г. Пермь
21 марта 2011 г. |
Дело N А50-21066/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 марта 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 марта 2011 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Зелениной Т.Л.
судей Дюкина В.Ю., Усцова Л.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Глушенковой С.А.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Шубенко В.Е. (паспорт, доверенность от 07.12.2009),
от ответчика - Родионов Н.В. (удостоверение, доверенность от 03.02.2011),
от третьего лица - Подлузская И.Н. (паспорт, доверенность от 01.02.2009),
(лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрев в судебном заседании арбитражное дело N А50-21066/2010,
по заявлению Сельскохозяйственного производственного кооператива по производству и реализации сельхозпродукции и племенных животных "Мотовилихинский" (ОГРН 1025902398994, ИНН 5948001325)
к Дорожному агентству Пермского края,
третье лицо: Государственное автономное учреждение "Управление автомобильных дорог" Пермского края,
о признании незаконным бездействия в непринятии мер по оформлению изъятия земельных участков, обязании устранить допущенные нарушения,
установил:
Сельскохозяйственный производственный кооператив по производству и реализации сельхозпродукции и племенных животных "Мотовилихинский" (СПК "Мотовилихинский", заявитель) обратился в арбитражный суд Пермского края с заявлением к Дорожному агентству Пермского края (в настоящее время - Министерство транспорта Пермского края, ответчик) о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по оформлению изъятия для государственных нужд земельных участков: с кадастровым номером 59:01:4219244:202 площадью 34 886 кв. м, с кадастровым номером 59:01:4219198:4 площадью 773 кв. м, с кадастровым номером 59:01: 4219235:4 площадью 5 063 кв. м, с кадастровым номером 59:01:4219248:44 площадью 6 395 кв. м, с кадастровым номером 59:01:4219248:43 площадью 26 792 кв. м, с кадастровым номером 59:01:4219248:45 площадью 191 602 кв. м, с кадастровым номером 59:01:4219236:3 площадью 4 854 кв. м, с кадастровым номером 59:01:4219180:6 площадью 6 893 кв. м, с кадастровым номером 59:01:4219180:7 площадью 14 664 кв. м, о возложении на ответчика обязанности устранить допущенные нарушения и выполнить требования законодательства, связанные с изъятием указанных земельных участков.
Решением арбитражного суда Пермского края от 21.12.2010 (резолютивная часть от 10.12.2010) заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Решение суда от 21.12.2010 обжаловано ответчиком в апелляционном порядке.
При проверке законности и обоснованности обжалуемого судебного акта в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ, судом апелляционной инстанции было установлено, что на спорные земельные участки с кадастровыми номерами 59:01:4219244:202, 59:01:4219198:4, 59:01:4219235 :4, 59:01:4219248:44, 59:01:4219248:43, 59:01:4219248:45, 59:01:4219236:3, 59:01:4219180:6, 59:01:4219180:7 в установленном порядке зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования ГАУ "Управление автомобильных дорог" (записи о государственной регистрации права от 13.08.2009).
Поскольку решение суда первой инстанции о признании незаконным бездействия ответчика, который не принял мер по оформлению изъятия этих земельных участков для государственных нужд, о возложении на ответчика обязанности выполнить требования законодательства по изъятию указанных земельных участков, было принято также в отношении прав и обязанностей землепользователя этих земельных участков, не привлеченного к участию в деле, суд апелляционной инстанции в соответствии с ч. 6.1 ст. 268 АПК РФ перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, о чем указано в определении от 07.02.2011.
На основании ст. 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Государственное автономное учреждение "Управление автомобильных дорог" Пермского края.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции заявитель свои требования изменил, просил признать незаконным отказ ответчика в принятии установленных гражданским законодательством РФ мер по изъятию спорных земельных участков.
Изменение предмета заявленных требований принято судом апелляционной инстанции в соответствии с ч. 1 ст. 49 АПК РФ.
В обоснование заявленных требований заявителем указано на то, что он является землепользователем спорных земельных участков на основании постановления администрации города Перми от 04.12.1992 N 1088, на этих земельных участках произведены работы по строительству автомобильной дороги "Переход ул. Стахановская - "Ива", на участке ул. Старцева - "Ива" Второй пусковой комплекс, процедура изъятия указанных земельных участков уполномоченным органом не соблюдена, размер убытков в связи с изъятием земельных участков не определен, соглашение об уплате выкупной стоимости заявителю не направлено, письмом ответчика от 14.09.2010 в подписании соглашения о выкупе земельных участков отказано.
Ответчик с заявленными требованиями не согласен, считает, что отказ в осуществлении изъятия спорных земельных участков является правомерным, сведения о заявителе, как о владельце этих земельных участков, в государственном кадастре недвижимости отсутствовали, указанные земельные участки были поставлены на кадастровый учет и предоставлены ГАУ "Управтодор" на праве постоянного (бессрочного) пользования для строительства автодороги.
Третье лицо доводы ответчика поддерживает, указывает, что законность распоряжения ответчика от 04.08.2009 N 20-пр являлась предметом рассмотрения арбитражного суда по делу N А50-19952/2010. В удовлетворении требований заявителя о признании этого распоряжения недействительным отказано.
Как следует из материалов дела, совхозу "Мотовилихинский", реорганизованному впоследствии в СПК "Мотовилихинский", на праве постоянного (бессрочного) пользования был предоставлен земельный участок, общей площадью 2 658 га, что подтверждается свидетельством N 794 от 15.01.1993.
Постановлением администрации г. Перми от 27.06.2008 N 605 на Дорожное агентство Пермского края в целях выделения элементов планировочной структуры и установления границ застроенных и незастроенных территорий возложена обязанность подготовить документацию по планировке территории по улице "Старцева - Уинская" от бульвара Гагарина до автомобильной дороги "Восточный обход города Перми" в Мотовилихинском районе.
Пунктом 2 этого постановления на Департамент земельных отношений администрации города Перми возложена обязанность в месячный срок со дня обращения инициаторов подготовки документации по планировке территории подготовить информацию о наличии оформленных прав на земельные участки в границах территорий, для которых разрабатывается документация по планировке территории.
Распоряжением Дорожного агентства Пермского края от 04.08.2009 N 20-пр Государственному автономному учреждению "Управление автомобильных дорог" Пермского края предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки, право государственной собственности на которые не разграничено, расположенные в Свердловском и Мотовилихинском районах г. Перми общей площадью 653 217,00 кв.м, согласно приложению, в том числе, земельные участки с кадастровыми номерами 59:01:4219244:202, 59:01:4219198:4, 59:01:4219236:3, 59:01:4219248:44, 59:01:4219235:4, 59:01:4219248:43, 59:01:4219248:45, 59:01:4219180:6, 59:01:4219180:7.
01.09.2010 заявитель обратился к ответчику с заявлением о принятии мер по оформлению изъятия указанных земельных участков для государственных нужд, выполнении соответствующих требований законодательства, обсуждении условий подписания соглашения о выкупе земельных участков.
Письмом от 14.09.2010 ответчик сообщил заявителю, что распоряжением от 04.08.2009 N 20-пр спорные земельные участки предоставлены Государственному автономному учреждению "Управление автомобильных дорог" Пермского края для строительства автомобильной дороги. Изъятие этих земельных участков путем выкупа будет являться нецелевым и неэффективным использованием средств бюджета Пермского края.
Полагая, что отказ по оформлению изъятия земельных участков является незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 2 ст. 201 АПК РФ для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 49 ЗК РФ установлено, что изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных, в том числе с размещением объектов государственного или муниципального значения - автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.
Порядок выкупа земельного участка для государственных или муниципальных нужд у его собственника; порядок определения выкупной цены земельного участка, выкупаемого для государственных или муниципальных нужд; порядок прекращения прав владения и пользования земельным участком при его изъятии для государственных или муниципальных нужд, права собственника земельного участка, подлежащего выкупу для государственных или муниципальных нужд, устанавливаются гражданским законодательством (п. 3 ст. 55 ЗК РФ).
В силу положений ст. 279 ГК РФ выкуп земельного участка для государственных и муниципальных нужд включает: принятие уполномоченным органом решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд, письменное уведомление собственника земельного участка не позднее, чем за год до предстоящего изъятия, государственную регистрацию решения уполномоченного органа об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в органе, осуществляющем регистрацию прав на земельный участок.
В случаях, когда земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, находится во владении и пользовании на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, прекращение этих прав осуществляется применительно к правилам, предусмотренным статьями 279 - 282 ГК РФ (ст. 283 ГК РФ).
Согласно материалам дела на момент обращения заявителя с заявлением о принятии мер по оформлению изъятия спорных земельных участков для государственных нужд (01.09.2010), на указанные земельные участки было зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования Государственного автономного учреждения "Управление автомобильных дорог" Пермского края.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Пермского края от 16.08.2010 по делу N А50-40051/2009 в удовлетворении требований заявителя о признании недействительным распоряжения ответчика от 04.08.2009 N 20-пр, признании недействительным зарегистрированного права постоянно (бессрочного) пользования Государственного автономного учреждения "Управление автомобильных дорог" Пермского края на земельные участки с кадастровыми номерами 59:01:4219244:202, 59:01:4219198:4, 59:01:4219236:3, 59:01:4219248:44, 59:01:4219235:4, 59:01:4219248:43, 59:01:4219248:45, 59:01:4219180:6, 59:01:4219180:7 отказано.
При таких обстоятельствах, а также с учетом фактического нахождения этих земельных участков во владении и пользовании Государственного автономного учреждения "Управление автомобильных дорог" Пермского края, оснований для принятия решения об изъятии указанных земельных участков для государственных или муниципальных нужд, у ответчика не имелось.
Ссылка заявителя на наличие у него прав на указанные земельные участки на основании постановления администрации города Перми от 04.12.1992 N 1088 судом апелляционной инстанции отклоняется.
Как разъяснено в п. 52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства.
При этом зарегистрированное право на недвижимое имущество не подлежит оспариванию путем заявления требований, подлежащих рассмотрению по правилам главы 25 ГПК РФ или главы 24 АПК РФ, поскольку в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, не может разрешаться спор о праве на недвижимое имущество (п. 56 указанного постановления).
С учетом изложенного, совокупность условий, необходимых для признания оспариваемого решения ответчика незаконным, отсутствует, оснований для удовлетворения требований заявителя не имеется.
При таких обстоятельствах, решение суда от 21.12.2010 подлежит отмене, как принятое с нарушением норм процессуального права (ч. 4. ст. 270 АПК РФ), заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Государственная пошлина по заявлению и по апелляционной жалобе относится на заявителя (ст. 110 АПК РФ).
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 270, 271 АПК РФ, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Пермского края от 21 декабря 2010 года по делу N А50-21066/2010 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Взыскать с Сельскохозяйственного производственного кооператива по производству и реализации сельхозпродукции и племенных животных "Мотовилихинский" (ОГРН 1025902398994, ИНН 5948001325) в доход федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 1000 (одной тысячи) руб.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
Т.Л. Зеленина |
Судьи |
Л.А. Усцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-21066/2010
Истец: СПК "Мотовилихинский"
Ответчик: Дорожное агентство Пермского края
Третье лицо: Государственное автономное учреждение "Управление автомобильных дорог" Пермского края