город Омск
14 июля 2011 г. |
Дело N А81-58/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июля 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 июля 2011 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Золотовой Л.А.,
судей Шиндлер Н.А., Лотова А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бондарь И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-3972/2011) Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Губкинскому Ямало-Ненецкому округу на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 04.03.2011 по делу N А81-58/2011 (судья Н.М. Садретинова), принятое по заявлению Некоммерческой организации "Губкинский муниципальный фонд поддержки предпринимательства и малого бизнеса" к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Губкинскому Ямало-Ненецкого автономного округа о признании незаконными действий,
при участии в судебном заседании представителей:
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Ямало-Ненецкому автономному округу - Вакула А.А. (паспорт, по доверенности от 21.06.2011 сроком действия до 31.12.2011);
от Некоммерческой организации "Губкинский муниципальный фонд поддержки предпринимательства и малого бизнеса" - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;
установил:
Некоммерческая организация "Губкинский муниципальный фонд поддержки предпринимательства и малого бизнеса" (далее заявитель, некоммерческая организация, налогоплательщик) обратилась в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением к Инспекции ФНС России по г. Губкинскому Ямало-Ненецкого автономного округа (далее ответчик, Инспекция, налоговый орган) о признании незаконными действий Инспекции ФНС России по г. Губкинскому ЯНАО, выразившихся в указании в справке о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам Некоммерческой организации "Губкинский муниципальный фонд поддержки предпринимательства и малого бизнеса" по состоянию на 01.11.2010 наличие задолженности по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в федеральный бюджет РФ в размере 213337,60 руб., пени в размере 48519,52 руб., штрафы в размере 50359,40 руб.; по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в бюджеты субъектов РФ в размере 677561,85 руб., пени в размере 138742,06 руб., штрафы в размере 135582,20 руб.; по НДФЛ с доходов, полученных по налоговой ставке установленной п. 1 ст. 224 Налогового кодекса РФ пени в размере 5021,74 руб., штрафы в размере 58590,00 руб., а также об обязании Инспекции ФНС России по г. Губкинскому ЯНАО устранить нарушение прав Некоммерческой организации "Губкинский муниципальный фонд поддержки предпринимательства и малого бизнеса" путем исключения вышеуказанной задолженности из справок о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам, выдаваемых организации.
Решением от 04.03.2011 по делу N А81-58/2011 требования заявителя были удовлетворены. В качестве меры устранения нарушения прав налогоплательщика судом первой инстанции было принято решение об обязании налогового органа выдать Некоммерческой организации "Губкинский муниципальный фонд поддержки предпринимательства и малого бизнеса" справку по форме N 39-1 "О состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам" с отражением сумм налога на прибыль организаций, зачисляемого в федеральный бюджет РФ в размере 213337,60 руб., пени по налогу на прибыль организаций, зачисляемый в Федеральный бюджет РФ в размере 48519,52 руб., штрафов по налогу на прибыль организаций, зачисляемого в Федеральный бюджет РФ в размере 50359,40 руб.; налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджеты субъектов РФ в размере 677561,85 руб., пени по налогу на прибыль организаций, зачисляемого в бюджет субъекта РФ в размере 138742,06 руб., штрафов по налогу на прибыль организаций, зачисляемого в бюджет субъекта РФ в размере 135582,20 руб.; пени по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных по налоговой ставке установленной п. 1 ст. 224 Налогового кодекса РФ в размере 5021,74 руб., штрафов по налогу на доходы физических лиц в размере 58590,00 руб. как невозможных к взысканию.
В апелляционной жалобе налоговый орган, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, неполное выяснение фактических обстоятельств дела, просит решение отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований налогоплательщика.
Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела, изучив апелляционную жалобу с дополнениями, отзывы на нее, выслушав представителей сторон, установил следующие обстоятельства.
Некоммерческая организация "Губкинский муниципальный фонд поддержки предпринимательства и малого бизнеса" обратилась в Инспекцию ФНС РФ по г. Губкинскому ЯНАО о предоставлении письменной информации о наличии задолженности перед бюджетом по налогам, сборам, взносам по состоянию на 22.09.2010 года с целью участия в конкурсе по предоставлению в 2010 году субсидий некоммерческим организациям, выражающим интересы малого и среднего предпринимательства, на компенсацию целевых расходов, направленных на организацию деятельности в соответствии с Постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 05.08.2010 года N 168-П "О предоставлении субсидий некоммерческим организациям" (отсутствие у участника конкурса задолженности по уплате налогов и сборов было одним из требований конкурсной комиссии).
Некоммерческой организацией "Губкинский муниципальный фонд поддержки предпринимательства и малого бизнеса" была получена информация о наличии у налогоплательщика задолженности, которая была указана в справке N 27228 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 24.09.2010, согласно которой за заявителем числится следующая задолженность:
-по налогу на прибыль организаций, зачисляемый в Федеральный бюджет в размере 6550 руб. 95 коп.,
- по пеням, начисленным на налог на прибыль организаций, зачисляемый в федеральный бюджет в размере 9090 руб.;
-по налоговым санкциям по налогу на прибыль организаций в размере 100 руб.;
-по налогу на прибыль организаций, зачисляемый в Федеральный бюджет в размере 213337 руб. 60 коп.,
- по пеням, начисленным на налог на прибыль организаций, зачисляемый в федеральный бюджет в размере 46 425 руб. 25 коп.;
-по налоговым санкциям по налогу на прибыль организаций в размере 50 359 руб. 40 коп.;
-по налогу на прибыль организаций, зачисляемый в бюджет субъекта РФ в размере 57611 руб.;
- по пеням, начисленным по налогу на прибыль организаций, зачисляемый в бюджеты субъектов Российской Федерации в размере 38284 руб. 34 коп.;
-по налогу на прибыль организаций, зачисляемый в бюджет субъекта РФ в размере 677561 руб. 85 коп.;
-по пеням, начисленным по налогу на прибыль организаций, зачисляемый в бюджеты субъектов Российской Федерации в размере 132090 руб. 67 коп.;
-по налоговым санкций по налогу на прибыль организаций, зачисляемый в бюджет субъекта РФ - 135582 руб. 20 коп.;
-по пени по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных по налоговой ставке, установленной п. 1 ст. 224 НК РФ, за исключением ИП, нотариусов в размере 5021 руб. 74 коп.,
-по налоговым санкциям по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных по налоговой ставке, установленной п. 1 ст. 224 НК РФ, за исключением ИП, нотариусов в размере 58590 руб.;
-по пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование , зачисляемые на выплату страховой части трудовой пенсии в размере 12730 руб. 09 коп.;
-по пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование , зачисляемые на выплату накопительной части трудовой пенсии в размере 1126 руб. 55 коп.;
-по пени по налогу на добавленную стоимость в размере 151 руб. 49 коп.;
-по налоговым санкциям по налогу на добавленную стоимость в размере 114073 руб. 67 коп.;
-по налогу на имущество организаций в размере 176 руб.;
-по пени по налогу на имущество организаций в размере 130 руб. 49 коп.;
-по пени по налогу на имущество в размере 30790 руб. 20 коп.;
-по пени по транспортному налогу в размере 119 руб. 21 коп.;
-по пени по земельному налогу в размере 2445 руб. 59 коп.;
-по налоговым санкциям по земельному налогу в размере 16358 руб.;
-по пени по земельному налогу по обязательствам, возникшим до 01.01.2006 года в размере 535 руб. 18 коп.;
-по пени по единому социальному налогу, зачисляемому в Федеральный бюджет в размере 52 коп.,
-по пени по единому социальному налогу, зачисляемому в ФСС в размере 12 коп.
Для устранения препятствий в получении субсидий и удаления сведений о наличии задолженности, содержащихся в карточке лицевого счета, Некоммерческая организация "Губкинский муниципальный фонд поддержки предпринимательства и малого бизнеса" обратилась в Инспекцию ФНС РФ по г. Губкинскому ЯНАО с заявлением от 22.10.2010 года N 440, в котором предложило Инспекции исключить недоимки, по которым истекли сроки взыскания из карточки лицевого счета налогоплательщика:
-недоимки по налогу на прибыль организаций, зачисляемый в федеральный бюджет РФ (КБК 18210101011010000110) в размере 219888,55 руб., пени в размере 55515,25 руб., штрафные санкции в размере 50459,40 руб.;
-недоимки по налогу на прибыль организаций, зачисляемый в бюджеты субъектов РФ (КБК 18210101012020000110) в размере 735172,85 руб., пе ни в размере 170375,01 руб.; налоговые санкции в размере 135582,20 руб.;
-пени в размере 5021,74 руб., штрафы в размере 58590,00 руб. по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных по налоговой ставке, установленной п. 1 ст. 224 Налогового кодекса РФ (КБК 18210102021010000110), так как истекли сроки, как для принудительного, так и для судебного взыскания, а также отсутствуют уважительные основания восстановления пропущенных сроков судом, просило также внести в данную справку отметку о невозможности взыскания задолженности, либо выдать новую справку о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам, исключив вышеуказанные суммы недоимки по налогам, пени и штрафным санкциям.
