Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 15 марта 2007 г. N КА-А40/1087-07
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 7 марта 2007 г.
По делу объявлялся перерыв до 07.03.07 на 11 час. 45 мин.
Федеральное государственное унитарное предприятие концерн "Росэнергоатом" (далее - ФГУП концерн "Росэнергоатом", предприятие) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительным решения Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 4 (далее - инспекция) от 17.01.06 N 2 "Об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения".
Решением названного арбитражного суда от 06.06.06, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 09.10.06, заявленное требование удовлетворено.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, инспекция подала кассационную жалобу, в которой просит их отменить как незаконные. При этом сослалась на то, что сумма пособия по временной нетрудоспособности, выплачиваемая сверх установленного законодательством размера, подлежала налогообложению единым социальным налогом (далее - ЕСН) в установленном порядке.
В судебном заседании представитель инспекции поддержал жалобу по изложенным в ней доводам. Представитель общества возражал против ее удовлетворения, считая обжалованные по делу судебные акты соответствующими законодательству и имеющимся в деле доказательствам.
Обсудив доводы жалобы, проверив в порядке ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации правильность применения норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд кассационной инстанции не нашел оснований для отмены обжалованных по делу актов судов первой и апелляционной инстанции.
Как установили суды двух инстанций, в ходе проведенной камеральной проверки поданных концерном расчетов по ЕСН и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 9 месяцев 2005 года инспекция установила факт занижения налоговой базы по ЕСН и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 28453 руб. 17 коп. При этом исходила из того, что концерн неправомерно не включил в налоговую базу по ЕСН расходы в сумме 196325руб. 34коп. на доплату по больничным листам до фактического заработка, что повлекло неправильное исчисление ЕСН и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
По результатам проверки вынесено решение от 17.01.06 N 2 о доначислении концерну ЕСН в федеральный бюджет в сумме 6388 руб. 20 коп., в ФСС России - 3291 руб. 59 коп., в ФФОМС России - 967 руб. 20 коп., в ТФОМС - 1937 руб. 01коп., страховых взносов на страховую и накопительную части трудовой пенсии соответственно в суммах 15292 руб. 84 коп. и 576 руб. 33 коп.
Концерн оспорил это решение инспекции в судебном порядке.
Рассматривая заявленное требование, суды первой и апелляционной инстанций установили, что произведенные выплаты по больничному листу до фактического заработка не включены концерном в расходы, уменьшающие налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, и произведены за счет чистой прибыли.
В соответствии с п. 1 ст. 236 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) объектом налогообложения по ЕСН для налогоплательщиков - организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.
Согласно п. 3 ст. 236 НК РФ указанные выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся) не признаются объектом налогообложения, если у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.
В силу подп. 1 п. 1 ст. 238 НК РФ не облагаются ЕСН государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по временной нетрудоспособности.
При временной нетрудоспособности работодатель выплачивает работнику пособие по временной нетрудоспособности в соответствии с федеральным законом. Размер таких пособий и условия их выплаты устанавливаются федеральным законодательством (ст. 183 Трудового кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 29.12.04 N 202-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2005 год" максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности за полный календарный месяц установлен в размере 12480 руб.
Согласно п. 15 ст. 255 НК РФ к расходам на оплату труда в целях налогообложения прибыли отнесены расходы на доплату до фактического заработка в случае временной утраты трудоспособности, установленную законодательством Российской Федерации.
Доплаты пособия до среднего заработка, производимые работникам в связи с временной нетрудоспособностью в сумме, превышающей 12800 руб., не предусмотрены федеральным законодательством. Возможность их выплаты из средств оплаты труда не предусмотрена трудовыми и коллективным договором.
В связи с чем суды правильно признали, что произведенные за счет чистой прибыли концерна суммы доплат по больничным листам до фактического заработка не являются оплатой труда работников и не подлежали отнесению к расходам, уменьшающим полученные доходы в целях налогообложения прибыли.
Данный вывод судов двух инстанций является правильным.
Ссылка инспекции на п. 3 информационного письма президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.03.06 N 103 отклоняется. Концерн как налогоплательщик не определял возможность выбора налога для уменьшения налоговой базы, в своей учетной политике предусмотрел отнесение расходов по выплате пособия по временной нетрудоспособности в размере, превышающем максимальный размер пособия, за счет чистой прибыли, остающейся после уплаты налога на прибыль.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного Информационного письма следует читать как "N 106"
Руководствуясь ст.ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 06.06.06 по делу N А40-14727/06-76-141, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 09.10.06 N 09АП-10183/06-АК по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 4 - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 15 марта 2007 г. N КА-А40/1087-07
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании