город Москва |
N А40-23439/11-21-180 |
13.07.2011
|
N 09АП-15465/2011-АК |
Резолютивная часть постановления объявлена 07.07.2011.
Постановление в полном объеме изготовлено 13.07.2011
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Румянцева П.В.
судей:
Кольцовой Н.Н., Веклича Б.С.
при ведении протокола
секретарем судебного заседания Торопченковым К.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 24.05.2011 по делу N А40-23439/11-21-180, принятое судьей Каменской О.В.,
по заявлению Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" (ФГУП "Почта России") (ОГРН 1037724007276, место нахождения: 131000, Москва, Варшавское ш., д. 37)
к Московской таможне (ОГРН 5087746672800, место нахождения: 117647, Москва, ул. Профсоюзная, д. 125)
о признании незаконным и об отмене постановления от 31.01.2011 N 10129000-951/2010,
при участии:
от заявителя:
Баласанов П.Н. по дов. от 11.02.2011 N 48/11д-М;
от ответчика:
Торхова О.С. по дов. 29.12.2010 N 04/57 дов;
УСТАНОВИЛ:
ФГУП "Почта России" (далее заявитель, предприятие) обратилось в Арбитражный суд города Москвы к Московской таможне с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 31.01.2011 N 10129000-951/2010 (далее - таможенный орган) о привлечении к административной ответственности на основании частей 1 и 2 статьи 16.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 24.05.2011 в удовлетворении заявленного требования отказано. Суд мотивировал свое решение тем, что таможенным органом доказаны обстоятельства послужившие основанием для привлечения общества к административной ответственности, при этом порядок привлечения предприятия к административной ответственности таможенным органом не нарушен.
Не согласившись с решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой и дополнением к ней, в которых просит решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить.
Московская таможня представила письменные объяснения на апелляционную жалобу, в которых просит оставить апелляционную жалобу без удовлетворения, а решение суда без изменения.
Представитель ФГУП "Почта России" в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель Московской таможни поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст. 266, 268, 269 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, заслушав позиции сторон, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, считает, что решение подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 31.01.2011 заместитель начальника Московской таможни Мастрюков С.В. вынес постановление по делу об административном правонарушении N 10129000-951/2010 (далее по тексту - постановление), согласно которому ФГУП "Почта России" было признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1, ч. 2 ст. 16.9 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 350 000 рублей.
Доводы апелляционной жалобы заявителя не могут быть приняты во внимание в связи со следующими обстоятельствами.
Согласно части 1 статьи 16.9 КоАП РФ недоставка товаров, перевозимых в соответствии с внутренним таможенным транзитом либо помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита, в место доставки, а равно выдача (передача) без разрешения таможенного органа либо утрата товаров, имеющих статус находящихся на временном хранении, помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита либо хранящихся на таможенном складе или свободном складе, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой.
Согласно части 2 статьи 16.9 КоАП РФ недоставка документов на товары, перевозимые в соответствии с внутренним таможенным транзитом либо помещенные под таможенный режим международного таможенного транзита, в место доставки - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
В силу статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно пункту 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.
Статьей 26.2 КоАП РФ установлено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными названным Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Подпунктом 3.1 п. 3 письма ТКС установлен порядок действий должностного лица таможенного органа отправления после принятия транзитной декларации: проверка выполнения условий, предусмотренных для помещения товаров под таможенную процедуру таможенного транзита, установленные ст. 216 ТК ТС; проверка статуса товаров для таможенных целен (в качестве документов, подтверждающих статус товаров Таможенного союза, в таможенные органы может быть представлена транзитная декларация, подтверждающая ввоз товаров Таможенного союза на территорию Калининградской области в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита); устанавливается маршрут перевозки; устанавливается место доставки товаров; устанавливается срок таможенного транзита; дополнительно к отметкам, подтверждающим выпуск товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, на оборотной стороне транзитной декларации и на оборотной стороне транспортного перевозочного документа производится запись "товары Таможенного союза".
Согласно письму Калининградской областной таможни от 02.11.2010 N 12- 23/29206 06.07.2010 ИП Чаус И.И. обратился в Калининградскую областную таможню с целью открытия таможенной процедуры таможенного транзита.
Пунктом 2 ст. 182 ТК ТС установлено, что в качестве транзитной декларации могут представляться транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) иные документы, в том числе определенные международными договорами, содержащие сведения, указанные в п. 3 ст. 182 ТК ТС.
На основании п. 2 ст. 182 ТК ТС в качестве транзитной декларации таможенным органом отправления принимаются коммерческие, транспортные и таможенные документы.
