Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный Закон "О несостоятельности (банкротстве)"
Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" принят в 2002 году. За период его применения были установлены двусмысленные трактовки отдельных норм Закона. В связи с этим необходимость внесения нижеследующих изменений на сегодняшний день актуальна.
1. Абзацем 11 п. 7 ст. 12 Федерального закона РФ N 127-ФЗ от 26.10.2002 г. "О несостоятельности (банкротстве)" на арбитражного управляющего возлагается обязанность по обеспечению доступа к копиям документов, а предоставление копий документов не предусмотрено. В связи с этим уполномоченный орган после получения уведомления о собрании кредиторов вынужден затрачивать время на запросы копий документов для определения позиции по вопросам повестки дня и оформления приказа о голосовании на собрании кредиторов согласно Приказа ФНС России N САЭ-3-19/2@ от 28.12.2004 г. "Об утверждении порядка разграничения полномочий уполномоченного органа по представлению интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства между центральным аппаратом ФНС России и территориальными органами ФНС России". Сотрудники уполномоченного органа в отдельных случаях не успевают к дате собрания кредиторов ознакомиться со всеми документами, рассматриваемыми на собрании кредиторов, и откладывают собрания кредиторов, а это влечет за собой увеличение срока процедур банкротства. Данная норма позволит своевременно оформлять позицию по голосованию уполномоченного органа.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного приказа следует читать как "18.10.2004 г."
2. В каждом из субъектов Российской Федерации установлен различный прожиточный минимум и отличается размер средней ежемесячной заработной платы. Например, в Нижегородской области он меньше 10000 рублей. Эта норма позволит экономить денежные средства должника и большую сумму направить на погашение требований уполномоченного органа и кредиторов.
3. Статьей 28 Федерального закона РФ N 127-ФЗ от 26.10.2002 г. "О несостоятельности (банкротстве)" предусмотрена публикация сообщений в официальном издании, определенном Правительством РФ. Данным изданием является "Российская газета". Стоимость сообщения более 7500 рублей. Сообщения публикуются несвоевременно. Публикация сообщений по вопросам, связанным с банкротством, достаточна только в средствах массовой информации субъекта Российской Федерации. Эта норма позволит сэкономить денежные средства должника и большую сумму направить на погашение требований уполномоченного органа и кредиторов.
4. В статье 45 Федерального закона РФ N 127-ФЗ от 26.10.2002 г. "О несостоятельности (банкротстве)" нет четкого определения лица, которое должно направить запрос в саморегулируемую организацию арбитражных управляющих. Определения арбитражным судом в саморегулируемую организацию арбитражных управляющих направляются. Изменения закрепят выработанную практику.
5. В настоящее время должники, в отношении которых введена процедура банкротства, оплачивают сумму основного долга, включенную в реестр требований кредиторов. Арбитражный суд в такой ситуации прекращает производство по делу, а пени и штрафы остаются неуплаченными. Изменения позволят увеличить поступление денежных средств в бюджет и снизить задолженность, так как для прекращения дела о банкротстве должники вынуждены будут оплачивать пени и штрафы.
6. Изменение позволит арбитражному суду самостоятельно без собрания кредиторов вводить финансовое оздоровление или внешнее управление, если должником на дату судебного заседания по рассмотрению вопроса о введении следующей процедуры банкротства полностью оплачена сумма основного долга, включенного в реестр требований кредиторов, а сумма задолженности по пеням и штрафам, включенным в реестр требований кредиторов, не уплачена. Данные изменения дополняют изменения по пункту 7.
7. Норма позволит конкретизировать имущество, которое должно продаваться на открытых торгах, так как оценка и публикация сообщений о продаже выгодна только в отношении имущества более 100000 рублей балансовой стоимостью за единицу.
Норма позволит конкретизировать имущество, которое может продаваться без открытых торгов по плану внешнего управления, так как выставление на открытые торги имущества балансовой стоимостью менее 100000 рублей за единицу экономически не целесообразно. Оценка и публикации сообщений о продаже уменьшают конкурсную массу и снижают процент удовлетворения требований конкурсных кредиторов и уполномоченного органа.
