Заключение Комитета по собственности Государственной Думы Федерального Собрания РФ Четвертого созыва
от 26 апреля 2007 г. N 3.9-93/1
на проект федерального закона N 321954-4 "О внесении изменения в статью 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"
(в части уточнения распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена) - внесен членами Совета Федерации Р.З. Алтынбаевым, С.Ю. Орловой, В.П. Орловым, О.Е. Пантелеевым, В.А. Петровым, И.Н. Слюняевым, Н.П. Тулаевым, Г.Т. Хрипелем, Ю.К. Чаплиным, Н.П.Чуркиным
Комитет Государственной Думы по собственности рассмотрел указанный проект федерального закона и отмечает следующее.
Абзацем вторым пункта 10 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 17 апреля 2006 года N 53-ФЗ) установлено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
Законопроектом предлагается внести изменение в указанную норму, согласно которому правом распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, наделяются также органы местного самоуправления поселений в отношении земельных участков, расположенных на их территории. Соответственно полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов в этом случае распространяются на те земельные участки, которые расположены на межселенных территориях.
Кроме того, предусматривается, что законами субъектов Российской Федерации может устанавливаться иное распределение полномочий между органами местного самоуправления муниципального района и органами местного самоуправления входящих в его состав поселений. По мнению авторов законопроекта это позволит учесть особенности организации местного самоуправления в конкретных субъектах Российской Федерации.
В этой связи Комитет по собственности отмечает, что осуществление полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, требует от органов местного самоуправления должного финансового, кадрового и организационного обеспечения. Исходя из этого представляется правомерным наделение указанными полномочиями органов местного самоуправления поселений, обладающих необходимыми ресурсами, кадровым и организационным потенциалом. Это позволит упростить процесс оформления прав граждан и юридических лиц на земельные участки, повысить эффективность использования земельных ресурсов.
С другой стороны, в условиях проведения муниципальной реформы недостаток финансовых средств, нехватка квалифицированных кадров муниципальных служащих, в том числе специалистов в области земельных отношений, препятствуют органам местного самоуправления многих вновь образованных поселений в полной мере реализовать полномочия по распоряжению земельными участками.
В этом случае предусматриваемое законопроектом предоставление субъектам Российской Федерации права своими законами устанавливать распределение полномочий между органами местного самоуправления муниципальных районов и входящих в их состав поселений представляется обоснованным и соответствует условиям передачи отдельных государственных полномочий органам местного самоуправления, установленным частью 3 статьи 19 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Вместе с тем, требуется уточнить, в каких случаях субъекты Российской Федерации могут устанавливать "иное распределение полномочий" между вышеназванными органами местного самоуправления. По мнению Комитета по собственности основанием для такого перераспределения полномочий может являться лишь отсутствие готовности органов местного самоуправления того или иного поселения осуществлять распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Также Комитет по собственности считает необходимым предусмотреть в законопроекте положение, согласно которому возможность указанного перераспределения полномочий законами субъектов Российской Федерации должна быть ограничена сроком окончания переходного периода осуществления муниципальной реформы, который согласно статье 83 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлен до 1 января 2009 года.
На основании изложенного Комитет по собственности считает возможным поддержать с учетом высказанных замечаний проект федерального закона N 321954-4 "О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", внесенный группой членов Совета Федерации, и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председатель |
В.С. Плескачевский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.