г. Москва |
Дело N А40-138338/10-90-797 |
"04" июля 2011 г. |
N 09АП-14044/2011-АК |
Резолютивная часть постановления объявлена "27" июня 2011 г..
Постановление изготовлено в полном объеме "04" июля 2011 г..
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Р.Г.Нагаева,
Судей Н.О.Окуловой, В.Я. Голобородько,
при ведении протокола судебного заседания секретарем И.С. Забабуриным
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегиональной Инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам N 5 на решение Арбитражного суда г. Москвы от 19.04.2011 по делу NА40-138338/10-90-797, принятое судьей И.О. Петровым, по заявлению ОАО "Чусовской металлургический завод" (ОГРН 1025902086924; 618200, Пермский край, г. Чусовой, ул. Трудовая, 13) к Межрегиональной Инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам N 5 о признании недействительными решений,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Лебедева А.П. по дов. N 08-35-246 от 22.12.2010;
от заинтересованного лица - Рожкова Д.А. по дов. от 31.12.2010;
УСТАНОВИЛ
Решением от 19.04.2011 Арбитражный суд г. Москвы удовлетворил заявленные Открытым акционерным обществом "Чусовской металлургический завод" требования в полном объеме. Признаны недействительными решения Межрегиональной Инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам N 5 от 10.08.2010 г. N 56-18-08/2/1127/157 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" в части необходимости внести исправления в документы бухгалтерского учета и налогового учета в части вычетов по НДС в сумме 840.471 руб. и N 56-18-08/236 "Об отказе в возмещении частично суммы НДС, заявленной к возмещению" в части отказа в возмещении НДС в сумме 840.471 руб. Межрегиональная Инспекция Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам N 5 не согласилась с решением суда первой инстанции и подала апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных ОАО "Чусовской металлургический завод" требований по доводам, изложенным в апелляционной желобе. В судебном заседании представитель налогового органа поддержал доводы апелляционной жалобы. Представитель заявителя полагает решение суда обоснованным и правомерным, апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению. Отзыв на апелляционную жалобу представлен.
Проверив в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность принятого решения, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела, Межрегиональной инспекцией Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам N 5 проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2008 г. (корректировка N 3), представленной ОАО "Чусовской металлургический завод" 19.03.2010 г. В указанной налоговой декларации ОАО "ЧМЗ" заявлено право на возмещение налога на добавленную стоимость в сумме 367 754 412 руб. По результатам данной проверки составлен акт N 56-18-08/1/89 от 05.07.2010 г., и с учетом возражений заявителя от 27.05.2010 г. Инспекцией вынесены решение N 56-18-08/286 от 10.08.2010 г. о возмещении и решение N 56-18-08/236 от 10.08.2010 г. "Об отказе в возмещении сумм налога на добавленную стоимость" в сумме 856 429 руб. Одновременно с решением об отказе в возмещении НДС налоговым органом принято решение N 56-18-08/2/1127/157 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения". Решением ФНС России от 17.09.2010 г. N АС-37-9/11483е акты Инспекции оставлены без изменения и утверждены.
В апелляционной жалобе налоговый орган ссылается на то, что осванием для вынесения решения от 10.08.2010 г. N 56-18-08/2/1127/157 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решения N 56-18-08/236 от 10.08.2010 г. об отказе в возмещении сумм налога на добавленную стоимость, послужили выводы о том, что расходы ОАО "ЧМЗ" по данному эпизоду не носят производственного характера, а также что объект капитального устройства (спортивный комплекс) не введен в эксплуатацию, а из договора инвестирования и соглашения строительстве не следует, что Общество осуществляет инвестирование в строительство в качестве благотворительности. Данные доводы отклоняются по следующим основаниям.
Судом первой инстанции было установлено, что согласно протоколу рабочего совещания у Председателя Правительства Пермского края от 26.02.2007 г. ОАО "ЧМЗ", Правительством Пермского края и Главой муниципального образования Чусовского района было согласовано долевое финансирование строительства "Спортивно-оздоровительного комплекса" в г. Чусовой общей стоимостью 281 млн. руб., в т.ч. НДС в сумме 42,9 млн. руб. При этом доля ОАО "ЧМЗ" при финансировании указанного объекта составила 141 млн. руб., в т.ч. НДС. 31.05.2007
Администрацией МО "Чусовской муниципальный район" и ОАО "ЧМЗ" был заключено соглашение о совместном участии в строительстве спортивно-оздоровительного комплекса в г. Чусовой, согласно которому построенный объект будет являться собственностью Чусовского муниципального района и содержаться за счет средств бюджета Чусовского муниципального района. Согласно указанному соглашению ОАО "ЧМЗ" было взято на себя обязательство по выполнению строительно-монтажных работ в пределах доли финансирования, а также с начала реализации проекта были приняты на себя функции заказчика-застройщика. Во исполнение указанного соглашения ОАО "ЧМЗ" был заключен договор строительного подряда N 16577/012107-42 от 26,07.07 г., начато финансирование строящегося объекта.
