Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 46 и 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации"
Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 46 и 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект) подготовлен в целях устранения юридико-технических неточностей, имеющихся в тексте Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ).
В соответствии с нормой первого предложения части 1 статьи 46 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Логическое толкование указанной нормы может привести к выводу о том, что такие случаи могут быть предусмотрены не только федеральными законами, но и законами субъектов Российской Федерации, поскольку в объем родового понятия "закон" включаются в качестве его видов как федеральные законы, так и законы субъектов Российской Федерации. Однако истолкование указанной нормы в ее системной взаимосвязи с положениями пункта "о" статьи 71 и части 1 статьи 76 Конституции Российской Федерации, а также статей 1, 4 и 134 ГПК РФ позволяет заключить, что эти случаи могут предусматриваться исключительно федеральными законами и именно в этом значении слово "закон" используется в тексте рассматриваемой нормы.
На практике данная неточность приводит к закреплению в законах субъектов Российской Федерации положений, наделяющих отдельные государственные органы субъектов Российской Федерации правом обращаться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов третьих лиц (см., например, обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2004 года, утвержденный постановлением Верховного Суда Российской Федерации от 6 октября 2004 года (Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации, 2005, N 1). В этой связи законопроектом предлагается ограничить объем понятия "закон" через указание на его видообразующий признак - федеральный закон.
Согласно предписаниям части 2 статьи 251 ГПК РФ с заявлением о признании нормативного правового акта противоречащим закону полностью или в части в суд вправе обратиться высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, считающее, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом нарушена его компетенция. Однако в соответствии с положениями абзаца второго статьи 2 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" должность высшего должностного лица конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации может и не устанавливаться. В этом случае по буквальному смыслу части 2 статьи 251 ГПК РФ руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации как лицо, не являющееся высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации, будет не вправе обратиться в суд с заявлением о признании противоречащим закону нарушающего его компетенцию нормативного правового акта. В этой связи законопроектом предлагается распространить действие нормы части 2 статьи 251 ГПК РФ и на те случаи, когда в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации не установлена, а установлена лишь должность руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в статьи 46 и 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статьи 46 и 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации" не потребует внесения изменений в акты федерального законодательства.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 44 и 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статьи 46 и 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации" не повлечет расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Председатель |
Б.И. Зотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.