные акты Российской Федерации законопроектом не предусматриваются, поэтому вне зависимости от факта внесения обязательной ежемесячной платы работодатели могут привлекаться к ответственности за отказ в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты в соответствии со статьей 5.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).
Таким образом, в рамках законодательства Российской Федерации работодатели будут обязаны создавать и резервировать рабочие места для трудоустройства инвалидов в целях соблюдения статьи 24 Федерального закона и статьи 5.42 КоАП и одновременно вносить обязательную ежемесячную плату за каждого нетрудоустроенного инвалида, как это предусматривается данным законопроектом.
Следует иметь в виду, что установление в статье 21 Федерального закона обязанности работодателей по внесению ежемесячной платы требует также корректировки положений статьи 24 Федерального закона, в которой перечислены обязанности работодателей в обеспечении занятости инвалидов, где такая обязанность не указана.
Обращаем также внимание, что из законопроекта с достаточной точностью неясно, что понимается под записями "невыполнение установленной квоты" и "невозможность выполнения установленной квоты". Полагаем необходимым в целях единообразного понимания указанных терминов всеми участниками правоотношений (работодателями, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и инвалидами) раскрыть эти понятия в Федеральном законе.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 14 июня 1994 года N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими федеральными законами не установлен иной срок вступления в силу. Полагаем, что в данном случае нет оснований для отступления от общепринятого порядка вступления в силу, в связи с чем статья 2 настоящего законопроекта является излишней. Однако в случае установления иного срока вступления в силу, данный срок следует соотносить со временем, необходимым для подготовки законодательных актов субъектов Российской Федерации.
Законопроект нуждается в юридико-технической доработке, так как он составлен с нарушениями правил Методических рекомендаций по юридико-техническому оформлению законопроектов - не полностью приведен перечень источников официального опубликования изменяемого Федерального закона; требует уточнение наименования законопроекта, поскольку независимо от конкретного содержания законопроекта наименование законодательного акта всегда содержит только слово "изменение"; имеются ошибки в ссылках на структурные единицы статьи.
Заместитель |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.