Заключение
Комитета по промышленности, строительству и наукоемким технологиям Государственной Думы Федерального Собрания РФ Четвертого Созыва
от 22 мая 2007 г. к N 100, п. 3
по проекту федерального закона N 401845-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об экологической экспертизе" и Градостроительный кодекс Российской Федерации" (в части введения экологической экспертизы проектной документации объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на особо охраняемых природных территориях, и государственного экологического контроля в отношении таких объектов) - внесен депутатом Государственной Думы В.А. Грачевым
Комитет Государственной Думы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям рассмотрел проект федерального закона N 401845-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об экологической экспертизе" и Градостроительный кодекс Российской Федерации", внесенный депутатом Государственной Думы В.А. Грачевым, и отмечает следующее.
Законопроект предусматривает внесение изменений в Федеральный закон от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" и Градостроительный кодекс Российской Федерации в части введения экологической экспертизы проектной документации объектов капитального строительства, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых планируется осуществлять на особо охраняемых природных территориях, а также введения государственного экологического контроля при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте таких объектов.
Вместе с тем следует отметить, что проектная документация указанных объектов подлежит государственной экспертизе, предметом которой в соответствии с частью 5 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации является оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий. При строительстве, реконструкции, капитальном ремонте таких объектов осуществляется государственный строительный надзор, согласно части 2 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации предметом которого является проверка соответствия выполняемых работ в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов требованиям технических регламентов и проектной документации.
Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" до вступления в силу в установленном порядке технических регламентов по организации территорий, размещению, проектированию, строительству и эксплуатации зданий, строений, сооружений проводится проверка соответствия проектов документов территориального планирования, документации по планировке территорий, проектной документации, а также результатов инженерных изысканий, работ, выполняемых в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, и объектов капитального строительства, построенных, реконструированных, отремонтированных, требованиям законодательства, нормативным техническим документам в части, не противоречащей Федеральному закону от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании" и Градостроительному кодексу Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 46 Федерального закона "О техническом регулировании" со дня вступления в силу указанного закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям:
защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.
Таким образом, в рамках государственной экспертизы проектов проектной документации и государственного строительного надзора проектная документация, строительство, реконструкция и капитальный ремонт объектов должны проверяться на соответствие всем действующим в настоящее время экологическим требованиям.
Кроме того, в соответствии с пунктом 8 части 12 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации обязательным разделом проектной документации является перечень мероприятий по охране окружающей среды. Указанный перечень мероприятий как раздел проектной документации также проверяется при проведении государственной экспертизы на предмет соответствия требованиям технических регламентов, в том числе и экологическим требованиям.
Таким образом, в рамках единой государственной экспертизы проектной документации и государственного строительного надзора, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, проводится и экологическая экспертиза проектной документации и осуществляется экологический контроль.
Учитывая вышеизложенное, Комитет не поддерживает законопроект в части введения экологической экспертизы указанной проектной документации как самостоятельного института.
Вместе с тем, учитывая особую экологическую значимость особо охраняемых природных территорий, Комитет считает возможным внести изменения в Градостроительный кодекс Российской Федерации в части усиления проверки соответствия экологическим требованиям проектной документации объектов, строительство, реконструкция, капитальный ремонт которых планируется осуществлять на землях особо охраняемых природных территориях.
Кроме того, по законопроекту имеются замечания юридико-технического характера. Так, в законопроекте говорится о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте на особо охраняемых природных территориях. Вместе с тем, согласно Федеральному закону от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. В связи с этим необходимо уточнить, что строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства может осуществляться только на землях особо охраняемых природных территориях.
Учитывая вышеизложенное, Комитет Государственной Думы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям поддерживает проект федерального закона N 401845-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об экологической экспертизе" и Градостроительный кодекс Российской Федерации" и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении при условии доработки ко второму чтению с учетом указанных замечаний.
Председатель |
М.Л. Шаккум |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.