г. Пермь
13 мая 2011 г. |
Дело N А60-40568/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 мая 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 мая 2011 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Голубцовой Ю.А.,
судей Виноградовой Л.Ф., Усцова Л.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Андреевской Е.И.,
при участии:
от истца - Салабаева М.В., доверенность от 26.04.2011; Сабурова О.М., доверенность от 26.04.2011; Слепцова Т.И., доверенность от 26.04.2011,
от ответчика - не явились,
лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда;
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Администрации муниципального образования "Город Нижний Тагил"
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 14 февраля 2011 года
по делу N А60-40568/2010,
вынесенное судьей Ефимовым Д.В.,
по иску Негосударственного частного образовательного учреждения "Объединение детских садов НТМК" (ОГРН 1076600011091, ИНН 6623044021)
к Администрации муниципального образования "Город Нижний Тагил"
о взыскании задолженности по договору оказания услуг,
установил:
Негосударственное частное образовательное учреждение "Объединение детских садов НТМК" (далее - истец, НЧОУ "ОДС НТМК") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением к Администрации муниципального образования "Город Нижний Тагил" (далее - ответчик) о взыскании задолженности за оказанные услуги в сумме 5 555 581 руб. 50 коп.
Решением суда от 14.02.2011 исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе ответчик просит об отмене решения суда и об отказе в удовлетворении исковых требований. Ответчик ссылается на отсутствие у него обязанности по оплате оказанных истцом услуг, поскольку, начиная с 02.12.2009, истец не имел возможности содержать детей в детских садах, в связи с тем, что имущество детских дошкольных учреждений передано Администрации города Нижний Тагил во исполнение договора о безвозмездной передаче недвижимого имущества от 02.12.2009 N 421-09; таким образом, задолженность перед истцом составляет 3 715 055 руб. По мнению ответчика, договор оказания услуг от 01.01.2009 N 501-08(ДN58/09) подлежал заключению на торгах в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"; спорный договор, заключенный без проведения торгов, является недействительной сделкой. Ответчик в судебное заседание суда апелляционной инстанции представителей не направил.
Истец в судебном заседании суда апелляционной инстанции с доводами апелляционной жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве, считает решение суда законным и обоснованным, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Указал, что договор от 01.01.2009 N 501-08(ДN58/09) заключен в интересах отдельных граждан, состоящих в штате бюджетной организации, не преследует цели публичного характера и на него не могут распространяться положения Федерального закона от 21.07.2005 N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"; при заключении договора стороны не могли предусмотреть конкретную сумму договора, поскольку возмещение затрат должно было производится исходя из фактических затрат по содержанию детей работников бюджетной сферы.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 15 и пунктом 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территориях муниципального района и городского округа, а также организация содержания детей в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях с учетом установленных федеральных гарантий относятся к вопросам местного значения.
Согласно пункту 2 статьи 52.1 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" размер родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, не может превышать 20 процентов затрат на содержание ребенка в соответствующем образовательном учреждении, а с родителей (законных представителей), имеющих трех и более несовершеннолетних детей, - 10 процентов указанных затрат. За содержание детей с ограниченными возможностями здоровья, посещающих государственные и муниципальные образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования, а также детей с туберкулезной интоксикацией, находящихся в указанных образовательных учреждениях, родительская плата не взимается.
В соответствии со статьей 8 Закона Свердловской области "О защите прав ребенка" от 23.10.1995 N 28-ОЗ отношения между дошкольными образовательными организациями и родителями (лицами, их заменяющими) регулируются договором. Родительская плата не может превышать 20% общих расходов организации на содержание ребенка. Остальные затраты в пределах установленных нормативов возмещаются за счет местного бюджета, если родители (лица, их заменяющие) работают в бюджетной сфере и ребенок посещает муниципальную дошкольную образовательную организацию. Если родители ребенка (лица их заменяющие) работают во внебюджетной сфере, условия оплаты содержания их детей определяются коллективным договором.
10.12.2008 главой города Нижний Тагил издано постановление N 1080 "Об оплате за содержание детей в муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования". В соответствии с данным постановлением полное возмещение затрат за счет средств местного бюджета осуществляется родителям, работающим в бюджетной сфере, если их ребенок посещает муниципальное образовательное учреждение, частичное возмещение, если имеют льготу по договорной части оплаты. Возмещение затрат дошкольным образовательным учреждениям других форм собственности может осуществляться на основе договора между Администрацией учреждения и Администрацией города.
Во исполнение указанного постановления 01.01.2009 между НЧОУ "ОДС НТМК" (исполнитель) и Администрацией города Нижний Тагил (заказчик) заключен договор N 501-08(ДN58/09), согласно условиям которого заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя обязательства по содержанию детей работников бюджетной сферы в детских садах НЧОУ "ОДС НТМК" (п.п. 1.1. договора).
В соответствии с п. 2.2. договора от 01.01.2009 N 501-08 (ДN58/09) заказчик обязался своевременно возмещать исполнителю расходы на содержание одного детоместа, исходя из среднего размера расходов на текущее содержание учреждения согласно постановлению Главы города Нижний Тагил от 10.12.2008 N 1080.
Пунктом 3.1. договора предусмотрено, что исполнитель ежемесячно выставляет счета-фактуры по содержанию детомест.
Согласно п. 3.2. договора от 01.01.2009 N Д58/09 ориентировочная сумма возмещения расходов на 2009 год составляет 19 460 000 рублей.
Истец выполнил обязательства по договору от 01.01.2009 N 501-08 (ДN58/09), осуществлял содержание детей работников бюджетной сферы в детских садах НЧОУ "ОДС НТМК", что подтверждается имеющимися в материалах дела табелями учета ежедневной посещаемости детей и уплаты родительских взносов за 2009 год, списками сотрудников бюджетных организаций, дети которых посещают детские сады НЧОУ "ОДС НТМК" (по организациям), актами выполненных работ (л.д.53-59 т. 1), подписанными сторонами без замечаний, а также счетами-фактурами от 31.03.2009 N 2001/1 на сумму 5 382 341 руб. 20 коп., от 30.06.2009 N 2001/2 на сумму 5 516 022 руб., от 30.09.2009 N2001/3 на сумму 5 363 002 руб. 50 коп., от 31.10.2009 N 2001-10 на сумму 1 833 344 руб. 90 коп., от 30.11.2009 N2001-11 на сумму 1 881 710 руб. 10 коп., от 31.12.2009 N 2001-12 на сумму 1 866 619 руб. 70 коп., от 31.01.2010 N 2001-01/12 на сумму 3 840 руб. 60 коп. (корректировка к счету за декабрь 2009), от 28.02.2010 N 2001-02/12 на сумму 22 252 рубля 60 копеек (корректировка к счету за декабрь 2009).
По расчету истца размер возмещения за спорный период составил 21 816 947 руб. 20 коп.
Платежными поручениями от 02.12.2009 N 614 на сумму 5 382 341 руб. 20 коп., от 09.06.2010 N 264 на сумму 2 235 000 руб., от 07.07.2010 N 309 на сумму 8 644 000 руб., от 09.08.2010 N 335 на сумму 24 руб. 50 коп. ответчик частично возместил истцу понесенные последним расходы.
Ненадлежащее исполнение ответчиком обязательств по возмещению расходов в сумме 5 555 581 руб. 50 коп, связанных с содержанием детей в детских садах, послужило основанием истцу для обращения в арбитражный суд с настоящими исковыми требованиями.
Условия договора от 01.01.2009 N 501-08 (ДN58/09) закону не противоречат.
В соответствии со ст. 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны выполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее его изменение не допускается.
Учитывая изложенное, в отсутствие в материалах дела доказательств возмещения ответчиком понесенных истцом расходов в сумме 5 555 581 руб. 50 коп., суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные исковые требования.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на положения Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" основана на неверном толковании норм материального права.
Под государственным или муниципальным контрактом законодатель понимает договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд (п. п. 1, 2 ст. 9 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Понятие таких нужд раскрывается в п. п. 1, 2 ст. 3 указанного Федерального закона N 94-ФЗ. Государственный и муниципальный контракты заключаются в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами с учетом положений Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Между сторонами возникли правоотношения по компенсации понесенных истцом расходов в порядке, установленном законодательством, которые отношениями в рамках муниципального контракта не являются.
Доводы ответчика на отсутствие у него обязанности по возмещению расходов истца, в связи с тем, что недвижимое имущество детских дошкольных учреждений передано Администрации города Нижний Тагил во исполнение договора о безвозмездной передаче недвижимого имущества от 02.12.2009 N 421-09, заключенного между ОАО "НТМК" и Администрацией города Нижний Тагил, подлежат отклонению. Сам по себе факт передачи недвижимого имущества детских дошкольных учреждений иному лицу не означает, что истец прекратил осуществлять содержание детей. Доказательств обратного ответчик суду не представил (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Кроме того, истец взыскивает с ответчика задолженность за 2009 год, поэтому ссылка ответчика на договор от 02.12.2009 N 421-09 не может являться основанием удовлетворения апелляционной жалобы.
Указание судом первой инстанции в решении норм о подряде не влечет отмену обжалуемого судебного акта.
Доводы заявителя апелляционной жалобы не содержат ссылок на обстоятельства и подтверждающие эти обстоятельства доказательства, которые могли бы повлечь иные выводы суда апелляционной инстанции
Иск правомерно удовлетворен судом первой инстанции.
Таким образом, оснований для отмены (изменения) решения суда от 14.02.2011 не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Согласно подпункту 1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Администрация муниципального образования "Город Нижний Тагил" освобождена от уплаты государственной пошлины по апелляционной жалобе.
На основании и руководствуясь ст.ст. 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 14 февраля 2011 года по делу N А60-40568/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
Ю.А. Голубцова |
Судьи |
Л.Ф. Виноградова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-40568/2010
Истец: Негосударственное частное образовательное учреждение "Объединение детских садов НТМК"
Ответчик: МУ Администрация МО "Город Нижний Тагил"
Хронология рассмотрения дела:
13.05.2011 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-3263/11