г. Санкт-Петербург
05 июля 2011 г. |
Дело N А21-9940/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июня 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 июля 2011 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фокиной Е.А.
судей Борисовой Г.В., Есиповой О.И.
при ведении протокола судебного заседания: Михайлюк Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-8234/2011) Калининградской областной таможни на решение Арбитражного суда Калининградской области от 09 марта 2011 года по делу N А21-9940/2010 (судья Гурьева И.Л.), принятое
по заявлению ООО "Евромебель", ООО "Евромебель"
к Калининградской областной таможне
о признании незаконными действий
при участии:
от заявителя: не явился, извещен.
от ответчика: Валюженич П.В., доверенность N 05-35/33805 от 21.12.2010, Дюжечкин Д.С., доверенность N 05-35/15169 от 24.06.2011.
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Евромебель" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконными действий Калининградской областной таможни (далее - таможня, таможенный орган), выразившихся:
- в задержании 10.12.2010 на таможенном посту МАПП "Багратионовск" товара: 1370 шин пневматических автомобильных, бывших в употреблении, пригодных для дальнейшей эксплуатации, принадлежащих ООО "Евромебель"; документов: международной товарно-транспортной накладной (CMR) на перевозку индивидуальным предпринимателем Стёпиным Е.В. 1370 шин, инвойса (RECHNUNG/INVOICE) N 002511/010 от 25.11.2010 о приобретении ООО "Евромебель" у немецкой фирмы PEP Ермолина Е.К. (RER Ermolina Е.К.) 1370 штук шин;
- в отказе в регистрации 09.12.2010 на таможенном посту МАПП "Багратионовск" таможенной декларации N 10226100/091210/0043848/001 о ввозе на территорию Российской Федерации 1370 штук автошин пневматических, бывших в употреблении, пригодных для дальнейшей эксплуатации;
- в возложении на ООО "Евромебель" обязанности по предоставлению лицензии на право ввоза в Российскую Федерацию опасных отходов, либо разрешения Министерства промышленности и торговли Российской Федерации на право ввоза ООО "Евромебель" в Российскую Федерацию конкретной партии автошин, бывших в употреблении, для решения вопроса о приёме таможенным органом таможенной декларации о ввозе в Российскую Федерацию 1370 штук автошин.
Кроме того, общество просило:
- обязать таможню принять решение об отмене решения по задержанию 10.12.2010 вышеуказанного товара и документов;
- зарегистрировать таможенную декларацию о ввозе в Российскую Федерацию через таможенный пост МАПП "Багратионовск" 1370 автошин пневматических, бывших в употреблении, пригодных для дальнейшей эксплуатации, принадлежащих ООО "Евромебель";
- принять решение о разрешении ввоза в Российскую Федерацию 1370 штук шин.
Решением от 09.03.2011 заявленные Обществом требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда, Калининградская областная таможня направила апелляционную жалобу, в которой просила решение от 09.03.2011 отменить в связи с неправильным применением норм материального права и несоответствием выводов суда обстоятельствам дела.
Представитель таможенного органа в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы по тем основаниям, что суд необоснованно пришел к выводу о том, что ввезенный обществом товар не является отходами производства и потребления, а является товаром, не утратившим потребительских свойств и разрешенным к эксплуатации на транспортных средствах Российской Федерации, в связи с чем требование о предоставлении лицензии на данный товар не распространяется. В обоснование своих доводов таможенный орган ссылается на то, что шины и покрышки пневматические, бывшие в употреблении, классифицируемые по коду ЕТН ВЭД 4012200009, включены в подпункт 2.3 пункта 2 Единого перечня "Опасные отходы, ограниченные к перемещению через таможенную границу таможенного союза при ввозе и (или) вывозе" (далее - Единый перечень), который утвержден Решением Межгоссовета ЕврАзЭС (высшего органа таможенного союза) на уровне глав государств от 27.11.2009 N 19 "О едином нетарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации" и Решением Комиссии таможенного союза от 27.11.2009 N 132 "О едином нетарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации".
По мнению таможенного органа, бывшие в употреблении автошины являются опасными отходами, а не товаром, пригодным к эксплуатации. Таможенный орган указывает, что суд первой инстанции не принял позицию Минпромторга по Калининградской области, изложенную в письме от 08.04.2010 N У6/113 "О ввозе шин, бывших в употреблении), согласно которой отнесение отдельных категорий товаров к опасным отходам не относится к компетенции Управления, а его разъяснения не являются разрешительными документами, предъявляемыми таможенным органам в целях оформления конкретных категорий товаров. Податель жалобы считает, что заключения экспертов не являются самостоятельными документами, дающими право на размещение отходов.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке в отсутствие ООО "Евромебель", извещенного надлежащим образом о дате и месте рассмотрения дела.
Как следует из материалов дела, на основании внешнеторгового контракта N 1 от 24.03.2008 с фирмой "RER Ermolina" (Германия), общество ввезло на территорию Российской Федерации товар - шины пневматические, бескамерные, бывшие в употреблении, для легковых автомобилей, различных марок и типоразмеров, в общем количестве 1 370 штук.
В подтверждение потребительских свойств автошин общество представило заключение эксперта N 6/218-10-ТК от 07.12.2010 Центра анализа и технических измерений (ЦЛАТИ) Калининградской области.
Указанное заключение эксперта, протокол биотестирования N 220.10.ТО от 07.12.2010, инвойс N 002511/010, международная товарно-транспортная накладная и другие документы, предусмотренные статьей 159 Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС) 09.12.2010 поданы перевозчиком на таможенный пост "Багратионовск" для получения разрешения на ввоз указанного выше товара.
В этот же день сотрудниками таможни подготовлена в электронном виде внутренняя транзитная таможенная декларация N 10226100/091210/0043848 и выдан лист отказа N 141 в регистрации данной декларации в связи с непредставлением лицензии Минпромторга России на право ввоза в РФ опасных отходов либо решения Минпромторга о разрешении ввоза на территорию РФ указанной партии автошин.
10.12.2010 указанный выше товар и предъявленные перевозчиком документы задержаны, о чем составлен протокол задержания товаров и документов на них.
Не согласившись с действиями таможенного органа, ООО "Евромебель" оспорило их в судебном порядке.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
В силу статьи 181 ТК ТС при помещении товаров под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, таможенному органу представляется декларация на товары.
В соответствии со статьей 183 ТК ТС подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением в таможенный орган документов, подтверждающих заявленные в таможенной декларации сведения. При декларировании товаров представляются, в том числе разрешения, лицензии, сертификаты и (или) иные документы, подтверждающие соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешне торговой деятельности.
Таможенные органы осуществляют выпуск товаров при соблюдении условий, перечисленных в пункте 1 статьи 195 ТК ТС, в частности, когда таможенному органу представлены лицензии, сертификаты, разрешения и иные документы, необходимые для выпуска товаров в соответствии с ТК ТС и иными международными договорами государств - членов Таможенного союза.
При обнаружении таможенным органом признаков, указывающих на то, что заявленные при декларировании товаров сведения, которые влияют на применение к товарам запретов или ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, таможенный орган в порядке, предусмотренном ТК ТС проводит дополнительную проверку любым способом, предусмотренным названным Кодексом. Выпуск товаров осуществляется таможенным органом при условии представления декларантом документов, подтверждающих соблюдение соответствующих ограничений. Таможенный орган сообщает в письме иной форме декларанту, какие именно документы должны быть для этого представлены.
При несоблюдении условий выпуска товаров, установленных пунктом 1 статьи 195 ТК ТС, таможенный орган отказывает в выпуске товара.
Материалами дела подтверждается, что при подаче спорной ГТД общество представило таможенному органу все необходимые документы, предусмотренные Приказом ФТС РФ от 25.04.2007 года N 536 "Об утверждении Перечня документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом".
Таможенный орган, задерживая товара и отказывая в его ввозе, ссылается на необходимость представления обществом на ввозимый товар лицензии Минпромторга РФ на ввоз опасных отходов. Требование о предоставлении указанного документа мотивировано таможенным органом тем обстоятельством, что ввезенный товар является отходами потребления, на ввоз которых при декларировании необходимо предоставление соответствующей лицензии.
Решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС (высшего органа таможенного союза) от 27.11.2009 N 19 и Решением Комиссии таможенного союза от 27.11.2009 N 132 утвержден Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами (далее - Единый перечень).
Согласно п. 2.3. Единого перечня (Опасные отходы, ограниченные к перемещению через таможенную границу таможенного союза при возе и (или) вывозе) при производстве таможенного оформления товаров в таможенные органы должна быть представлена лицензия Минпромторга России либо разъяснение (заключение) Минпромторга России по вопросу выдачи лицензии.
Статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. Из изложенного следует, что одним из основных критериев отнесения товаров к отходам производства и потребления является утрата их потребительских свойств.
В соответствии с подпунктом 5.1 пункта 5 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения Правил дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090, эксплуатация транспортных средств запрещается при наличии у легковых автомобилей шин с остаточной высотой рисунка протектора менее 1,6 мм, грузовых автомобилей - 1 мм, автобусов - 2 мм.
В качестве доказательства того, что ввезенный товар не утратил потребительских свойств, обществом вместе с ГТД было представлено экспертное заключение ЦЛАТИ по Калининградской области от 07.12.2010 N 6/282-10-ТК, из которого следует, что спорный товар не утерял потребительские свойства по высоте протектора в соответствии с Техническим регламентом о безопасности колесных транспортных средств N 720 от 10.09.2010 и пригоден для дальнейшей эксплуатации по прямому назначению, в связи с чем не является отходом.
Кроме того, в суд первой инстанции обществом представлено экспертное заключение другого экспертного учреждения - "СОЭКС-Балтия" N 417120-10 "Т" от 14.12.2010. Указанное заключение содержит аналогичные выводы по всей партии ввезенного товара.
Из письма управления Ростехнадзора по Калининградской области от 22.08.2007 N 3995 также следует, что ввоз шин и покрышек пневматических, бывших в употреблении и не утративших потребительских свойств в соответствии с экспертным заключением, не подпадает под действие Постановления Правительства Российской Федерации от 17.07.2003 N 442 "О трансграничном перемещении отходов".
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что ввезенный обществом товар, не является отходами производства и потребления, а является товаром, не утратившим потребительских свойств и разрешенным к эксплуатации на транспортных средствах Российской Федерации, в связи с чем, требование о предоставлении лицензии Минпромторга России на данный товар не распространяется.
Апелляционная коллегия принимает также во внимание, что в разделе 2.3 Единого перечня "Опасные отходы, ограниченные к перемещению через таможенную границу таможенного союза при ввозе и (или) вывозе" код вида отхода определяется пол классификации Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением.
Между тем, согласно статье 2 Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением от 22.03.1989, под отходами понимаются вещества или предметы, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с положениями национального законодательства.
Как уже отмечалось, спорный товар - автошины ввезен на территорию Российской Федерации не с целью его удаления как отходов, а с целью перепродажи, поскольку автошины пригодны для дальнейшей эксплуатации.
Обратное таможенным органом не доказано.
С учетом вышеизложенного, поскольку предоставление лицензии в настоящем случае не требуется, суд сделал правомерный вывод о соблюдении обществом при подаче ГТД требований таможенного законодательства, являющихся условием выпуска товара в соответствии с заявленным таможенным режимом.
В целях восстановления нарушенных прав заявителя в соответствии со статьей 201 АПК РФ суд первой инстанции правомерно обязал Калининградскую областную таможню принять решение об отмене решения по задержанию 10.12.2010 на таможенном посту МАП "Багратионовск" товара в виде 1 370 шин и предъявленных документов, зарегистрировать таможенную декларацию о ввозе в РФ 1 370 автошин и принять решение о разрешения ввоза в РФ указанных шин.
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает, что суд первой инстанции дал полную и правильную оценку обстоятельствам, установленным по делу, принял законное решение, оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы таможенного органа не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 09 марта 2011 года по делу N А21-9940/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу Калининградской областной таможни - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий |
Е.А. Фокина |
Судьи |
Г.В. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-9940/2010
Истец: ООО "Евромебель"
Ответчик: Калининградская областная таможня