г. Владивосток |
Дело |
04 июля 2011 г. |
N А24-5310/2010 |
Резолютивная часть постановления оглашена 30 июня 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 июля 2011 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Г.А. Симоновой
судей З.Д. Бац, Е.Л. Сидорович
при ведении протокола секретарем судебного заседания: А.С. Барановой
при участии:
стороны не явились, извещены надлежаще,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Пацифик"
апелляционное производство N 05АП-3992/2011
на решение от 04.05.2011
судьи Довгалюка Д.Н.
по делу N А24-5310/2010 Арбитражного суда Камчатского края
по заявлению ООО "Пацифик"
к Управлению по взаимодействию с субъектами малого и среднего предпринимательства Петропавловск-Камчатского городского округа
третье лицо: Департамент градостроительства и земельных отношений Петропавловск-Камчатского городского округа
о признании незаконным отказа N 11-01/2365/10 от 03.12.2010 года в заключении договора об организации обеспечения жителей Петропавловск-Камчатского городского округа услугами общественного питания, торговли и бытового обслуживания; об обязании заключить типовой договор
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Пасифик" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением о признании незаконным отказа Управления по взаимодействию с субъектами малого и среднего предпринимательства Петропавловск-Камчатского городского округа (далее - заинтересованное лицо, Управление) N 11-01/2365/10 от 03.12.2010 года в заключении договора об организации обеспечения жителей Петропавловск-Камчатского городского округа услугами общественного питания, торговли и бытового обслуживания; обязании Управления заключить типовой договор.
Решением суда от 04.05.2011 г.. в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд пришел к выводу о том, что предполагаемое размещение Обществом прицепа "Купава" на расстоянии 1,5 метров от расположенного рядом торгового павильона без нарушения требований, установленных пунктом 12 статьи 69 Закона N 123-ФЗ, и пункта 24 Правил пожарной безопасности не представляется возможным. На основании вышеизложенного суд посчитал о том, что отказывая Обществу в заключении договора об организации обеспечения жителей Петропавловск-Камчатского городского округа услугами общественного питания, торговли и бытового обслуживания, Управление правомерно мотивировало данный отказ невозможностью выполнения минимальных противопожарных расстояний при установке прицепа "Купава" в испрашиваемом Обществом месте.
Общество, не согласившись с принятым решением, подало апелляционную жалобу и просит судебный акт отменить. Основные доводы жалобы сводятся к мнению Общества о неправильном применении судом норм материального права. В частности, заявитель указал на то, что суд не исследовал вопрос о законности нахождения торгового павильона, от которого суд рассчитывал противопожарное расстояние до места размещения прицепа "Купава". Также суд не принял во внимание класс конструктивной пожарной опасности стен данного торгового павильона. Общество считает, что определение данного обстоятельства необходимо, т.к. согласно п.5.4.2.1 Свода правил СП 4.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям" допускает в определенных случаях размещение торговых киосков без устройства пожарных разрывов.
Стороны, извещенные о времени и месте судебного разбирательства явку своих представителей не обеспечили. Ответчик и третье лицо, письменные отзывы на жалобу не представили.
В соответствии с частью 3, 5 статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие сторон, по имеющимся в деле доказательствам.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает, что решение отмене либо изменению не подлежит в связи со следующим.
Согласно материалам дела, 11.11.2010 года Общество обратилось в Управление по взаимодействию с субъектами малого и среднего предпринимательства Петропавловск-Камчатского городского округа с заявлением о заключении договора об организации обеспечения жителей Петропавловск-Камчатского городского округа услугами питания по улице Океанская в городе Петропавловске-Камчатском с использованием автоприцепа "Купава".
В связи с получением отрицательного согласования Департамента, Управлением принято решение об отказе в заключении указанного выше договора, изложенное в письме N 11-01/2365/10 от 03.12.2010 года и мотивированное тем, что при установке торгового объекта будет невозможно выполнить минимальные противопожарные расстояния, предусмотренные "Техническим регламентом о требованиях пожарной безопасности", утвержденным Федеральным законом от 22.07.2008 года N 123-ФЗ.