19.06.2008 г. между ОАО "ЧМЗ" - Инвестор и ГУП "Управление капитального строительства Пермского края" - Организация-заказчик (далее - ГУП "УКС") заключен договор инвестирования N 19802, в соответствии с которым ОАО "ЧМЗ" передает ГУП "УКС" полномочия заказчика на строительство "Спортивно-оздоровительного комплекса" в г. Чусовой. Согласно п. 1.1. Договора инвестирования собственником объекта после окончания строительства становится Чусовское городское поселение. В силу п. 1.4 договора инвестирования инвестиционная доля Инвестора (141 млн. руб.) направляется на строительство в качестве благотворительности и не влечет за собой право собственности на долю в объекте. Кроме того, 19.06.2008 г. между ОАО "ЧМЗ" (Инвестор), ГУП "УКС" (Заказчик) и ОАО "Пермодорстрой" (Подрядчик) заключен договор строительного подряда N 19802. За выполненные работы налогоплательщику были выставлены счета-фактуры NФТН-002 от 20.11.2008 г., N ФИН-003 от 20.01.2008 г. на общую сумму 5 509 816,26 руб., в т.ч. НДС 840 471,44 руб. Факт выполненных работ налоговым органом не оспаривается, достоверность представленных на проверку документов Инспекцией под сомнение не ставится.
В силу подпункта 12 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее Кодекс) не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) на территории Российской Федерации операции, связанные с передачей товаров (выполнением работ, оказанием услуг) безвозмездно в рамках благотворительной деятельности в соответствии с Федеральным законом "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях". Поскольку товары (работы, услуги), связанные со строительством объекта, были приобретены в связи с осуществлением благотворительной деятельности, указанные налоговые вычеты могут быть заявлены ОАО "ЧМЗ" в порядке, уставленном пунктом 4 статьи 170 Кодекса. Согласно указанной норме суммы налога, предъявленные продавцами товаров (работ, услуг), имущественных прав налогоплательщикам, осуществляющим как облагаемые налогом, так и освобождаемые от налогообложения операции:
- учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг), имущественных прав в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи - по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления операций, не облагаемых налогом на добавленную стоимость;
- принимаются к вычету в соответствии со статьей 172 Кодекса - по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость;
- принимаются к вычету либо учитываются в их стоимости в той пропорции, в которой они используются для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения), - по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций, в порядке, установленном принятой налогоплательщиком учетной политикой для целей налогообложения.
Указанная пропорция определяется исходя из стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общей стоимости товаров (работ, услуг), имущественных прав, отгруженных за налоговый период. При этом налогоплательщик обязан вести раздельный учет сумм налога по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций. При отсутствии у налогоплательщика раздельного учета сумма налога по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, вычету не подлежит и в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций (налога на доходы физических лиц), не включается. Налогоплательщик имеет право не применять положения настоящего пункта к тем налоговым периодам, в которых доля совокупных расходов на производство товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых не подлежат налогообложению, не превышает 5 процентов общей величины совокупных расходов на производство. При этом все суммы налога, предъявленные таким налогоплательщикам продавцами используемых в производстве товаров (работ, услуг), имущественных прав в указанном налоговом периоде, подлежат вычету в соответствии с порядком, предусмотренным статьей 172 Кодекса.
В данном случае налоговым органом не оспаривается, что ОАО "ЧМЗ" в спорный налоговый период осуществляло операции, облагаемые НДС, а также операции, освобождаемые от обложения НДС. При этом судом первой инстанции установлено и налоговым органом не оспаривается, что доля расходов, необлагаемых НДС, включая расходы, связанные с инвестированием строительства спортивно-оздоровительного комплекса, не превышают 5 процентов от общих расходов на производство. С учетом изложенного Общество обосновано в соответствии с пунктом 4 статьи 170 Кодекса предъявило НДС по общехозяйственным расходам к вычету в полном объеме, поскольку необлагаемые операции не увеличивают долю совокупных расходов на производство товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению.
