27 июля 2011 г. |
Дело N А55-26546/2010 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июля 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 июля 2011 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Засыпкиной Т.С.,
судей Марчик Н.Ю., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кремневой А.А.,
с участием:
от заявителя - Игнатенко Т.В., доверенность от 14 января 2011 г. N 30;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области - извещен, не явился;
от третьих лиц:
от Министерства имущественных отношений Самарской области - извещен, не явился;
от муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида N 108 городского округа Самара - Лыгдэнова О.С., паспорт,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 16 мая 2011 г.
по делу N А55-26546/2010 (судья Стенина А.В.),
по заявлению Департамента управления имуществом городского округа Самара, г. Самара,
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара,
третьи лица:
Министерство имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида N 108 городского округа Самара, г. Самара,
о признании незаконным решения, обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Департамент управления имуществом городского округа Самара (далее - заявитель, Департамент) обратился в Арбитражный суд Самарской области к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - регистрирующий орган) с заявлением о признании незаконным решения от 14 сентября 2010 г. N 01/229/2010-869 об отказе в государственной регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимого имущества - нежилое здание площадью 3 446, 3 кв.м., расположенное по адресу: г. Самара, Ленинский район, ул. Коммунистическая, д. 20, внутренняя литера АА1, ясли-сад N 108, и обязании зарегистрировать право муниципальной собственности на указанный объект недвижимости.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 16 мая 2011 г. заявленные требования удовлетворены.
При принятии судебного акта суд первой инстанции исходил из того, что представленные в регистрирующий орган документы соответствуют требованиям Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о госрегистрации), что позволяло регистрирующему органу осуществить государственную регистрацию права собственности.
Не согласившись с выводами суда, регистрирующий орган подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Представители заявителя и муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида N 108 городского округа Самара считают решение суда законным и обоснованным.
В судебное заседание представители других лиц, участвующих в деле, не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 30 июля 2010 г. заявитель обратился в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимого имущества - нежилое здание площадью 3 446, 3 кв.м., расположенное по адресу: г. Самара, Ленинский район, ул. Коммунистическая, д. 20, внутренняя литера АА1.
Сообщением от 14 сентября 2010 г. N 01/229/2010-869 заявителю отказано в государственной регистрации права муниципальной собственности (л.д. 9-10).
Не согласившись с решением регистрирующего органа, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
При принятии судебного акта об удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 17 Закона о госрегистрации основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Из материалов дела следует, что на государственную регистрацию заявителем представлены выписка из реестра муниципальной собственности от 20 июля 2010 г. N 15-07-16/37799, выписка из реестра от 20 сентября 2006 г. N РИ-04926 гп.
На основании решения комиссии по управлению имуществом г. Самары от 29 марта 1993 г., решения главы администрации Ленинского РОНО от 11 мая 1993 г. N 153 с 01 мая 1993 г. ясли-сад N 108 передан на баланс Ленинского РОНО г. Самары, что подтверждается приказом N 1.
В соответствии с приказами от 01 сентября 1993 г. N 305 "а", от 16 июня 1998 г. N 229 с 01 сентября 1993 г. ясли-сад N 108 в результате реорганизации школы N 148 и ясли-сада N 108 преобразован в дошкольный филиал Учебно-воспитательного комплекса "Эксперимент".
На основании постановления администрации Ленинского района г. Самары от 17 октября 1997 г. N 1917 с 20 октября 1997 г. дошкольный филиал учебно-воспитательный комплекс "Эксперимент" переименован в муниципальное учреждение среднего (полного) общего образования с углубленным изучением отдельных предметов и с отделениями дошкольного и дополнительного образования N 148 г. Самары.
В соответствии с приказом от 15 июля 2003 г. N 518-од образовалось муниципальное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка - детский сад N 108 Ленинского района г. Самары в результате реорганизации в форме разделения.
Согласно приказу Департамента управления имуществом городского округа Самара от 13 марта 2009 г. N 661 учреждение переименовано в муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида N 108 городского округа Самара (л.д. 66-72).
Из материалов дела следует, что здание, занимаемое ясли-садом N 108, в период с 01 сентября 1982 г. по 30 апреля 1993 г. стояло на балансе Куйбышевского производственного объединения "Завод имени Масленникова".
С 01 мая 1993 г. по 19 октября 1997 г. данный объект недвижимости стоял на балансе Ленинского РОНО.
В период с 20 октября 1997 г. по 03 ноября 2003 г. объект недвижимости стоял на балансе муниципального учреждения среднего (полного) общего образования с углубленным изучением отдельных предметов и с отделениями дошкольного и дополнительного образования школы N 148 г. Самары.
В период с 04 ноября 2003 г. по настоящее время объект недвижимости стоит на балансе муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида N 108 городского округа Самара (л.д. 65).
В соответствии с постановлением главы города Самара от 23 октября 1998 г. N 410 в муниципальную собственность г. Самары приняты объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, являющиеся федеральной собственностью и находящиеся на балансе Государственного производственного предприятия "Завод имени Масленникова" согласно приложению. В данном приложении значится объект недвижимости - ясли-сад N 108, расположенный по улице Коммунистической, 108 (л.д. 45-46).
На основании акта приема-передачи от 14 мая 2004 г. внешний управляющий ГПП "Завод имени Масленникова" передал, а заведующий МДОУ ЦРР д/с N 108 принял на баланс здания (литеры АА1 и С), расположенные по улице Коммунистической, 20 (л.д. 67).
