Заключение Комитета по вопросам местного самоуправления Государственной Думы Федерального Собрания РФ Четвертого созыва
от 27 апреля 2007 г. N 90/9
по проекту федерального закона N 321954-4 "О внесении изменения в статью 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в части уточнения распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена), внесенному членами Совета Федерации Р.З. Алтынбаевым, С.Ю. Орловой, В.П. Орловым, О.Е. Пантелеевым, В.А. Петровым, И.Н. Слюняевым, Н.П. Тулаевым, Г.Т. Хрипелем, Ю.К. Чаплиным, Н.П. Чуркиным
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 17 апреля 2007 года (протокол N 234, пункт 48) Комитетом Государственной Думы по вопросам местного самоуправления рассмотрен проект федерального закона N 321954-4 "О внесении изменения в статью 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в части уточнения распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена), внесенный членами Совета Федерации Р.З. Алтынбаевым, С.Ю. Орловой, В.П. Орловым, О.Е. Пантелеевым, В.А. Петровым, И.Н. Слюняевым, Н.П. Тулаевым, Г.Т. Хрипелем, Ю.К. Чаплиным, Н.П. Чуркиным.
Проектом предлагается включить органы местного самоуправления поселений в число муниципальных образований, осуществляющих распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. При этом предлагается установить право субъектов Российской Федерации законами уточнять распределение полномочий по распоряжению указанными участками.
В связи с данным законопроектом Комитет отмечает, что в настоящее время значительные проблемы правоприменительной практики в сфере разграничения государственной собственности на землю связаны с действующими положениями пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 17 апреля 2006 года N 53-ФЗ), в соответствии с которыми органы местного самоуправления городских и сельских поселений оказались лишенными права распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Формальным аргументом наделения правом распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, только органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов стала предполагаемая неготовность вновь образованных в соответствии с требованиями Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) поселений осуществлять соответствующие полномочия. Однако не было учтено то, что не во всех субъектах Российской Федерации вновь образованными являлись именно поселения.
В ряде субъектов Российской Федерации (в первую очередь, там, где изначально применялся поселенческий принцип организации местного самоуправления) распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществлялось на уровне поселений. С 1 июля 2006 года (со дня вступления в силу Федерального закона от 17 апреля 2006 года N 53-ФЗ) такие субъекты Российской Федерации столкнулись с проблемой невозможности решения указанных вопросов в районном звене: в муниципальных районах отсутствовали кадры, материально-технические и информационные ресурсы. Все это осталось в поселениях, лишенных с указанной даты каких-либо прав в сфере распоряжения неразграниченными землями.
По мнению Комитета, в целях повышения эффективности использования территориальных ресурсов органы местного самоуправления поселений следует включить в состав субъектов, осуществляющих распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Вместе с тем положения рассматриваемого законопроекта нуждаются в уточнении. В частности, законопроект предусматривает, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, "расположенными на территории муниципального района вне территории поселения", осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов. В связи с этим необходимо учесть, что в соответствии с Федеральным законом территория субъекта Российской Федерации разграничивается между поселениями. Территории с низкой плотностью сельского населения могут не включаться в состав территорий поселений (пункты 1, 3 части 1 статьи 11). Такие территории образуют так называемые межселенные территории - территории, находящиеся вне границ поселений (статья 2).
Учитывая, что в Земельном кодексе Российской Федерации земли поселений не выделяются в качестве особой категории земель, представляется необходимым согласовать понятийный аппарат законопроекта с понятийным аппаратом Федерального закона.
С учетом изложенного Комитет Государственной Думы по вопросам местного самоуправления пришел к выводу о необходимости принятия проекта федерального закона N 321954-4 "О внесении изменения в статью 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в первом чтении и его дальнейшей доработки с учетом представленных в настоящем заключении замечаний.
Первый заместитель |
Г.К. Сафаралиев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.