Декларантом - ИП Чаус И.И. в качестве транспортного (перевозочного) документа представлена предусмотренная актами Всемирного почтового союза форма N 116 (т. 1 л.д. 82). В качестве коммерческих документов им представлены: счет-фактура N РДТ01614 от 01.04.2010 (т. 1 л.д. 20), счет-фактура N 355 от 30.06.10 (т. 1 л.д. 18) и товарно-транспортная накладная N 1 от 06.07.10 (т. 1 л.д. 17).
В целях подтверждения статуса товаров таможенного союза декларантом товаров ИП Чаус И.И. представлена транзитная декларация, подтверждающая ввоз товаров таможенного союза на территорию Калининградской области.
Исходя из указанных выше сведений, товары перемещались ФГУП "Почта России" как почтовые отправления железнодорожным транспортом.
Рассматриваемые товары представляют собой почтовые отправления, пересылаемые с территории Калининградской области на остальную территорию Российской Федерации (далее - РФ).
В соответствии с п. 94 Правил разрешение на пересылку почтовых отправлений на остальную территорию РФ выдает должностное лицо таможенного органа, расположенного в месте международного почтового обмена в г. Калининграде, путем проставления на сопроводительных адресах ф. 116 к посылкам или накладных ф. 16 отметки "Выпуск разрешен", заверенной его подписью и оттиском личной номерной печати.
Во исполнение п. 94 Правил должностным лицом Калининградской областной таможни на представленном в таможенный орган сопроводительном адресе ф. 116 почтового отправления N 2685 (т. 1 л.д. 82) проставлена отметка "Выпуск разрешен".
В соответствии с вышеуказанными нормами отметка "Выпуск разрешен" на товаросопроводительных документах товаров перемещаемых с территории Калининградской области на остальную территорию РФ подтверждает выпуск товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита.
В соответствии с подпунктом 3.1 п. 3 Письма ТКС на товарно-транспортной накладной N 1 от 06.07.10 (т. 1 л.д. 17) должностным лицом Калининградской областной таможни проставлен направляющий штамп с указанием в качестве места доставки Московской таможни, дата доставки установлена до 06.08.10.
После оформления в таможенном отношении товаров ИП Чаус И.И. обратился в ООО "Почтовая Экспедиционная Компания" (далее - ООО "ПЭК).
Согласно протоколу опроса директора департамента юридического и административного обеспечения ООО "ПЭК" в г. Калининград осуществляет деятельность филиал ООО "ПЭК", который занимается оказанием транспортно- экспедиционных услуг, в частности организует перевозку грузов клиентов крупногабаритными почтовыми отправлениями по сети ФГУП "Почта России". Между ООО "ПЭК" и ФГУП "Почта России" заключен договор от 05.08.2009 N 3-21-09 "на представление услуг по перевозке крупногабаритных почтовых отправлений".
Согласно п. 1.1 ФГУП "Почта России" оказывает ООО "ПЭК" в т.ч. услуги по перевозке (доставке) отправлений ООО "ПЭК" почтовым железнодорожным и автомобильным транспортом по маршрутам, указанным в приложении N 1 к договору.
Клиенты ООО "ПЭК" доставляют в ООО "ПЭК" свои грузы, на которые уже оформлены документы, в которых имеется отметка таможенного органа, разрешающая вывоз товаров с территории Калининградской области. ООО "ПЭК" оформляет указанные грузы почтовыми отправлениями, которые сдает в Калининградский МСЦ (обособленное структурное подразделение ГЦ МПП - филиала ФГУП "Почта России".
Передача товара для перевозки от ИП Чаус И.И. ООО "ПЭК" подтверждается имеющимися в материалах дела следующими документами: поручением экспедитору от 06.07.10 N К203700708 (л.д. 100 том 1), экспедиторской распиской от 06.07.10 N К203700708 (л.д. 100 том 1), бланком заказа от 06.07.10 N К203700708 (л.д. 101 том 1).
Согласно информации, изложенной в письме ФГУП "Почта России" от 21.12.10 N 99-28/9415 Калининградским МСЦ 07.07.10 скорым поездом N 30 сообщением Калининград - Москва, в состав которого входил почтовый вагон кузов N 43200, было отправлено 124 посылки по накладной ф.16, в том числе 1 посылка весом 319 кг. в адрес ООО "Резерв ТД".
Прием в почтовый вагон осуществлялся в присутствии начальника почтового вагона на основании накладной ф.16, списка ф. 103, и посылочного бланка ф. 116.
В представленной накладной ф.16 (л. д. N 11 том 2) перечислены почтовые отправления, принятые Калининградским Магистральным Сортировочным Центром (далее - КМСЦ) к перевозке в адрес Москва ОПП Белорусский вокзал 07.07.10.В списке почтовых отправлений, содержится запись "пос. 1 ООО "Резерв ТД". Принятие к перевозке перечисленных почтовых отправлений заверено оттиском календарного штемпеля КМСЦ, являющегося структурным подразделением ФГУП "Почта России".
В материалах дела об административном правонарушении имеется копия списка посылок, поданных в КМСЦ, по форме ф. 103 (л. д. N 12 том 2). В соответствии с данным документом отправителем является ООО "ПЭК". В графе "кому" указана организация ООО "Резерв ТД". Номер отправления 2685 (графа N 8) совпадает с номером, указанным в посылочном бланке ф.116. Принятие данного почтового отправления к пересылке почтой заверено подписью сотрудника КМСЦ и оттиском календарного штемпеля КМСЦ.
В посылочном бланке ф.116. оттиском календарного штемпеля КМСЦ от 07.07.10 заверено принятие к перевозке почтового отправления N 2685, отправленного ИП "Чаус И.И." в адрес ООО "Резерв ТД".
Таким образом, факт принятия ФГУП "Почта России" к перевозке товаров по ТД N 10226010/060710/1000059 подтверждается ФГУП "Почта России" письмом от 21.12.10 N 99-28/9415, накладной ф.16, списком ф. 103, и посылочным бланком ф. 116. Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что ФГУП "Почта России" не выполнило обязанность перевозчика по доставке товара, перевозимого в соответствии с процедурой таможенного транзита в место доставки.
Согласно информации, содержащейся в письме ФГУП "Почта России" от 21.12.10 N 99-28/9415 Калининградским МСЦ 07.07.10 по прибытии скорого поезда N 30 на Белорусский вокзал почтовые отправления в количестве 124 посылок с сопроводительными почтовыми документами, в том числе 1 посылка весом 319 кт. В адрес ООО "Резерв ТД" была выдана в ОПП при Белорусском вокзале 09.07.10 представителю ООО "ПЭК" Ефремкину Ю.И. в присутствии начальника почтового вагона. Выпуск данных товаров производился на основании разрешительных отметок Калининградской областной таможни "Выпуск разрешен", проставленных на посылочном бланке ф.116.
В соответствии с направляющим штампом Калининградской областной таможни на ТД N 10226010/060710/1000059 и штампом "Выпуск разрешен" на посылочном бланке ф.1 16 товар был выпущен таможенным органом с территории Калининградской области для перемещения на остальную территорию РФ в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита. Местом доставки определена Московская таможня.
Согласно статье 223 Таможенного кодекса таможенного союза при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита перевозчик обязан доставить товары и документы на них в установленные таможенным органом отправления сроки в место доставки товаров, следуя по определенному маршруту, если он установлен; обеспечить сохранность товаров, таможенных пломб и печатей либо иных средств идентификации, если они применялись; не допускать разгрузки, перегрузки (перевалки) и иных грузовых операций с товарами, перевозимыми в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, а также замены транспортных средств международной перевозки, перевозящих такие товары, без разрешения таможенных органов, за исключением случаев, предусмотренных п.1 ст.222 ТК ТС.
Согласно п.3 ст. 225 Таможенного кодекса таможенного союза для завершения таможенной процедуры таможенного транзита перевозчик обязан представить таможенному органу назначения транзитную декларацию, а также имеющиеся у него другие документы. По требованию таможенного органа перевозчик обязан предъявить товары.
Пунктом 34 Устава железнодорожного транспорта, утвержденного Федеральным законом РФ от 10.01.2003 N 18-ФЗ (далее - Устав) установлена обязанность перевозчика уведомить соответствующий таможенный орган о прибытии на железнодорожную станцию назначения грузов, находящихся под таможенным контролем.
В соответствии с п. 20.2. Устава на станциях, на которых отсутствуют структурные подразделения таможенных органов, перевозчик посредством имеющихся средств связи, наряду с уведомлением о прибытии груза, представляет соответствующему таможенному органу, в регионе деятельности которого расположена станция назначения, следующую информацию: грузоотправитель и страна отправления, грузополучатель и его адрес, наименование груза, количество мест, вес брутто/нетто, номер транспортного средства, номер перевозочного документа (накладная), дата прибытия груза и транспортных средств.
Оригинал накладной, дорожную ведомость и другие необходимые для таможенного оформления документы уполномоченное перевозчиком лицо передает грузополучателю под расписку, в которой указывается перечень этих документов, их номера, дата и время получения документов, а также срок их возвращения грузополучателем. Форма расписки устанавливается перевозчиком. О такой передаче документов грузополучателю перевозчик посредством использования имеющихся средств связи информирует таможенный орган.
Согласно ч.1 статьи 224 Таможенного кодекса таможенного союза при недоставке товаров в таможенный орган назначения именно перевозчик несет ответственность в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза, таможенным органом которого товары помещены под таможенную процедуру таможенного транзита.