На основании договора от 20 мая 2004 г. N 000657О дошкольное образовательное учреждение использует муниципальное имущество - здание детского сада (литера АА1), закрепленное за ним на праве оперативного управления, расположенное по адресу: г. Самара, ул. Коммунистическая, 20 (л.д. 53-55).
Приказом Департамента управления имуществом городского округа Самара от 25 июня 2008 г. N 773 в связи с технической ошибкой внесены изменения в приложение N 3 к распоряжению Комитета по управлению имуществом города Самары от 30 августа 2000 г. N 130 "О включении в реестр муниципальной собственности", согласно которому в строке 3 раздела "здания учреждений дошкольного образования" слова "ул. Коммунистическая, 108" заменены словами "ул. Коммунистическая, 20" (л.д. 47).
Из письма Департамента управления государственным имуществом Самарской области от 10 сентября 2002 г. N 12-17/1239 следует, что фактически ясли-сады переданы с баланса ГПП "Завод имени Масленникова" районным отделам народного образования г. Самары в 1994-1995 г.г. В соответствии с приложением N 1 по состоянию на 01 января 1994 г. ясли-сад N 108, по состоянию на 01 августа 1999 г. - отделение дошкольного образовательного учреждения, расположенные по адресу: г. Самара, ул. Коммунистическая, 20, балансодержателем являлся Ленинский РОНО (л.д. 48-50).
Согласно п. 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - постановление N 3020-1) объекты государственной собственности, указанные в Приложении N 3 к настоящему постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
В силу п. 2 приложения N 3 к постановлению N 3020-1 к муниципальной собственности относятся объекты государственной собственности, находящиеся в ведении органов государственной власти и управления республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области и автономных округов и находящиеся на территории соответствующих городов:
предприятия розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения;
оптово-складские мощности, предприятия и подразделения производственно-технической комплектации, необходимые для обеспечения товарооборота и объемов услуг указанных предприятий;
учреждения и объекты здравоохранения (кроме областных больниц и диспансеров), народного образования (кроме спецшкол для детей, страдающих хроническими заболеваниями), культуры и спорта.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в п. 5 Информационного письма от 11 июня 1997 г. N 15 "Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий" указал, что объекты, указанные в приложении N 3 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 3020-1, являются объектами муниципальной собственности непосредственно в силу прямого указания закона, независимо от того, оформлено ли это в установленном порядке. Отсутствие утвержденного перечня объектов муниципальной собственности само по себе не свидетельствует о том, что спорные объекты не являются объектами муниципальной собственности.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что в соответствии с выпиской из реестра муниципальной собственности от 20 июля 2010 г. N 15-07-16/37799 нежилое здание, право собственности на которое было заявлено на регистрацию, включено в реестр муниципальной собственности 18 августа 2000 г. за номером 013034 на основании постановления Губернатора Самарской области от 18 августа 2000 г. N 265.
При принятии судебного акта суд первой инстанции исходил из того, что постановление Губернатора Самарской области от 18 августа 2000 г. N 265 принято в соответствии с законодательством, действующим на момент его издания, уполномоченным органом, не отменено и не оспорено в судебном порядке. При этом наличие технической ошибки в указании адреса не может препятствовать государственной регистрации права муниципальной собственности.
Согласно выписке из реестра от 20 сентября 2006 г. N РИ-04926гп, выписке из технической документации строения по состоянию на 15 июля 2006 г. нежилое здание, расположенное по адресу: г. Самара, Ленинский район, ул. Коммунистическая, 20, построено в 1982 г., что подтверждается приложением N 1 к договору от 20 мая 2004 г. N 000657О.
Судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что совокупностью доказательств подтверждается, что право муниципальной собственности на спорный объект недвижимости является ранее возникшим в силу положений закона, а именно постановления N 3020-1.
В соответствии с п. 1 ст. 6 Закона о госрегистрации права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
Государственная регистрация права на недвижимое имущество, возникшего до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, требуется в случае необходимости совершения какой-либо сделки (п. 2 ст. 6 Закона о госрегистрации).
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, право муниципальной собственности на нежилое здание являлось ранее возникшим в силу прямого указания закона, в связи с чем правовая экспертиза представленных в регистрирующий орган документов должна быть ограничена только идентификацией объекта недвижимости по правоустанавливающим документам.
При этом совокупность данных документов позволяет идентифицировать объект недвижимого имущества, право собственности на которое было заявлено на государственную регистрацию.
При изложенных обстоятельствах спорный объект недвижимости является исключительной муниципальной собственностью в силу прямого указания закона и не может находиться в иной форме собственности.
Аналогичная правовая позиция изложена в Определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27 июля 2010 г. N ВАС-10440/10.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что представленные в регистрирующий орган документы соответствуют требованиям Закона о госрегистрации, оспариваемое решение нарушает права и законные интересы заявителя по дальнейшему использованию и распоряжению объектом недвижимого имущества и, соответственно, является незаконным.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Доводы, приведенные подателем жалобы в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
C позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Расходы по государственной пошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 16 мая 2011 г. по делу N А55-26546/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Т.С. Засыпкина |
Судьи |
Н.Ю. Марчик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-26546/2010
Истец: Департамент управления имуществом городского округа Самара
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области
Третье лицо: МДОУ Ясли-сад N108, Министерство имущественных отношений Самарской области
Хронология рассмотрения дела:
27.07.2011 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-7658/11