г. Санкт-Петербург
05 июля 2011 г. |
Дело N А56-3616/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июня 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 июля 2011 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фокиной Е.А.
судей Борисовой Г.В., Есиповой О.И.
при ведении протокола судебного заседания: Михайлюк Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-8422/2011) Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19 апреля 2011 года по делу N А56-3616/2011 (судья Гранова Е.А.), принятое
по заявлению ООО "Вента"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Санкт-Петербургу
об оспаривании постановления
при участии:
от заявителя: Белогурова М.С., доверенность от 29.06.2010.
от ответчика: Белоусова К.Н., доверенность от 06.04.2011.
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Вента" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция, налоговый орган) о назначении административного наказания N 001 от 19.01.2011.
Решением от 19.04.2011 заявленное требование удовлетворено.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, налоговый орган направил и поддержал в судебном заседании апелляционную жалобу, в которой просил решение от 19.04.2011 отменить. Налоговый орган считает, что разменная монета в сумме 8 198 руб., выданная руководством ООО "Вента" в кассу предприятия для расчета с покупателями, должна перед началом работы оформляться по расходному кассовому ордеру, в конце рабочего дня сдаваться в кассу организации. Общество не обеспечило правильность оформления операций по учету выдачи и возврату денежных средств (в том числе разменной монеты и купюр) с использованием унифицированных форм первичной учетной документации; полноту, непрерывность и достоверность учета полученного дохода. По мнению подателя жалобы, материалами дела подтверждается наличие в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.1 КоАП РФ.
В судебном заседании представитель Общества просил решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании поручения от 17.12.2010 N 14/968 должностными лицами Инспекции проведена проверка соблюдения законодательства о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, полноты учета выручки и порядка работы с денежной наличностью в принадлежащей Обществу столовой, расположенном по адресу: Санкт-Петербург, Выборгская наб., д. 29. В ходе проверки инспекция пришла к выводу о неоприховании в кассу денежных наличных средств в сумме 8 198 руб.
По результатам проверки составлены акт от 17.12.2010 и от 13.01.2011 N 014179.
По факту нарушения обществом пунктов 6.1, 6.2 Типовых правил эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, пунктов 22, 24, 27 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, пункта 1,7 Методических рекомендаций по использованию данных учета выручки, полученных с применением контрольно-кассовых машин, инспекцией 13.01.2011 в присутствии генерального директора общества составлен протокол N 001 об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 15.1 КоАП РФ.
Постановлением инспекции от 19.01.2011 N 001 общество привлечено к административной ответственности по указанной квалификации, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 руб.
Считая данное постановление незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.1 КоАП РФ, в связи с чем признал незаконным и отменил оспариваемое постановление.
Апелляционная инстанция, исследовав материалы дела и доводы жалобы, выслушав мнения представителей сторон, считает выводы суда первой инстанции правильными и не находит оснований для отмены решения суда.
Статьей 15.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.
В силу части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В соответствии с пунктом 3 Порядка ведения кассовых операций в РФ, утвержденного решением Совета директоров Центрального банка России от 22.09.1993 N 40 (далее - Порядок) для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме.
Все поступления и выдачи наличных денег предприятия учитывают в кассовой книге (пункт 22 Порядка).
Из пункта 27 Порядка ведения кассовых операций следует, что сумма выданных денег из кассы, не подтвержденная распиской получателя в расходном кассовом ордере или другом заменяющем его документе, признается недостачей; наличные деньги, не подтвержденные приходными кассовыми ордерами, считаются излишком кассы.
Таким образом, как правомерно указал суд первой инстанции, под неоприходованием (неполным оприходованием) в кассу денежной наличности понимается несоблюдение организацией совокупности действий, совершаемых при оформлении денежной наличности, в том числе отражения всех операций по приходу и расходу денежной наличности в кассовой книге предприятия.
Одним из критериев установления факта неоприходования (неполного оприходования) денежных средств в кассу предприятия является разница между показаниями контрольно-кассовой техники и кассовой книги организации.
Как следует из материалов дела, вывод инспекции о неоприходовании обществом в кассу денежных средств сделан на основании выявленного в ходе проверки расхождения суммы при пересчете наличных денег, находящихся в кассовом ящике ККМ, и суммы выручки по показаниям счетчика ККМ на момент проверки в размере 8 198 руб.
Довод общества о том, что названная сумма является разменным фондом, инспекцией не принят, поскольку отсутствовали документы, подтверждающие выдачу денежных средств из кассы. Кроме того, 8 198 руб. не учтены в кассовой книге общества как выданные в качестве разменного фонда.
Вместе с тем как следует из объяснений кассира, данных в ходе проверки 17.12.2010, а также директора общества при составлении протокола об административном правонарушении 13.01.2011, выявленные налоговым органом излишки являются разменным фондом.
Согласно пункту 3.8.1 Типовых правил эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением (Письмо Минфина от 30 августа 1993 г. N 104) директор предприятия или иное полномочное лицо, обязаны обеспечить кассира разменной монетой и купюрами в пределах размера остатка денежных средств по кассе в количестве, необходимом для расчета с покупателями.
В пункте 4.7 названных Правил установлено, что кассиру запрещается иметь в кассе личные деньги и деньги, не учтенные через кассовую машину (кроме денег, выданных перед началом работы).
Как правомерно указал суд первой инстанции, неотражение обществом выдачи разменного фонда в кассовой книге является нарушением порядка ведения кассовых операций. Однако состав, предусмотренный статьей 15.1 КоАП РФ, является сложным, и не любое нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций образует состав административного правонарушения, предусмотренный частью 1 статьи 15.1 КоАП РФ.
Как видно из протокола об административном правонарушении и оспариваемого постановления обществу административный орган, привлекая ООО "Вента" к административной ответственности по статье 15.1 КоАП РФ, установил и вменил обществу нарушение порядка работы ведения кассовых операций, выразившееся в неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности.
При этом, как установлено судом и подтверждается материалами дела, неоприходование обществом денежных средств в сумме 8 198 руб., налоговым органом не доказано, в то время как бремя доказывания данных обстоятельств в силу части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возложено на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Так, согласно Акту N 014179 от 17.12.2010 о проверке наличных денежных средств кассы (ККМ), составленному по состоянию на 13 час.21 мин., фактическое наличие денег - 11 300 руб., по учетным данным - 3 102 руб., излишки - 8 138 руб.
В соответствии с пунктом 24 Порядка ведения кассовых операций записи в кассовую книгу производятся кассиром сразу же после получения или выдачи денег по каждому ордеру или другому заменяющему его документу. Ежедневно в конце рабочего дня кассир подводит итоги операций за день, выводит остаток денег в кассе на следующее число и передает в бухгалтерию в качестве отчета копию записей в кассовой книге за день с приходными кассовыми документами под расписку в кассовой книге.
Названные требования к порядку работы с денежной наличностью и ведению кассовых операций предусматривают ежедневное оприходование в кассу денежных средств.
Из представленного отчета кассира по кассе общества за 17.12.2010 видно, что по состоянию на конец рабочего дня оприходована выручка (субсчет 90.1) в сумме 8 910 рублей.
Доказательства того, что по состоянию на конец рабочего дня 17.12.2010 в кассу ООО "Вента" не оприходовано также 8 198 руб., в материалы дела не представлены. Наличные денежные средства в кассе ККМ в конце рабочего дня инспекцией не проверялись.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно признал незаконным и отменил постановление Межрайонной ИФНС России N 17 по Санкт-Петербургу от 19.01.2011 N 001.
При вынесении обжалуемого судебного акта нормы материального и процессуального права судом не нарушены, в связи с чем оснований для отмены решения от 19.04.2011 и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19 апреля 2011 года по делу N А56-3616/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в порядке, предусмотренном частью 5.1 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.А. Фокина |
Судьи |
Г.В. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-3616/2011
Истец: ООО "Вента"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N17 по Санкт-Петербургу, Межрайонная ИФНС России N17по Санкт-Петербургу
Хронология рассмотрения дела:
05.07.2011 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-8422/11