Согласно ст. 10 Соглашения между правительством РФ, Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан от 21 мая 2010 г. "Об особенностях таможенного транзита товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом по таможенной территории таможенного союза" в случае отсутствия на станции назначения таможенного органа для завершения таможенной процедуры таможенного транзита транзитная декларация, а также другие имеющиеся у перевозчика документы в таможенный орган назначения может представить лицо, заключившее с железной дорогой таможенного союза договор, в соответствии с которым оно может совершить таможенные операции, связанные с завершением таможенной процедуры таможенного транзита.
Пунктом 1 статьи 225 установлено, что таможенная процедура таможенного транзита завершается после доставки товаров в место доставки, установленное таможенным органом отправления.
Согласно п. 3 ст. 225 ТК ТС для завершения таможенной процедуры таможенного транзита перевозчик обязан представить таможенному органу назначения транзитную декларацию, а также имеющиеся у него другие документы.
В соответствии с п. 5 ст. 225 ТК ТС таможенный орган назначения завершает таможенную процедуру таможенного транзита в возможно короткие сроки, но не позднее двадцати четырех часов после регистрации документов путем проставления отметки на транзитной декларации или иных документах, признаваемых в качестве транзитной декларации, о завершении таможенной процедуры таможенного транзита.
Порядок оформления таможенными органами завершения таможенной процедуры таможенного транзита установлен "Инструкцией о совершении таможенных операций при внутреннем и международном таможенном транзите товаров", утвержденной Приказом ГТК РФ от 08.09.2003 N 973.
В соответствии с п. 29 в целях подтверждения доставки товаров в таможенный орган назначения в транзитной декларации и транспортных (перевозочных) документах уполномоченное должностное лицо таможенного органа назначения проставляет штамп о поступлении товаров, который заполняется и заверяется им своей подписью и оттиском личной номерной печати. Пунктом 28.1 Инструкции установлено, что должностное лицо таможенного органа назначения в течение 2 часов с момента представления перевозчиком документов обязано зарегистрировать прибытие транспортного средства в место доставки и выдать перевозчику подтверждение о прибытии транспортного средства.
В п. 6 ст. 225 ТК ТС закреплено положение о том, что только после завершения таможенной процедуры таможенного транзита перевозчик или иное заинтересованное лицо обязано совершить таможенные операции, связанные с помещением товаров на временное хранение или их таможенным декларированием в соответствии с таможенной процедурой.
Право перевозчика обратиться в таможенные орган с просьбой об изменении места доставки, в случае если при таможенном транзите пункт назначении изменяется, предусмотрено п. 2 ст. 220 ТК ТС.
Субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 16.9 КоАП РФ, является лицо, на которое таможенным законодательством возложена обязанность по доставлению товаров в установленные таможенным органом отправления сроки в место доставки товаров.
Согласно ч.1 статьи 224 Таможенного кодекса таможенного союза при недоставке товаров в таможенный орган назначения перевозчик несет ответственность в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза, таможенным органом которого товары помещены под таможенную процедуру таможенного транзита.
Согласно подпункту 21 п.1 ст.4 Таможенного кодекса таможенного союза, перевозчик - это лицо, осуществляющее перевозку товаров через таможенную границу и (или) перевозку товаров под таможенным контролем в пределах таможенной территории таможенного союза, или являющееся ответственным за использование транспортных средств. Как следует из товаросопроводительных документов, перевозчиком товара является ФГУП "Почта России".
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значения для дела.
Апелляционный суд установил, что протокол составлен и оспариваемое постановление вынесено должностными лицами в пределах их полномочий, предоставленных ч. 2 ст. 22.1 КоАП.
Срок, установленный ст. 4.5 КоАП РФ, ответчиком не нарушен, доказательствами административного дела подтверждена вина заявителя во вменяемом правонарушении, при принятии оспариваемого постановления административным органом соблюдена процедура привлечения к административной ответственности.
Доводы подателя апелляционной жалобы об отсутствии состава вмененного предприятию административного правонарушения, его вины не опровергают выводы, изложенные в решении суда первой инстанции.
Ссылка на нарушение таможенным органом сроков направления в адрес ФГУП "Почта России" определений о возбуждении дел и проведения административных расследований, продлении срока проведения расследования, постановления об административном правонарушении, отклоняется, поскольку указанные нарушения не являются существенными и не повлекли для заявителя негативных последствий в виде нарушения его прав и законных интересов.
На основании вышеизложенного, арбитражный суд апелляционной инстанции установил, что арбитражным судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, полно и правильно установлены и оценены обстоятельства дела, применены нормы материального права, подлежащие применению и не допущено нарушений процессуального закона, в связи с чем правовые основания для отмены решения арбитражного суда первой инстанции отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда г. Москвы от 24.05.2011 по делу N А40-23439/11-21-180 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья: |
П.В. Румянцев |
Судьи |
Н.Н. Кольцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-23439/11-21-180
Истец: Федеральное Государственное Унитарное Предприятие "Почта России"
Ответчик: Московская таможня
Хронология рассмотрения дела:
13.07.2011 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-15465/11