Не согласившись с вышеуказанным решением, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 10 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закона N 131-ФЗ) к вопросам местного значения относятся создание условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.
Порядок заключения договора об организации обеспечения жителей Петропавловск-Камчатского городского округа услугами общественного питания, торговли и бытового обслуживания утвержден Постановлением Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа Камчатского края от 29.03.2010 N 883 "О создании условий по обеспечению жителей Петропавловск-Камчатского городского округа услугами общественного питания, торговли и бытового обслуживания" (далее - Порядок).
В соответствии с Порядком для заключения договора субъект, либо уполномоченное лицо обращается в администрацию Петропавловск-Камчатского городского округа с заявлением по форме согласно приложению к настоящему Порядку.
В течение четырех рабочих дней, следующих за днем регистрации заявления, уполномоченный орган: проводит проверку наличия документов, указанных в пункте 4 настоящего Порядка, направляет заявление с приложенными документами в Департамент градостроительства и земельных отношений Петропавловск-Камчатского городского округа для дачи мотивированного заключения о возможности либо невозможности заключения договора (пункты 7, 7.1, 7.4 Порядка).
В силу пункта 8 Порядка согласование представленных документов и возвращение их в уполномоченный орган осуществляет Департамент градостроительства и земельных отношений Петропавловск-Камчатского городского округа.
В соответствии пунктами 9, 9.1, 9.2 Порядка уполномоченный орган в течение двух рабочих дней со дня поступления заключения с приложенными документами из Департамента градостроительства и земельных отношений Петропавловск-Камчатского городского округа: подготавливает проект договора и информирует субъекта о необходимости заключения с ним договора - при получении заключения о возможности заключения договора по оказанию услуг в испрашиваемом районе; направляет субъекту мотивированный отказ в заключении договора - при получении заключения о невозможности заключении договора.
В рассматриваемом случае, основанием для отказа Обществу в заключении договора послужило несогласование Департаментом градостроительства и земельных отношений Петропавловск-Камчатского городского округа представленных документов по причине необеспечения противопожарных расстояний.
Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения, установлены в Правилах пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС России от 18.06.2003 N 313 (далее - Правила, ППБ 01-03). Пункт 3 Правил устанавливает, что наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 22.07.208 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закона N 123-ФЗ) данный федеральный закон принят в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения. Положения названного Федерального закона обязательны для исполнения при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации и утилизации объектов защиты.
В силу пункта 15 статьи 2 названного Федерального закона объектами защиты является продукция, в том числе имущество граждан или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество (включая объекты, расположенные на территориях поселений, а также здания, сооружения, строения, транспортные средства, технологические установки, оборудование, агрегаты, изделия и иное имущество), к которой установлены или должны быть установлены требования пожарной безопасности для предотвращения пожара и защиты людей при пожаре.
Согласно пункту 36 статьи 2 Федерального закона N 123-ФЗ противопожарный разрыв (противопожарное расстояние) - нормированное расстояние между зданиями, строениями и (или) сооружениями, устанавливаемое для предотвращения распространения пожара.
Противопожарные расстояния между жилыми, общественными и административными зданиями, зданиями, сооружениями и строениями промышленных организаций в зависимости от степени огнестойкости и класса их конструктивной пожарной опасности следует принимать в соответствии с таблицей 11 приложения к настоящему Федеральному закону. Противопожарные расстояния между зданиями, сооружениями и строениями определяются как расстояния между наружными стенами или другими конструкциями зданий, сооружений и строений (статья 69 Федерального закона N 123-ФЗ).
При наличии выступающих более чем на 1 метр конструкций зданий, сооружений и строений, выполненных из горючих материалов, следует принимать расстояния между этими конструкциями (пункт 2 статьи 63). Размещение временных построек, ларьков, киосков, навесов и других подобных строений должно осуществляться в соответствии с требованиями, установленными в таблице 11 приложения к настоящему Федеральному закону (пункт 12 статьи 69).
Кроме того, согласно пункту 24 Правил пожарной безопасности временные строения должны располагаться от других зданий и сооружений на расстоянии не менее 15 метров (кроме случаев, когда по другим нормам требуются иные противопожарные расстояния) или у противопожарных стен.
