Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 28 апреля 2007 г. N КА-А40/2979-07
(извлечение)
ОАО "Международный аэропорт Шереметьево" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с исковым заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве и Московской области от 05.04.2006., вынесенного в отношении ОАО "МАШ" по делу N 7-57/2005 и признании недействительным предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве и Московской области от 05.04.2006., вынесенных в отношении иску ОАО "Международный аэропорт Шереметьево" по делу N 7-57/2005, с учетом внесенных определением Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве и Московской области от 14.07.2006 изменений.
Решением от 09.11.2006 г. Арбитражного суда г. Москвы оставленным без изменения постановлением от 22.01.2007 г. Девятого арбитражного апелляционного суда в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с судебными актами, Общество обратилось с кассационной жалобой в Федеральный Арбитражный суд Московского округа, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В судебное заседание кассационной инстанции представители ОАО "Международный аэропорт Шереметьево" поддержали доводы кассационной жалобы по мотивам, изложенным в ней.
Представители УФАС по г. Москве и Московской области, возражали против доводов кассационной жалобы.
Представители ОАО "Шереметьево-Карго", предоставив письменные пояснения, считают, что оспариваемые решение и предписание антимонопольной службы, решение суда полностью законны и обоснованны, а кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Кассационная инстанция Федерального арбитражного суда Московского округа, проверив законность и обоснованность оспариваемых судебных актов в порядке, установленным статьей 286 АПК РФ, считает, что решение и постановление по делу подлежат отмене.
При этом суд кассационной инстанции исходил из следующего.
Как следует из материалов дела, ОАО "Шереметьево-Карго" обратилось в УФАС по г. Москве и Московской области с заявлением (вх. 8242 от 24.11.2005), в котором указало на то, что ОАО "МАШ", используя свое доминирующее положение, создает препятствие ОАО "Шереметьево-Карго" в осуществлении его хозяйственной деятельности и ущемляет интересы данного общества путем навязывания ОАО "Шереметьево-Карго" условий договоров, не выгодных контрагенту, и услуг, в которых оно не заинтересовано. В частности установления в договоре о взаимодействии в области обеспечения авиационной безопасности в Международном аэропорту Шереметьево от 31.08.2001 N 01-022-АБ/345-2001 возможности обучения водителей спецмашин к воздушному судну для работы на аэродроме Шереметьево исключительно в учебных центрах ОАО "МАШ", а также навязывания заключения договора на подготовку водителей и руководителей подъездом (отъездом) спецмашин к воздушному судну для работы на аэродроме Шереметьево силами ОАО "МАШ" и незаконного изъятия талонов на право вождения транспорта сотрудниками ОАО "Шереметьево-Карго"; необоснованного увеличения цен на обучение водителей спецтехники, прием экзаменов в учебном центре ОАО "МАШ" без соответствующего экономического обоснования цены по предлагаемому для заключения договору на подготовку водителей и руководителей подъездом (отъездом) спецмашин к воздушному судну для работы на аэродроме Шереметьево; навязывания ОАО "МАШ" заключения Агентского соглашения по осуществлению ОАО "МАШ" поиска авиаперевозчиков для ОАО "Шереметьево-Карго"; а также создания дискриминационных условий доступа на рынок обслуживания коммерческой загрузки/выгрузки воздушных судов, в части необоснованного ограничения количества транспортных средств и спецтехники на территории аэропорта; ограничения возможности обслуживания грузов авиаперевозчиков силами ОАО "Шереметьево-Карго" при необоснованном направлении ОАО "МАШ" авиаперевозчиков на посадку на перрон Шереметьево-1, где осуществляется обслуживание ОАО "МАШ" или ОАО "Шереметьево-Карго", но со значительным увеличением затрат ОАО "Шереметьево-Карго" на обслуживание авиаперевозчика.
