г. Хабаровск
13 июля 2011 г. |
N 06АП-2447/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июля 2011 года. Полный текст постановления изготовлен 13 июля 2011 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Иноземцева И. В.
судей Волковой М.О., Дроздовой В.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кумаевым А.В.
при участии в заседании:
от Муниципального унитарного предприятия "Стекольный-комэнерго" Хасынского района Магаданской области: не явились;
от Министерства финансов Российской Федерации, Управления Федерального казначейства по Магаданской области: не явились;
от третьего лица Департамента финансов администрации Магаданской области: не явились;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации
на решение от 22.04.2011
по делу N А37-2138/2010
Арбитражного суда Магаданской области
принятое судьей Головченко В.В.
по иску (заявлению) Муниципального унитарного предприятия "Стекольный-комэнерго" Хасынского района Магаданской области
к Министерству финансов Российской Федерации, Управлению Федерального казначейства по Магаданской области
о взыскании 468 222, 92 руб.
третье лицо Департамент финансов администрации Магаданской области
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие "Стекольный-комэнерго" Хасынского района Магаданской области ОГРН 1024901149514, ИНН 4907007492 (далее - МУП "Стекольный-комэнерго", предприятие, истец), обратилось в Арбитражный суд Магаданской области с иском к Министерству финансов Российской Федерации ОГРН 1037739085636, ИНН 7710168360 (далее - Минфин, ответчик, заявитель жалобы), Управлению Федерального казначейства по Магаданской области ОГРН 1024900956178, ИНН 4909053790 (далее - УФК, ответчик) о взыскании убытков в размере 462 595, 17 руб., понесенных при предоставлении установленных федеральным законодательством льгот педагогическим работникам образовательных учреждений в пос. Стекольный Магаданской области.
Определением от 28.12.2010 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора привлечен Департамент финансов администрации Магаданской области ОГРН 1054900016786, ИНН 4909032670 (далее - Департамент, третье лицо).
При рассмотрении дела истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации (далее - АПК РФ) увеличил сумму иска до 468 222, 92 руб.
Решением Арбитражного суда Магаданской области от 22.04.2011 иск удовлетворен за счет казны Российской Федерации. В удовлетворении исковых требований к УФК отказано. Распределены судебные расходы.
Не согласившись с указанным решением, Минфин обратился в Шестой арбитражный апелляционной суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 22.04.2011 и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска. В обоснование доводов жалобы указывает на неправильное применение норм права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. Правила предоставления бюджетам субъектов РФ субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот ЖКУ отдельным категориям граждан Магаданской областью не соблюдались. Доказательств обращения истца в органы власти Магаданской области, а последних - в Минфин РФ о возмещении расходов не представлено. Субъект РФ не обеспечил истцу возмещение расходов по предоставлению льгот педработникам. Расходы по уплате госпошлины неправомерно включены в состав убытков.
Представители истца, ответчиков и третьего лица в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы уведомлены, о чем имеются почтовые извещения.
Департамент направил отзыв на апелляционную жалобу, в котором возразил против ее доводов, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Истец в отзыве полагал доводы жалобы необоснованными, а обжалуемый судебный акт соответствующим нормам закона и верно установленным обстоятельствам дела.
Апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие не явившихся лиц на основании статей 156, 266 АПК РФ.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в жалобе и отзыве на нее, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта по следующим обстоятельствам.
Как усматривается из материалов дела, истец в период 2009 года, осуществляя деятельность по производству тепловой энергии и предоставлению услуг отопления населению на территории Магаданской области, выставлял квитанции педагогическим работникам, проживающим в поселке Стекольный Хасынского района Магаданской области на оплату услуг отопления без предоставления льготы на право бесплатного отопления жилой площади.
Решением Хасынского районного суда Магаданской области от 30.08.2010 по делу N 2-1361/2010 по иску Прокурора Хасынского района Магаданской области с истца в пользу педагогического работника Сивун Н.В. взыскано возмещение расходов, затраченных на оплату отопления за период с января по декабрь 2009 года в сумме 14 942, 91 руб. Также взыскана государственная пошлина в доход федерального бюджета. Решение от 30.08.2010 истцом исполнено, о чем предоставлено платежное поручение N 43 от 11.01.2010.
На основании представления Прокуратуры Хасынского района Магаданской области от 17.07.2009 N 50ж-09 "Об устранении нарушений требований ФЗ "Об образовании", Закона Магаданской области "О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, проживающих в сельской местности, рабочих поселках и поселках городского типа" предприятием был произведен перерасчет оплаты за отопление педработникам, проживающим в поселке Стекольный Хасынского района Магаданской области.
06.09.2010 предприятие обратилось в УФК с претензией исх. N 861 о возмещении расходов, понесенных с предоставлением услуг по отоплению льготным категориям педработников, проживающих в поселке Стекольный Хасынского района Магаданской области, на что был получен отказ от 13.09.2010 N 02-18/4256.
Указывая на понесенные убытки в результате исполнения решения Хасынского районного суда Магаданской области от 30.08.2010 по делу N 2-1361/2010 и произведенного перерасчета за отопление педработникам, проживающим в поселке Стекольный Хасынского района Магаданской области, истец обратился в суд с настоящим иском.
В силу статьи 16 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В соответствии с абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" (далее - Закон об образовании) педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста, на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 статьи 12 Закона об образовании к образовательным учреждениям относятся, в том числе и дошкольные учреждения.
Указанная норма предоставляет данной категории граждан льготы в натуральной форме, не ограничивая их право на получение льгот ни размерами площади используемого ими жилья, ни нормативами потребления коммунальных услуг, ни количеством проживающих совместно с ними членов их семей.
В пункте 19 постановления от 22.06.2006 N 23 Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
В силу статьи 2 Федерального закона от 06.05.2003 N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оплаты жилья" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ) установлено, что размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации N 3266-1, определяются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.
При этом пункт 2 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ не относит к полномочиям субъекта Российской Федерации, подлежащим финансированию за счет собственных средств бюджета субъекта Российской Федерации, решение вопроса о финансировании расходов в связи предоставлением педагогическим работникам в сельской местности льгот по оплате жилья и коммунальных услуг согласно Закону Российской Федерации N 3266-1.
В силу пункта 7 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ полномочия Российской Федерации по предметам совместного ведения субъектов РФ и Российской Федерации, не предусмотренные пунктом 2 названной статьи, могут передаваться для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации другими федеральными законами. При этом финансовое обеспечение осуществления полномочий, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета.
Пунктом 4 ст. 8 Закона Магаданской области от 24.11.2008 N 1060-ОЗ "Об образовании в Магаданской области" было предусмотрено право педагогических работников на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) в порядке, установленном областным законодательством.
Статьями 2,3 Закона Магаданской области от 11.06.2008 N 1011-ОЗ "О размерах, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением социальной поддержки отдельным категориям граждан, проживающих в сельской местности, рабочих поселках и поселках городского типа" установлено, что возмещение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, производится организациям, предоставляющим жилищно-коммунальные услуги. Возмещение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, осуществляется за счет средств областного бюджета при условии поступления средств из федерального бюджета на указанные цели. Финансирование указанных расходов предусматривается в областном бюджете в объеме средств, предоставляемых из федерального бюджета на указанные цели.
Таким образом, возложение обязанности по финансированию льгот за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций. При недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации.
Методика распределения субвенций из федерального бюджета между бюджетами субъектов РФ на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан и правила предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан и осуществления расходов бюджетов субъектов РФ, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 12.12.2007 N 861, не предусматривает правила предоставления субвенций на оплату жилищно-коммунальных услуг педагогическим работникам.
