Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" направлен на внесение изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации в части дополнения его нормами регулирующими вопросы создания и деятельности саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования и строительства.
Необходимость введения института саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования и строительства обусловлена потребностью в обеспечении механизмов регулирования строительного рынка в условиях отмены лицензирования проектирования, строительства и инженерных изысканий для строительства зданий и сооружений.
Кроме того, введение института саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства является объективной необходимостью в связи с нарастанием опасности техногенных катастроф, обусловленных ухудшающимся качеством строительства и эксплуатации зданий и сооружений, отсутствием действенных механизмов ответственности участников строительного рынка за выполнение своих обязательств перед потребителями их услуг. Введение саморегулируемых организаций в строительной области при частичном сохранении государственного регулирования этой отрасли во многом позволит решить указанные проблемы, не допустить на строительный рынок недобросовестных участников, что будет способствовать обеспечению безопасности строительства.
Законопроектом вводится понятие саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, определяются цели создания таких организаций, устанавливаются требования к саморегулируемым организациям, требования к деятельности таких организаций, регулируются вопросы приема в члены саморегулируемых организаций, принятия саморегулируемыми организациями требований к членству, стандартов саморегулирования, правил контроля в саморегулировании, системы мер ответственности, осуществления контроля саморегулируемыми организациями в отношении входящих в их состав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, создания компенсационного фонда саморегулируемых организаций, приобретения и прекращения правового статуса саморегулируемых организаций.
Законопроектом предусмотрено, что свою деятельность саморегулируемые организации могут осуществлять с использованием организационно-правовой формы некоммерческого партнерства, ассоциации, союза юридических лиц, объединения работодателей и иных организационно-правовых форм, предусмотренных законодательством Российской Федерации, если это не противоречит требованиям Градостроительного кодекса Российской Федерации. В связи с этим, соответствующие изменения вносятся в Федеральный закон от 5 декабря 2005 г. N 156-ФЗ "Об объединениях работодателей" и Федеральный закон от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
Законопроектом вводится понятие изыскательских, проектных, строительных работ, влияющих на безопасность в строительстве. К выполнению таких работ допускаются только члены саморегулируемых организаций, имеющих допуск к осуществлению соответствующих работ. Все иные изыскательские, проектные, строительные работы могут осуществляться застройщиком самостоятельно либо привлекаемыми им на основе договора юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями.
Учитывая, что требуется время на создание саморегулируемых организаций положения законопроекта, предусматривающие выполнение изыскательских, проектных, строительных работ, влияющих на безопасность в строительстве только членами саморегулируемых организаций, имеющих допуск к осуществлению соответствующих работ, вводится с 1 января 2009 года.
В связи с введением института саморегулируемых организаций уточняется статья 60 Градостроительного кодекса Российской Федерации, регулирующая вопросы ответственности за вред, причиненный вследствие недостатков работ по выполнению инженерных изысканий, подготовке проектной документации, строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства.
Принятие законопроекта позволит реализовать на практике эффективную модель сочетания государственного регулирования с саморегулированием субъектов в области строительной деятельности, что позволит не допустить на строительный рынок недобросовестных участников и будет способствовать обеспечению безопасности строительства.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
В случае принятия проекта федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребуется признание утратившими силу, приостановление, изменение, дополнение действующих или принятие новых актов федерального законодательства.
Финансово-экономическое обоснование
проекта Федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Реализация федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует дополнительных затрат из средств федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.