8. На практике оценка имущества предприятий с привлечением независимого оценщика целесообразна только в отношении имущества балансовой стоимостью более 100000 рублей за единицу. Малоценные предметы (канцтовары, инвентарь и т.п.) экономически не выгодно оценивать с привлечением независимого оценщика. Федеральный закон РФ N 127-ФЗ от 26.10.2002 г. "О несостоятельности (банкротстве)" не содержит четкого определения категории имущества, которое должно оцениваться привлечением независимого оценщика. В связи с этим уполномоченный орган придерживается позиции о привлечении независимого оценщика при оценке имущества, если его объем по результатам инвентаризации в совокупности составит более 100000 рублей балансовой стоимостью. Изменения позволят исключить ненужные расходы на конкурсное производство и направить эти денежные средства на погашение требований кредиторов и уполномоченного органа.
9. Социально-значимые объекты предназначены для обеспечения жизни населения. Данные объекты выставляются на торги, но в силу своей специфики и затрат на свое содержание не приобретаются. В результате все эти объекты передаются органу местного самоуправления. Изменения позволят сократить сроки проведения процедур банкротства и затраты на проведение процедур банкротства.
10. В процедуре конкурсного производства должник продолжает свою деятельность и производит начисление налогов и сборов. Пункт 4 ст. 142 Федерального закона РФ N 127-ФЗ от 26.10.2002 г. "О несостоятельности (банкротстве)" позволяет должнику не платить налоги и сборы, начисленные в процедуре конкурсного производства. Изменения позволят увеличить поступление денежных средств в бюджет и снизить задолженность.
11. Пункт 5 ст. 134 Федерального закона РФ N 127-ФЗ от 26.10.2002 г. "О несостоятельности (банкротстве)" прямо не указывает на необходимость оплаты конкурсным управляющим удержанных сумм налогов и сборов. Изменения конкретизируют обязанность арбитражного управляющего.
12. Пункт 4 ст. 134 Федерального закона РФ N 127-ФЗ от 26.10.2002 г. "О несостоятельности (банкротстве)" требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника, учитывает в 3-ей очереди реестра требований кредиторов. При этом формулировка нормы закона допускает погашение задолженности кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника, ранее текущей задолженности. В такой ситуации возникает вопрос о порядке финансирования процедур банкротства. Изменения позволят решить данный вопрос.
13. Федеральный закон РФ N 127-ФЗ от 26.10.2002 г. "О несостоятельности (банкротстве)" предоставляет право арбитражному управляющему привлекать для обеспечения своих полномочий на договорной основе иных лиц с оплатой их деятельности за счет средств должника. Арбитражные управляющие привлекают помощников без согласования с кредиторами и тратят денежные средства из конкурсной массы. Изменения позволят значительно сократить расходы на процедуры банкротства, так как для привлечения специалистов необходимо будет получить согласие собрания кредиторов, а также согласовать с собранием кредиторов максимальный размер оплаты этим специалистам.
14. Изменения предусматривают возможность проведения собрания кредиторов, на которое не явился арбитражный управляющий, прибывшими конкурсными кредиторами и уполномоченным органом, включенными в реестр требований кредиторов и обладающими более чем половиной голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, включенных в реестр требований кредиторов. Это позволит исключить возможность затягивания арбитражным управляющим проведения процедур банкротства и без дополнительного созыва собрания кредиторов решать наиболее важные вопросы.
15. Проектом Федерального закона предусматривается закрепить исключительный перечень документов, которые прилагаются к заявлению уполномоченного органа по обязательным платежам.
16. Пунктом 2 статьи 124 Федерального закона РФ N 127-ФЗ от 26.10.2002 г. "О несостоятельности (банкротстве)" не ограничивает срок конкурсного производства. Изменениями предлагается установить предельный срок конкурсного производства - 18 месяцев.
17. Федеральный закон РФ N 127-ФЗ от 26.10.2002 г. "О несостоятельности (банкротстве)" не устанавливает срок проведения инвентаризации в конкурсном производстве. Изменения устанавливают срок для проведения инвентаризации.
Инициируемый законопроект призван устранить двусмысленность трактовки статей закона, уменьшить расходы на процедуры банкротства, а также усилить контроль за деятельностью арбитражных управляющих.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)"
Принятие данного федерального закона не потребует дополнительных финансовых затрат, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)".
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" потребует внесения изменений:
1. В Постановление Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 г. N 855 "Об утверждении временных правил проверки арбитражным управляющим наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства";
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.