Из схемы предполагаемого размещения объекта торговли на земельном участке (масштаб 1:500, в 1 см - 5 метров), судом установлено, что Общество планировало расположить прицеп "Купава" на расстоянии 1,5 метра от стоящего рядом торгового павильона.
В силу пункта 6 статьи 2 Федерального закона N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" указанный прицеп, с учетом его предполагаемого использования, является нестационарным торговым объектом.
Из анализа положений Порядка заключения договора об организации обеспечения жителей Петропавловск-Камчатского городского округа услугами общественного питания, торговли и бытового обслуживания, следует, что при положительном заключении Департамента с обратившимся субъектом заключается договор по оказанию услуг в испрашиваемом районе. При этом такой договор может быть заключен на срок до 3-х лет, срок действия договора может быть продлен (пункты 10, 11 Порядка).
Суд первой инстанции приняв во внимание функциональное назначение прицепа "Купава", предполагаемое его использование Обществом в качестве нестационарного торгового объекта в течение длительного периода времени на предварительно согласованном земельном участке, пришел к правильному выводу о том, что данный прицеп является объектом защиты, на который распространяются положения Закона N 123-ФЗ, в частности, требования о необходимости соблюдения минимальных противопожарных расстояний при его установке.
Поскольку целью Федерального закона N 123-ФЗ является защита жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, то невыполнение установленных данным Федеральным законом требований по обеспечению пожарной безопасности одними лицами по отношению к принадлежащим им объектам защиты, нарушает права других лиц на защиту своего имущества от пожара (в данном случае владельцев расположенного рядом торгового павильона).
Учитывая способ предполагаемого использования Обществом вышеуказанного нестационарного торгового объекта и его возможное размещение рядом с другими стационарными торговыми объектами (павильонами), при определении допустимых противопожарных расстояний в силу пункта 12 статьи 69 Закона N 123-ФЗ необходимо руководствоваться требованиями таблицы 11 названного Федерального закона.
Исходя из таблицы 11 Закона N 123-ФЗ, минимальное противопожарное расстояние составляет 6 метров.
Поскольку Общество согласно предоставленной схеме планировало расположить прицеп "Купава" на расстоянии 1,5 метра от стоящего рядом торгового павильона, следовательно, его размещение таким образом, будет являться нарушением требований, установленных пунктом 12 статьи 69 Закона N 123-ФЗ, и пункта 24 Правил пожарной безопасности.
Учитывая данные обстоятельства, отказ Управления, выраженный в письме N 11-01/2365/10 от 03.12.2010 года в заключении договора об организации обеспечения жителей Петропавловск-Камчатского городского округа услугами общественного питания, торговли и бытового обслуживания соответствует закону и не нарушает права и законные интересы заявителя, что в силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
В связи с отсутствием нарушения прав и законных интересов оспариваемым отказом, также отсутствуют основания для возложения на Управление обязанности по заключению типового договора об организации обеспечения жителей Петропавловск-Камчатского городского округа услугами общественного питания, торговли и бытового обслуживания.
Довод жалобы о том, что суд не исследовал вопрос о законности нахождения торгового павильона, от которого рассчитывалось противопожарное расстояние до места размещения прицепа "Купава" со ссылкой на пункты 5.4.2.1 Свода правил СП 4.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям" признается несостоятельным, поскольку законность размещения указанного павильона не входит в предмет доказывания по настоящему делу.
Выводы арбитражного суда по данному делу основаны на всестороннем и полном исследовании и оценке имеющихся в деле доказательств в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Неправильного применения либо нарушения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта по данному делу, не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 04 мая 2011 г.. по делу N А24-5310/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Г.А. Симонова |
Судьи |
З.Д. Бац |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А24-5310/2010
Истец: ООО "Пацифик"
Ответчик: Департамент градостроительства и земельных отношений Петропавловск-Камчатского городского округа, Управление по взаимодействию с субъектами малого и среднего предпринимательства Петропавловск-Камчатского городского округа
Третье лицо: Департамент градостроительства и земельных отношений Петропавловск-Камчатского городского округа
Хронология рассмотрения дела:
04.07.2011 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-3992/11