По результатам рассмотрения представленных материалов, доводов и возражений сторон, 05.04.2006 Управлением Федеральной антимонопольной службы по г. Москве и Московской области принято решение по делу N 7-57/2005; в соответствии с которым в действиях ОАО "МАШ" установлен факт нарушения п. 1 ст. 5 Закона РФСФР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", в части злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке аэропортового обслуживания, выразившимися в ущемлении интересов ОАО "Шереметьево-Карго", путем навязывания ОАО "Шереметьево-Карго" условий договоров, не выгодных для него услуг, в которых ОАО "Шереметьево-Карго" не заинтересовано, и создании дискриминационных условий доступа на рынок обслуживания коммерческой загрузки/выгрузки воздушных судов.
На основании данного решения ОАО "МАШ" ответчиком выдано Предписание N 7-57/2005 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, которым, в" срок до 16.05.2006 ОАО "МАШ" предписано прекратить навязывать ОАО "Шереметьево-Карго" условия договоров, не выгодных для него, и услуг, в которых ОАО "Шереметьево-Карго" не заинтересовано, создавать ОАО "Шереметьево-Карго" дискриминационные условия доступа на рынок обслуживания коммерческой загрузки/выгрузки воздушных судов.
Определением УФАС по г. Москве и Московской области от 14.0/.ДМ) ОАО "МАШ" установлен новый срок - до 14.08.2006 -исполнения Предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства от 05.04.2006 по делу.
Полагая, что данные решение и предписание изданы с нарушением требований закона и нарушают права и охраняемые законом интересы, ОАО "МАШ" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением об оспаривании данного акта.
Отказывая ОАО "МАШ" в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из того, что имеет место нарушение п. 1 ст. 5 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". При этом суды указали на то, что предложения, которые направлял ОАО "МАШ" в адрес ОАО "Шереметьево Карго" в части изменения в условия договора о взаимодействии от 31.08.2001 г. не соответствуют требованиям нормативных актов, которые регулируют вопросы деятельности движения спецавтотранспорта в аэропорту, обучения водителей для данного транспорта и т.п.
Согласно пункту 1 статьи 5 Закона РФСФР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" запрещаются действия (бездействие) хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, которые имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов.
Законом о конкуренции устанавливаются организационные и правовые основы предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на товарных рынках в Российской Федерации, а также основания и порядок применения антимонопольными органами мер принуждения к хозяйствующим субъектам, допустившим нарушение антимонопольного законодательства. Такими нарушениями, в частности, признаются действия хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, которые направлены на недопущение, ограничение или устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов.
Между тем, как установили суды, спорные правоотношения, возникли в связи с применением сторонами соглашения 31.08.2001 N 01-022-АБ/345-2001, то есть в связи с исполнением условий договора, возможности внесения в него изменений, что выражалось в направлении со стороны ОАО "МАШ" соответствующих предложений о внесении изменений в условия договора. Следовательно, возникшие в данном случае правоотношения по изменению условий существующего договора должны рассматриваться как имеющие гражданско-правовой характер и, следовательно, подлежат разрешению в судебном порядке, в рамках спора об изменении условий договора.
Фактически доводы, изложенные в судебных актах относительно законности и возможности предложений ОАО "МАШ" касаются изменений, которые предлагается внести в существующий договор.
Также не может рассматриваться как факт нарушения антимонопольного законодательства, направление проекта агентского договора, поскольку сам данный факт не свидетельствует о том, что имеют место действия, которые имеют или могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов.
При таких обстоятельствах следует признать, что антимонопольный орган, принимая оспариваемые решение и предписание, вышел за пределы своих полномочий, поэтому вывод судов о законности указанных актов антимонопольного органа необоснован и не соответствует действующему законодательству.
Доводы решение и постановления апелляционной инстанции о незаконности действий ОАО "МАШ" в части направления изменений в условия соглашения, а также в части направления агентского соглашения не могут рассматриваться в рамках дела об оспаривании ненормативного акта антимонопольного органа, а подлежат рассмотрению и оценке в рамках гражданско-правовых требований о внесении изменений в соответствующие договоры или о заключении соответствующих договоров.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 09.11.2006., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2007 г. N 09АП-181231-06-АК по делу N А40-56712/06-21-323 отменить.
Признать недействительными решение от 05.04.2006 г. предписание от 05.04.2006 г. Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве и Московской области, вынесенные в отношении ОАО "Международный аэропорт Шереметьево".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 28 апреля 2007 г. N КА-А40/2979-07
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании