Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Вступление в силу Федерального закона от 17 апреля 2006 года N 53-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", установившего критерии отнесения земельных участков к различным видам государственной (федеральной и субъектов Российской Федерации) и муниципальной собственности, позволило значительно ускорить процесс разграничения прав государственной и муниципальной собственности на земельные участки. Это создает реальные предпосылки для завершения процесса государственной регистрации земельных участков и включения их в хозяйственный оборот, в том числе в целях развития жилищного строительства, формирования социальной и бытовой инфраструктуры поселений, развития дачного хозяйства, садоводства и огородничества.
Вместе с тем, названным Федеральным законом установлено правило, согласно которому распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов. Такая формулировка исключает из числа субъектов распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органы местного самоуправления городских и сельских поселений, что не позволяет обеспечить целостное и эффективное управление земельными ресурсами в субъектах Российской Федерации, вступает в противоречие с концепцией муниципальной реформы, проводимой в настоящее время.
Безоговорочное отнесение вопросов распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, к ведению муниципальных районов и городских округов, с учетом проводимой муниципальной реформы и создания значительного количества новых муниципальные образований, влечет нежелательную противоречивость и несогласованность в вопросах регулирования землепользования.
Требование эффективности использования земельных участков обуславливает необходимость корректировки установленного уровня реализации ряда распорядительных полномочий по управлению земельными участками отдельных видов. Так, например, муниципальные районы не могут достаточно эффективно решать вопросы предоставления ("прирезки") земельных участков размером 0,2 сотки, предоставления земельных участков под огороды и бытовые нужды. На уровне муниципальных районов и городских округов практически невозможно обеспечить единство регулирования земельных отношений при осуществлении межмуниципальных проектов (региональные дороги и путепроводы, крупные территориальные комплексы и объекты).
Установленный порядок не согласуется и с градостроительным законодательством. Согласно Градостроительному кодексу Российской Федерации ряд полномочий в области градостроительной деятельности относятся к ведению органов местного самоуправления поселений. Это такие полномочия, как подготовка и утверждение генеральных планов поселений, правил землепользования и застройки их территорий; утверждение документации по планировке территорий; выдача разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию объектов на своей территории и др. Решение комплекса указанных задач тесно связано с правомочиями по распоряжению земельными участками. В связи с этим передача полномочий по распоряжению неразграниченными земельными участками, относящимся к территории поселений, муниципальным районам при сохранении всего комплекса градостроительных задач за органами местного самоуправления поселений может повлечь существенное ущемление прав граждан, которые будут вынуждены получать права на земельные участки под застройку в одних органах местного самоуправления, а соответствующие градостроительные разрешения в других.
Таким образом, в целях защиты прав и интересов граждан и юридических лиц, а также повышения эффективности использования территориальных ресурсов органы местного самоуправления поселений должны быть включены в состав субъектов, осуществляющих распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. Вместе с тем, учитывая, что вопросы распоряжения неразграниченными земельными участками в смысле Федерального закона от 6 октября 2006 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" относятся к отдельным государственным полномочиям, они не могут быть переданы муниципальными районами, городскими округами на иной уровень государственного или муниципального управления. Уточнение и конкретизация полномочий по распоряжению такими земельными участками возможны лишь федеральным законом и законом субъекта Российской Федерации (см. часть 3 статьи 19 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
В целях устранения обозначенных недостатков законопроект предлагает включить органы местного самоуправления поселений в состав муниципальных образований, осуществляющих распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в отношении земельных участков, расположенных на территории поселений. Вместе с тем, такое законодательное положение требует оговорки. В настоящий период муниципальной реформы осуществляется наработка схем перераспределения полномочий между органами местного самоуправления различного уровня, отмечается отсутствие подготовленных кадров муниципальных служащих, способных осуществить надлежащее регламентирование земельных правоотношений, идут процессы корректировки границ муниципальных образований, в рамках которых конкретные земельные участки могут попадать под ведение различных муниципальных структур.
В целях формирования оптимальных схем управления земельными ресурсами названные проблемы требуют учета особенностей организации местного самоуправления в конкретных субъектах Российской Федерации, выражающихся в специфике компетенционной нагрузки, ресурсной, кадровой, организационной обеспеченности муниципальных образований различного уровня. При этом, наиболее эффективно, с точки зрения соблюдения прав местного самоуправления, проблемы уточнения полномочий органов местного самоуправления муниципальных районов, поселений (городских и сельских) по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, могут быть решены законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с изложенным, в целях обеспечения целостности и полноты регулирования земельных отношений на территории региона проект федерального закона "О внесении изменения в статью 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предлагает включить в состав муниципальных образований, осуществляющих распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, органы местного самоуправления поселений, в отношении земельных участков, расположенных на их территории. Соответственно полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов предлагается распространить на земельные участки, расположенные на межселенных территориях.
Наряду с этим, в связи с необходимостью учета особенностей проведения муниципальной реформы в отдельных регионах, предлагается установить возможность субъектов Российской Федерации законами уточнять распределение полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципального района и органами местного самоуправления входящих в его состав поселений.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"
Принятие и реализация проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" не потребует дополнительных затрат и расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменения в статью 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.