г. Владивосток |
Дело |
12 июля 2011 г. |
N А51-3163/2011 |
Резолютивная часть постановления оглашена 12 июля 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 июля 2011 года .
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Е.Л. Сидорович
судей З.Д. Бац, Г. М. Грачёва
при ведении протокола секретарем судебного заседания: Н.В.Ивановой
при участии
от Управления Федерального казначейства по Приморскому краю: Бородихина Н.П., доверенность от 11.01.2011 N 20-11-29/9, сроком действия до 31.12.2012, удостоверение
от Управления Федеральной службы судебных приставов по Приморскому краю, Отделения по Советскому и Первореченскому районам г.Владивостока Управления Федерального казначейства по Приморскому краю, Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края: не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Приморскому краю
апелляционное производство N 05АП-4171/2011
на решение от 13.05.2011 года
судьи Колтуновой Н.В.
по делу N А51-3163/2011 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению Управления Федеральной службы судебных приставов по Приморскому краю
к Управлению Федерального казначейства по Приморскому краю, Отделению по Советскому и Первореченскому районам г.Владивостока Управления Федерального казначейства по Приморскому краю
третье лицо: Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края
об оспаривании отказа
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы судебных приставов по Приморскому краю (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федерального Казначейства по Приморскому краю оформленного письмом N 20-04-16/8563 от 29.11.2010 в принятии к исполнению постановления судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам от 25.06.2010 о взыскании с Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края в доход федерального бюджета исполнительского сбора 5000 рублей по исполнительному производству N5/37/6056/7/2010 и обязании Отделения по Советскому и Первореческому районам г. Владивостока Управления Федерального Казначейства по Приморскому краю (далее - отделение) принять к исполнению постановление судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам от 25.06.2010 о взыскании с Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края в доход федерального бюджета исполнительского сбора 5000 рублей по исполнительному производству N5/37/6056/7/2010 (требования уточнены в судебном заседании).
Решением от 13.05.2011 года признан незаконным отказ Управления Федерального Казначейства по Приморскому краю оформленный письмом N 20-04-16/8563 от 29.11.2010 в принятии к исполнению постановления судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам от 25.06.2010 о взыскании с Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края в доход федерального бюджета исполнительского сбора 5000 рублей по исполнительному производству N5/37/6056/7/2010.
В удовлетворении требования об обязании Отделения по Советскому и Первореческому районам г.Владивостока Управления Федерального Казначейства по Приморскому краю принять к исполнению указанное выше постановление от 25.06.2010 отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом в части признания незаконным отказа в принятии к исполнению постановления, Управление федерального казначейства обжаловало его в апелляционном порядке. Как следует из жалобы, органы Федерального казначейства исполняют судебные акты по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по денежным обязательствам бюджетных учреждений в соответствии с главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - "БК РФ") только на основании исполнительных документов: исполнительного листа или судебного приказа.
Заявитель жалобы указывает на отсутствие в Управлении лицевого счета Департамента земельных отношений, в связи с чем, служба судебных приставов имеет возможность исполнить постановлении, обратив взыскание на имущество должника.
На основании изложенного, Управления Федерального Казначейства просит решение суда в обжалуемой части отменить и принять по делу новый судебный акт.
Извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного заседания Управление Федеральной службы судебных приставов по Приморскому краю, Отделение по Советскому и Первореченскому районам г.Владивостока Управления Федерального казначейства по Приморскому краю, Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края явку представителей в суд не обеспечили. Суд, руководствуясь ст.156 АПК РФ, рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей не явившихся лиц.
В судебном заседании представитель Управления Федерального казначейства по Приморскому краю огласила доводы апелляционной жалобы. Решение Арбитражного суда Приморского края от 13.05.2011 просит отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Поскольку решение Арбитражного суда Приморского края от 13.05.2011 обжалуется в апелляционном порядке в части и стороны соответствующие возражение не заявили, суд рассматривает законность и обоснованность решения только в обжалуемой части (п.5 ст.268 АПК РФ).
Из материалов дела коллегией установлено следующее.
Судебным приставом-исполнителем межрайонного отдела по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Приморскому краю по возбужденному 27.05.2010 исполнительному производству N 5/37/6056/7/2010 было вынесено постановление от 25.06.2010 о взыскании с должника (Департамента) исполнительского сбора в размере 5000 руб. по исполнительному производству в порядке статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве). Поскольку взыскание указанных в постановлении денежных средств с должника, являющегося бюджетным учреждением и не имеющего счетов в банках, оказалось невозможным, то постановление Управления о взыскании исполнительского сбора от 06.05.2010 было направлено судебным приставом-исполнителем для исполнения в Управление Федерального Казначейства по Приморскому краю.
Письмом N 20-04-16/8563 от 29.11.2010 ответчик вернул данное постановление, ссылаясь на то, что предъявленные документы не соответствуют установленному главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) перечню исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ), направляемых в орган Федерального казначейства для обращения взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Полагая, что указанные действия органа казначейства незаконны, Управление обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, коллегия считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в случаях, предусмотренных федеральным законом, требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, исполняются органами, организациями, в том числе государственными органами, органами местного самоуправления, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами и гражданами.
Указанные органы, организации и граждане исполняют требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, на основании исполнительных документов, указанных в статье 12 названного Федерального закона, в порядке, установленном этим Федеральным законом и иными федеральными законами.
При этом статьей 12 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" к числу исполнительных документов наряду с исполнительными листами судов и судебными приказами отнесены, в том числе судебные акты, акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях, а также постановления судебного пристава-исполнителя.
Согласно положениям Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнение требований исполнительных документов производится во внесудебном порядке путем применения судебным приставом-исполнителем мер принудительного исполнения, перечисленных в статье 68 данного Федерального закона, в частности, путем обращения им взыскания на имущество должника, в том числе на денежные средства.
В соответствии с пунктом 2 статьи 239 БК РФ обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы службой судебных приставов не производится, за исключением случаев, установленных названным Кодексом.
В силу п. 1 ст. 242.4 БК РФ исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства бюджета субъекта Российской Федерации по денежным обязательствам его казенного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в п. 2 ст. 242.1 БК РФ, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета казенного учреждения субъекта Российской Федерации, по месту открытия должнику как получателю средств бюджета субъекта Российской Федерации лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов бюджета субъекта Российской Федерации.
Пунктом 12 статьи 242.4 БК РФ предусмотрено, что в случае, если счета должнику открыты в учреждении Центрального банка Российской Федерации или в кредитной организации, исполнение исполнительного документа производится в соответствии с ФЗ "Об исполнительном производстве".
Коллегия соглашается с выводом суда о том, что, поскольку Департамент является бюджетным учреждением, то судебным приставом-исполнителем постановление от 25.06.2010 правомерно, в соответствии с нормами ФЗ "Об исполнительном производстве", БК РФ было направлено для исполнения в органы федерального казначейства, поскольку положениями названных нормативных правовых актов предусмотрен внесудебный порядок исполнения требований исполнительных документов по взысканию средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в том числе, постановления от 25.06.2010.
Коллегия отклоняет довод жалобы о том, что у заинтересованного лица - Департамента отсутствует открытый в УФК по ПК лицевой счет, поскольку основанием оспариваемого отказа УФК по ПК является не отсутствие в УФК по ПК открытого заинтересованному лицу - Департаменту лицевого счета, а то обстоятельство, что постановление от 25.06.2010 является документом, исполнение которого органами казначейства не предусмотрено Главой 24.1 БК РФ.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции на основании части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильно признал незаконным и нарушающим права заявителя отказ в принятии к исполнению постановления по тому основанию, что он не является судебным исполнительным документом и не подлежат исполнению в органах Федерального казначейства.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены принятого по делу судебного акта.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 13.05.2011 года по делу N А51-3163/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Е.Л. Сидорович |
Судьи |
З.Д. Бац |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-3163/2011
Истец: Управление Федеральной службы судебных приставов по ПК, Управление Федеральной службы судебных приставов по Приморскому краю
Ответчик: Отделение по Советскому и Первореченскому районам г. Владивостока Управления Федерального Казначейства по ПК, Отделение по Советскому и Первореченскому районам г. Владивостока Управления Федерального казначейства по Приморскому краю, Управление Федерального казначейства, Управление Федерального казначейства по Приморскому краю
Третье лицо: Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края