Поскольку судом установлено, что доказательств, подтверждающих надлежащее исполнение Российской Федерацией обязательств по финансированию из федерального бюджета расходов, связанных с предоставлением истцом льгот педагогическим работникам, перечисление необходимых средств в бюджет Магаданской области для последующей компенсации предоставленных льгот по оплате коммунальных услуг, не предоставлено, суд пришел к правильному выводу об обоснованности исковых требований.
При этом нормы статей 15, 1069 ГК РФ предусматривают необходимость полного возмещения всех понесенных лицом убытков, независимо от объема финансовых средств, заложенных в бюджете того или иного уровня.
В связи с необходимостью финансирования предусмотренных федеральным законом льгот педагогическим работникам Российской Федерацией, гарантировавшей их предоставление, исковые требования подлежат удовлетворению за счет казны РФ в лице финансового органа - Министерства финансов Российской Федерации в размере 468 222, 92 руб.
Суду не предоставлено доказательств, выделения из Федерального бюджета денежных средств на возмещение расходов по предоставлению льгот педработникам Магаданской области по оплате за отопление, в виду чего довод Минфина относительно передачи субъекту денежных средств, обоснованно отклонены судом.
Из положений Федерального закона от 24.07.2007 N 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" и Федерального закона от 24.11.2008 N 204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" следует, что распределение субвенций бюджету Магаданской области на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан предусмотрено: на 2008 год - в размере 38 820,8 тыс. руб.; на 2009 год - в размере 91 045,1 тыс. руб.
В Законе Магаданской области "Об областном бюджете на 2009 год" от 22.12.2008 N 1080-ОЗ в приложении N 1 указаны поступления доходов в областной бюджет в 2009 году в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан в размере 91 045,1 тыс. руб.
Доказательств нецелевого использования субъектом Российской Федерации - Магаданской областью денежных средств (субвенций) в 2009 году в материалах дела не имеется.
Ссылка заявителя на пункт 7 статьи 8 Закона Магаданской области от 24.11.2011 N 1060 "Об образовании в Магаданской области" об осуществлении мер социальной поддержки работников образовательных учреждений за счет средств областного бюджета судом не принимается, поскольку не представлено доказательств перечисления бюджету Магаданской области из федерального бюджета средств на указанные расходы.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2003 N 377 утверждены Правила предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности, в соответствии с пунктом 2 которых компенсации подлежат фактически понесенные бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами затраты на предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам, которые работают в учреждениях, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, и проживают в сельской местности. Субсидии выделяются за счет средств Фонда компенсаций в пределах ассигнований, предусмотренных на указанные цели в федеральном бюджете на соответствующий год.
Доводы заявителя о неправомерном включении в состав убытков судебных расходов, взысканных с истца решением Хасынского районного суда Магаданской области от 30.08.2010 по делу N 2-1361/2010 не имеют значения и отклоняются, поскольку согласно предоставленного истцом расчета, проверенного судом и признанного верным, госпошлина в размере 597, 71 руб. не включена в сумму иска.
Иные доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием для освобождения РФ от обязанности по предоставлению льготы, установленной федеральным законом. Кроме того, из материалов дела, пояснений истца следует, что последний обращался с письменным обращением о возмещении расходов на предоставление педагогическим работникам льгот по оплате за отопление (письмо от 06.092010 N 861).
При таких обстоятельствах, обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, сделанные в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, нарушений норм процессуального права не установлено, поэтому жалоба отклоняется.
Государственная пошлина по апелляционной жалобе не взыскивается на основании пункта 1.1 части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Магаданской области от 22.04.2011 по делу N А37-2138/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
И.В. Иноземцев |
Судьи |
М.О. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А37-2138/2010
Истец: МУП "Стекольный-Комэнерго" Хасынского района Магаданской области
Ответчик: Министерство финансов Российской Федерации, Министерство финансов РФ, Управление Федерального казначейства по Магаданской области, УФК по Магаданской области
Третье лицо: Департамент финансов администрации Магаданской области
Хронология рассмотрения дела:
13.07.2011 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-2447/11