г. Москва
05 июля 2011 г. |
Дело N А41-7217/11 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июня 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 июля 2011 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Боровиковой С.В.,
судей Ханашевича С.К., Черниковой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания: Полухиной Ю.М.,
при участии в заседании:
от истца САОА "ВСК" (ИНН: 7710026574, ОГРН: 1027700186062): Сандрыкин И.А. - представитель по доверенности N 19024 от 29.12.10г.,
от ответчика ООО "Автологистика" (ИНН: 7729412333, ОГРН: 1037739241396): Коцыгина Е.В. - представитель по доверенности N 95-01-04/11 от 11.04.11г.,
от третьих лиц: ООО "БМВ Русланд Трейдинг" (ИНН: 7712107050, ОГРН: 1037739414844): представитель не явился, извещен, ОАО "Автодом" (ИНН: 7714709349): представитель не явился, извещен,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Автологистика" на решение Арбитражного суда Московской области от 24 марта 2011 года по делу N А41-7217/11, принятое судьей Бобковой С.Ю. по иску страхового СОАО "ВСК" к ООО "Автологистика" о взыскании ущерба в порядке суброгации,
УСТАНОВИЛ:
страховое открытое акционерное общество "ВСК" (далее - СОАО "ВСК") обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Автологистика" (далее - ООО "Автологистика") о взыскании ущерба в порядке суброгации в сумме 14 636 руб. 95 коп.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "БМВ Русланд Трейдинг" (далее - ООО "БМВ Русланд Трейдинг") и открытое акционерное общество "Автодом" (далее - ОАО "Автодом").
Решением Арбитражного суда Московской области от 24 марта 2011 года по делу N А41-7217/11 исковые требования удовлетворены в полном объеме (л.д. 115-116).
Не согласившись с решением суда, ООО "Автологистика" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, а также нарушены нормы материального и процессуального права (л.д. 120-122).
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121-123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Выслушав представителей сторон, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Из материалов дела следует, что 15.10.07г. между ООО "Автологистика" (исполнитель) и ООО "БМВ Русланд Трейдинг" (заказчик) был заключен договор на оказание комплекса услуг N ТРА-С-0121/07, по условиям которого исполнитель обязался хранить вверяемые ему заказчиком автомобили БМВ и МИНИ, перевозить грузы в пункт назначения и выдавать их грузополучателю или уполномоченному им на получение груза лицу, а заказчик обязывается оплачивать хранение и перевозку грузов (л.д. 50-53).
Получателем груза являлось ОАО "Эвтодом".
Согласно товарно-транспортным документам пунктом погрузки товара является г.Москва, Солнечногорский район, п. Пикино, ул. Транспортная, уч. 1, стр. 1, пунктом разгрузки является г. Москва, ул. Зорге, д. 17 (л.д. 48-49).
Заказчик во исполнение своих обязательств по договору передал исполнителю автомобиль BMW 535 идентификационный номер (VIN) WBASN21070C189357.
При получении груза в месте разгрузки было обнаружено повреждение груза, что подтверждается отчетом об ущербе и повреждениях транспортного средства (л.д. 54).
Перечень повреждений зафиксирован в акте осмотра транспортного средства N 13-03-12 от 18.03.10г., составленном ООО "РАНЭ-ЦЕНТР" (л.д. 55-57).
Размер ущерба, причиненного собственнику груза, определен Страховым актом N 0986В13G00869-S0420Y от 19.07.10г. (л.д. 12).
Так как груз был застрахован в ОАО "Военно-страховая компания" в соответствии с Генеральным полисом N 0986В13G00869 от 20.11.09г., в связи с наступлением страхового случая истец выплатил выгодоприобретателю (грузополучателю) ОАО "Автодом" страховое возмещение в размере 14 636 руб. 95 коп. по платежному поручению N 27142 от 19.07.10г. (л.д. 10).
В соответствии с п. 14 Генерального полиса страхования грузов N 0986В13G00869 от 20.11.09г. истец производит выплату страхового возмещения за вычетом безусловной франшизы по каждому страховому случаю.
Безусловная франшиза устанавливается в размере 50 евро по каждому автомобилю.
Истец направил ООО "Автологистика" претензию с предложением добровольно возместить причиненный ущерб (л.д. 76-7858-67).
Поскольку в добровольном порядке причиненный ущерб возмещен не был, истец обратился в арбитражный суд с иском.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования истца, исходил из того, что факт причинения ущерба, наличия вины ответчика в его причинении, размер причиненного ущерба, а также факт возникновения у истца права на суброгацию подтверждены материалами дела. Доказательств оплаты ущерба в материалах дела не имеется.
Оспаривая решение суда первой инстанции, по мотивам, изложенным в апелляционной жалобе, ООО "Автологистика" указывает, что у истца отсутствовало право на предъявление иска, поскольку истец не направил ответчику претензию с документами, подтверждающими обоснованность претензионных требований. Истец произвел выплату страхового возмещения ненадлежащему лицу. Отметки в ОУПТС о наличии повреждений на товарном автомобиле марки BMW появились только после мойки указанного автомобиля.
При рассмотрении дела судом апелляционной инстанции ответчик отказался от доводов апелляционной жалобы о том, что выплата страхового возмещения была произведена ненадлежащему лицу и о том, что отметки в ОУПТС о наличии повреждений на товарном автомобиле марки BMW появились только после мойки указанного автомобиля.
Суд апелляционной инстанции, выслушав представителей сторон, изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии со статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Согласно статье 965 Гражданского кодекса Российской Федерации к страховщику, выплатившему страховое возмещение, переходит в пределах выплаченной суммы право требования, которое страхователь имеет к лицу, ответственному за убытки, возмещенные в результате страхования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 797 Гражданского кодекса Российской Федерации, до предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом.
В апелляционной жалобе ответчик ссылается на несоблюдение истцом претензионного порядка.
Вместе с тем, довод ответчика о наличии оснований для оставления иска без рассмотрения в связи с несоблюдением истцом претензионного порядка урегулирования спора с ответчиком (п. 2 ч. 1 ст. 148 АПК РФ) не может быть принят судом апелляционной инстанции.
Иск к перевозчику может быть предъявлен грузоотправителем или грузополучателем в случае полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию либо неполучения от перевозчика ответа в тридцатидневный срок (п. 2 ст. 797 ГК РФ).
Пунктом 3 ст. 39 Федерального закона "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" от 08.11.07г. N 259-ФЗ установлено, что право на предъявление к перевозчикам претензий в досудебном порядке имеют лица, заключившие договоры перевозки, грузополучатели, а также страховщики, выплатившие страховое возмещение в связи с ненадлежащим исполнением перевозчиками своих обязательств по перевозкам грузов.
Порядок оформления претензий устанавливается правилами перевозок грузов (п. 5).
Действующие "Общие правила перевозки грузов автомобильным транспортом", утвержденные Минавтотрансом РСФСР 30.07.71г. регулируют порядок оформления, предъявления и рассмотрения претензий перевозчику в случае повреждения груза.
Как следует из материалов дела, истец направил ответчику претензию от 09.11.10г. N 14502 с указанием VIN автомобилей за повреждение которых истцом было выплачено страховое возмещение, а также суммой ущерба по каждому из автомобилей.
Ответчик указывает, что названная претензия не соответствует требованиям параграфов 6-10 раздела 11 Общих правил перевозки грузов автомобильным транспортом, утвержденных Минавтотрансом РСФСР 30.07.71г., поскольку претензия должна направляться по каждой отправке груза в отдельности, к ней должны быть приложены оригинал товарно-транспортной накладной, а также документы подтверждающие факт и размер ущерба.
Вместе с тем параграфом 14 Общих правил перевозки грузов автомобильным транспортом, утвержденных Минавтотрансом РСФСР 30.07.71г. установлено, что претензионное заявление, поданное без приложения перечисленных документов, возвращается заявителю в 10-дневный срок со дня его получения вместе с приложенными документами и с указанием причин возвращения.
При невозвращении в 10-дневный срок претензия считается принятой к рассмотрению.
Доказательства возвращения ответчиком претензии от 09.11.10г. N 14502 с приложениями в материалах дела отсутствуют.
Напротив письмом от 10.12.10г. N 162-12/10 ответчик отказал истцу в возмещении убытков по автомобилям, указанным в приложении к претензионному письму от 09.11.10г. N 14502.
Согласно ст. 41 Федерального закона "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" от 08.11.07г. N 259-ФЗ, при предъявлении претензий в порядке, установленном статьей 39 Федерального закона "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", иски к перевозчикам возникшие в связи с осуществлением перевозок грузов могут быть предъявлены в случаях полного или частичного отказа перевозчиков удовлетворить претензии либо в случаях неполучения от перевозчиков ответов на претензии в течение тридцати дней со дня получения ими соответствующих претензий.
При таких обстоятельствах оснований для оставления искового заявления без рассмотрения в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации у суда первой инстанции не имелось.
Довод ответчика о том, что параграф 14 Общих правил перевозки грузов автомобильным транспортом, утвержденных Минавтотрансом РСФСР 30.07.71г., противоречит статье 40 Федерального закона "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" от 08.11.07г. N 259-ФЗ не может быть признан обоснованным, принимая во внимание, что указанной нормой права не установлено порядка рассмотрения претензии в случае, если к претензии не приложены все необходимые, по мнению ответчика, документы.
Довод ответчика о том, что в товарно-транспортной накладной (ТТН) отсутствуют сведения о составлении отчета об ущербе и повреждениях транспортного средства (ОУПТС) отклоняется апелляционным судом.
В соответствии с приложением N 2 к дополнительному соглашению N 9/1 к договору на оказание комплекса услуг N ТРА-С-012/07 фактической передачей автомобиля исполнителем получателю является момент составления отчета об ущербе и повреждениях транспортного средства (ОУПТС) или передачи ключей зажигания от автомобиля.
То есть, перевозчик считается исполнившим свою обязанность только после подписания всего комплекта документов (ТТН, ОУПТС).
В материалах дела имеется ОУПТС с подписью водителя ООО "Автологистика" о доставке груза с повреждениями. Доказательств того, что данная подпись не является подписью водителя ООО "Автологистика" в материалы дела не представлено.
Таким образом, отсутствие сведений о составлении ОУПТС в ТТН не освобождает ответчика от ответственности.
Учитывая вышеизложенное, апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела, при правильном применении норм действующего законодательства.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, сделанных при рассмотрении настоящего спора по существу, апелляционным судом не установлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 24 марта 2011 года по делу N А41-7217/11 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.В. Боровикова |
Судьи |
С.К. Ханашевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-7217/2011
Истец: СОАО "ВСК"
Ответчик: ООО "Автологистика"
Третье лицо: ОАО "АВТОДОМ", ООО "БМВ Русланд Трейдинг", ООО "БМВ Русланд Трейдинг" г. Химки