г. Тула
12 июля 2011 г. |
Дело N А54-6462/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июля 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 июля 2011 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Тиминской О.А.
судей Игнашиной Г.Д., Стахановой В.Н.,
по докладу судьи Тиминской О.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Лаврухиной А.Н.,
рассмотрев в судебном заседании, проведенного путем использования систем
видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Рязанской области,
апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Рязанской области
на решение Арбитражного суда Рязанской области
от 19.04.2011 по делу N А54-6462/2010 (судья Стрельникова И.А.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Авангард"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Рязанской области
о признании недействительным решения N 11-12/9516 дсп от 21.10.2010 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения,
при участии:
от заявителя: Лапшина Г.Ю. - представитель по доверенности от 27.06.2011, Кузин О.Л.- представитель по доверенности от 27.06.2011, Подоль Т.В.- представитель по доверенности от 10.01.2011,
от ответчика: Аббасова Е.В. -старший специалист по доверенности от 11.01.2011 N 04-07/24, Пресняков А.А. - специалист по доверенности от 11.01.2011 N 04-07/28,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Авангард" (далее - ООО "Авангард", Общество, налогоплательщик) обратилось в суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Рязанской области (далее - Инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения N 11-12/9516 дсп от 21.10.2010 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части неправомерного доначисления налогов, штрафов и пеней в связи с потерей статуса "сельскохозяйственного производителя" (с учетом уточнения).
Решением суда от 19.04.2011 заявленные требования удовлетворены частично. Решение Инспекции от 21.10.2010 признано недействительным в части:
- 8050847 руб. - налога на прибыль,
- 4351820 руб. - налога на имущество;
- 90370 руб. - транспортного налога;
- 1057411 руб. - единого социального налога;
- 704703 руб. - пени по налогу на прибыль;
- 1389391 руб. - пени по налогу на имущество,
- 18386 руб. - пени по транспортному налогу;
- 213842 руб. - пени по ЕСН;
- 2082771 руб. - штрафа по налогу на прибыль;
- 870364 руб. - штрафа по налогу на имущество;
- 18074 руб. - штрафа по транспортному налогу;
- 103884 руб. - штрафа по ЕСН.
В остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, Инспекция подала апелляционную жалобу.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, выслушав пояснения представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта исходя из следующего.
Судом установлено, что Инспекцией проведена выездная налоговая проверка Общества по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) всех налогов и сборов, правильности исчисления и своевременности уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период с 01.01.2007 по 31.12.2009, полноты и своевременности перечисления удержанных сумм налога на доходы физических лиц с 01.01.2007 по 25.05.2010, полноты и своевременности предоставления сведений о доходах физических лиц за 2007 г.., 2008 г.., 2009 г..
В ходе проверки выявлено, что налогоплательщик необоснованно воспользовался льготами по налогу на прибыль, налогу на имущество, транспортному налогу, единому социальному налогу, предоставленными сельхозтоваропроизводителям.
По мнению ответчика, Обществом неправомерно не включены в состав общих доходов от реализации товаров (работ, услуг) доходы от реализации основных средств, что влияет на определение доли дохода от реализации произведенной им сельскохозяйственной продукции, составляющей в такой ситуации менее 70 процентов.
Результаты проверки зафиксированы в акте N 11-12/0840 ДСП от 21.09.2010 и вынесенном решении от 21.10.2010 N 11-12/9516дсп о привлечении ООО "Авангард" к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Жалоба налогоплательщика на решение Инспекции, Управлением Федеральной налоговой службы по Рязанской области оставлена без удовлетворения.
Частично не согласившись с решением налогового органа от 21.10.2010, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что по правилам п.3 ст.346.1 НК РФ ООО "Авангард" должно быть освобождено от обязанности по уплате налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций исходя из того, что в проверяемый период Общество как сельхозтоваропроизводитель являлось плательщиком ЕСХН.
Данный вывод апелляционная инстанция находит ошибочным.
В соответствии с пунктом 1 статьи 346.2 НК РФ плательщиками единого сельскохозяйственного налога признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога в порядке, установленном главой 26.1 НК РФ.
Сельскохозяйственные товаропроизводители имеют право перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация или индивидуальный предприниматель подают заявление о переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога, в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций или индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции и (или) выращенной ими рыбы, включая продукцию первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства и (или) выращенной ими рыбы, составляет не менее 70% (пункт 2 статьи 346.2 НК РФ).
Следовательно, переход на ЕСХН носит заявительный характер.
В рассматриваемом случае ООО "Авангард" не подавало заявление и не воспользовалось правом применять указанный режим налогообложения.
Вместе с тем ошибочный вывод суда первой инстанции о том, что в проверяемый период Общество являлось плательщиком ЕСХН, не привел к принятию неправильного решения, поскольку законодательно установлены льготы для налогоплательщика, являющегося сельскохозяйственным товаропроизводителем и находящегося на общей системе налогообложения.
Так, согласно ст.2.1 Федерального закона от 06.08.01 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" налоговая ставка по налогу на прибыль организаций для сельскохозяйственных товаропроизводителей, не перешедших на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), по деятельности, связанной с реализацией произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной данными организациями собственной сельскохозяйственной продукции, устанавливается в следующих порядке и размере:
в 2004 - 2008 годах - 0 процентов
(в ред. Федеральных законов от 13.03.2006 N 39-ФЗ, от 29.11.2007 N 280-ФЗ).
Для налогоплательщиков - сельхозтоваропроизводителей, отвечающих критериям, указанным в п.2 ст.346.2 НК РФ, применяются пониженные налоговые ставки по ЕСН в соответствии с п.1 ст.241 НК РФ.
Сельскохозяйственные организации имеют право применять налоговую ставку 0 процентов по налогу на имущество на основании п.2 ст.372 НК РФ и п.3 ст.2 Закона Рязанской области от 26.11.03 N 85-ОЗ "О налоге на имущество организаций на территории Рязанской области".
Кроме того, сельхозтоваропроизводители освобождаются от уплаты транспортного налога (ст.356 НК РФ, ст.3 Закона Рязанской области от 02.12.05 N 130-ОЗ "О транспортном налоге на территории Рязанской области").
Пунктом 2 статьи 346.2 НК РФ сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организации, индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) и реализующие эту продукцию, при условии, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций и индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, составляет не менее 70 процентов.
Судом проверен расчет ООО "Авангард", свидетельствующий о том, что выручка от реализации сельскохозяйственной продукции Общества в 2007 году составляла 93,37 % от общей суммы выручки.
В свою очередь, по расчету налогового органа доля доходов от реализации сельскохозяйственной продукции Общества в этот же период составила 67,7 % от общей суммы выручки, т.е. менее 70%.
Причиной такого расхождения послужил вывод Инспекции о необходимости включения в общий объем доходов налогоплательщика за 2007 доход от продажи земельных участков в сумме 90100000 руб.
Однако доказательств того, что Общество осуществляет продажу объектов недвижимости как вид деятельности, Инспекцией не представлено.
Из материалов дела следует, что спорные земельные участки (земли сельскохозяйственного назначения) являлись основными средствами Общества и числились на балансе ООО "Авангард" с 2004-2005, в пользовании Общества находились с момента организации сельскохозяйственной артели, то есть с 1929 года, использовались в производственной деятельности.
До момента реализации земельные участки использовались для производства сельскохозяйственной продукции в качестве пастбищ для выпаса скота и для выращивания сельскохозяйственной продукции (картофель, зерновые, кукуруза). Реализация основных средств не носила систематическую основу, а имела вынужденный характер.
Денежные средства от реализации направлены на реконструкцию имеющихся основных средств.
В этой связи указание Инспекции на то, что Общество продало 5 земельных участков, не означает систематичности этой деятельности.
В соответствии с пунктом 13 статьи 250 НК РФ доходы от продажи земельных участков правомерно отражены ООО "Авнгард" в налоговой декларации по налогу на прибыль в разделе "Внереализационные доходы" по строке 120.
В соответствии с п.13 ст.250 НК РФ, Положением по бухгалтерскому учету 9/99 "Доходы от реализации", утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 мая 1999 г. N 32н, Приказом Минсельхоза России от 15.03.2004 N 175 "Об утверждении Методических рекомендаций по бухгалтерскому обеспечению исчисления единого сельскохозяйственного налога" доходы от реализации основных средств относятся к внереализационным и не учитываются в общем объеме доходов для определения удельного веса доходов от производства сельскохозяйственной продукции.
Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, утвержденному Постановлением Государственного комитета РФ по стандартизации и метрологии от 6 ноября 2001 г. N 454-ст, продажа объектов недвижимости, ранее использованных при ведении основной деятельности, не является самостоятельным видом деятельности.
Таким образом, Обществом правомерно не включены доходы от реализации основных средств в общую сумму доходов при расчете доли выручки от сельскохозяйственной продукции, поэтому, обладая критериями сельскохозяйственного товаропроизводителя, оно обоснованно применяло пониженные ставки по вышеперечисленным налогам.
Что касается доводов апелляционной жалобы о незаконности применения судом первой инстанции смягчающих обстоятельств при доначислении Обществу штрафа по п.1 ст.122 НК РФ за неполную уплату сумм налога на прибыль в размере 1236052 руб., то согласно подп. 3 п.1 ст.112 НК РФ суд вправе признать смягчающими ответственность иные, помимо установленных подпунктами 1, 2 п. 1 ст. 112 НК РФ, обстоятельства, перечень которых не определен.
В силу пункта 4 статьи 112 НК РФ обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом и учитываются им при наложении санкций за налоговые правонарушения в порядке, установленном статьей 114 НК РФ.
При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше чем в два раза, по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей гл. 16 НК РФ за совершение налогового правонарушения (п. 3 ст.114 НК РФ).
Право оценки представленных сторонами доказательств и определения размера санкции с учетом признания того или иного обстоятельства смягчающим ответственность, в силу пункта 4 статьи 112 НК РФ, принадлежит судам или налоговым органам, рассматривающим дело.
Учитывая, что ООО "Авангард" осуществляет социально-значимый вид деятельности, размер штрафа несоразмерен характеру допущенного нарушения, а также руководствуясь принципами справедливости и индивидуализации наказания, что является достаточным для оценки обстоятельств в качестве смягчающих, суд первой инстанции правомерно уменьшил размер санкций, начисленных на основании оспариваемого решения по п.1 ст.122 НК РФ по налогу на прибыль до 100000 руб.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам ч.4 ст.270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, не выявлено.
Руководствуясь ст.ст. 269 п.1, 271 АПК РФ, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Рязанской области от 19.04.2011 по делу N А54-6462/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в кассационную инстанцию Федерального арбитражного суда Центрального округа (в г. Брянске) в двухмесячный срок со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.А. Тиминская |
Судьи |
Г.Д. Игнашина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А54-6462/2010
Истец: общество с ограниченной ответственностью "Авангард"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N6 по Рязанской области