Также отклоняется довод налогового органа о том, что производимые расходы на инвестирование в капитальное строительство спортивного комплекса не обладают признаками благотворительности по следующим основаниям.
Согласно положениям статьи 1 Федерального закона от 11.08.95 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки. В соответствии с пунктом 1 статьи 2 указанного Закона благотворительная деятельность осуществляется в целях:
- социальной поддержки и защиты граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы; подготовки населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;
- оказания помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам;
- содействия укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, национальных, религиозных конфликтов;
- содействия укреплению престижа и роли семьи в обществе;
- содействия защите материнства, детства и отцовства;
- содействия деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности;
- содействия деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан;
- содействия деятельности в сфере физической культуры и массового спорта;
- охраны окружающей среды и защиты животных;
- охраны и должного содержания зданий, объектов и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронения;
- подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, пропаганды знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;
- социальной реабилитации детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорных детей, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
- оказания бесплатной юридической помощи и правового просвещения населения;
- содействия добровольческой деятельности;
- участия в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- содействия развитию научно-технического, художественного творчества детей и молодежи;
- содействия патриотическому, духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи;
- поддержки общественно значимых молодежных инициатив, проектов, детского и молодежного движения, детских и молодежных организаций;
- содействия деятельности по производству и (или) распространению социальной рекламы;
- содействия профилактике социально опасных форм поведения граждан.
В данном случае безвозмездное инвестирование в капитальное строительство спортивного комплекса в г. Чусовом, с передачей объекта строительства после ввода в эксплуатацию в собственность муниципального образования, т.е. для нужд всех жителей города, бескорыстное выполнение работ (передача имущества и денежных средств) в целях содействия деятельности граждан - жителей г. Чусовой в сфере физической культуры и спорта полностью соответствует определению благотворительной деятельности согласно статье 1 Закона "О благотворительности". Инспекцией не представлены доказательства того, что Общество передает права на спортивно-развлекательный центр на возмездной основе или в целях, которые не соответствуют требованиям пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 11.08.95 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях". При этом ни гражданское, ни налоговое законодательство не предусматривают обязательного указания в договоре и первичных учетных документах бухгалтерского учета, что продукция реализована в порядке благотворительности.
Отклоняется ссылка Инспекции на положения пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 11.08.95 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности" о том, что направление денежных и других материальных средств, оказание помощи в иных формах коммерческим организациям, а также поддержка политических партий, движений, групп и кампаний благотворительной деятельностью не являются, поскольку ОАО "ЧМЗ" не оказывало помощь коммерческим организациям, политическим партиям, движениям, группам и кампаниям.
Также отклоняется довод налогового органа о том, что основанием для отказа в подтверждении налоговых вычетов может являться тот факт, что спорный объект на учет налогоплательщиком не поставлен.
На момент подачи заявителем уточненной декларации введены в действие нормы, позволяющие производить налоговые вычеты до окончания строительства объектов недвижимости на основании счетов-фактур и иных документов, подтверждающих фактическую уплату налога. В новой редакции пункта 5 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации исключены ранее действовавшие условие предоставления налогового вычета - по мере постановки на учет соответствующих объектов завершенного капитального строительства. Следовательно, налоговые вычеты заявлены Обществом по данному эпизоду обоснованно.
Что касается утверждения Инспекции о том, что расходы ОАО "ЧМЗ" по данному эпизоду не носят производственного характера, то оно не основано на нормах налогового законодательства, поскольку нормы главы 21 Налогового кодекса Российской Фед не ставят право налогоплательщика на применение налогового вычета в зависимость от производственного или непроизводственного характера осуществленных расходов. Общество осуществляет в силу соглашения и договора инвестиционную деятельность, связанную со строительством спортивного комплекса (объекта капитального строительства), соответственно, расходы на такое строительство в любом случае являются производственными.
Судом первой инстанции исследованы обстоятельства, имеющие значение по данному делу, дана надлежащая правовая оценка доводам налогового органа и имеющимся в деле доказательствам. У суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы налогового органа.
Госпошлина по апелляционной жалобе подлежит распределению в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. С учетом изложенного и руководствуясь статьями 110, 266,276, 268, 269 и 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 19.04.2011 по делу N А40-138338/10-90-797 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий: |
Р.Г. Нагаев |
Судьи |
Н.О. Окулова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-138338/10-90-797
Истец: ОАО "Чусовский металлургический завод"
Ответчик: МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 5
Хронология рассмотрения дела:
04.07.2011 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-14044/11