10 ноября 2010 года Некоммерческой организацией "Губкинский муниципальный фонд поддержки предпринимательства и малого бизнеса" была получена информация о наличии у налогоплательщика задолженности, которая была указана в справке N 27591 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 01.11.2010.
Некоммерческая организация "Губкинский муниципальный фонд поддержки предпринимательства и малого бизнеса", полагая, что указанные обстоятельства являются препятствием в осуществлении предпринимательской деятельности и лишают возможности в получении необходимых субсидий, обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с вышеназванным заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования заявителя, исходил из того, что поскольку Налоговый кодекс Российской Федерации устанавливает годичный срок с момента истечения срока исполнения требования об уплате налога на принятие решения о взыскании налогов за счет имущества налогоплательщика, а также шестимесячный срок на обращение в суд за взысканием, и в спорной ситуации эти сроки пропущены, налоговым органом решения о взыскании задолженности по налогам, пени, штрафам за счет имущества приняты не были, доказательств обращения в суд за их взысканием в материалах дела нет, то в отношении указанных выше сумм по налогам, пени и налоговым санкциям утрачена возможность взыскания в как бесспорном порядке, так и в судебном порядке. Таким образом, спорная задолженность подлежит отражению в справке с указанием на утрату налоговым органом возможности по взысканию таковой.
В апелляционной жалобе налоговый орган отмечает, что согласно пункту 3 Порядка списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, утвержденного Приказом ФНС России от 19.08.2010 N ЯК-7-8/393@, задолженность признается безнадежной ко взысканию и подлежит списанию на основании решения руководителя налогового органа по месту учета налогоплательщика, при условии принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность ее взыскания в связи с истечением установленного законодательством срока.
Также податель жалобы отмечает, что суд первой инстанции, делая вывод об утрате налоговым органом возможности для взыскания спорной недоимки не учел того обстоятельства, что согласно статье 47 НК РФ налоговый орган в случае пропуска срока для вынесения решения о взыскании с налогоплательщика задолженности за счет иного имущества должника имеет право на обращение в арбитражный суд с заявлением о взыскании задолженности в течение двух лет со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога.
В соответствии с приказом УФНС России по Ямало-Ненецкому автономному округу от 10.02.2011 N 01-06/30 "О структуре территориальных органов Управления ФНС России по Ямало-Ненецкому автономному округу" Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Губкинскому Ямало-Ненецкого автономного округа реорганизована путем присоединения к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Ямало-Ненецкому автономному округу. 20.04.2011 в ЕГРЮЛ внесена запись о прекращении деятельности Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Губкинскому Ямало-Ненецкого автономного округа.
Согласно части 1 статьи 48 АПК РФ в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте.
Учитывая вышеназванные обстоятельства и нормы, апелляционный суд производит процессуальную замену Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Губкинскому Ямало-Ненецкого автономного округа на её правопреемника - Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 3 по Ямало-Ненецкому автономному округу.
От Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Ямало-Ненецкому автономному округу поступили дополнения к апелляционной жалобе, в которых налоговый орган отмечает, что суд первой инстанции при вынесении решения не учел того обстоятельства, что на момент вынесения спорной справки и требования об уплате налога, на основании которого спорная задолженность была включена в справку, в отношении решения налогового органа, установившего спорную задолженность, действовали обеспечительные меры (приостановлено действие решения), которые были отменены определением арбитражного суда от 22.06.2011 по делу А81-1423/2008, а, следовательно, сроки установленные статьями 46, 47 НК РФ для взыскания с налогоплательщика были приостановлены, их течение возобновилось после принятия определения арбитражного суда от 22.06.2011 по делу А81-1423/2008.
В представленных в апелляционный суд отзывах на жалобу налогового органа и дополнения к ней Общество выразило свое несогласие с доводами подателя жалобы, считает решение суда первой инстанции законным, обоснованным и не подлежащим отмене или изменению.
Суд апелляционной инстанции в силу части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителя заявителя, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства и не заявившего ходатайства об его отложении.
Проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены.
В соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган обязан представлять налогоплательщику по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно пункту 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках.
Взыскание налога производится по решению налогового органа, которое принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (пункты 2, 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации).
При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя или при отсутствии информации о счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со статьей 47 настоящего Кодекса (пункт 7 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно абзацу третьему пункта 1 статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ, решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Таким образом, исходя из приведенных норм налогового законодательства, возможность внесудебного порядка взыскания налоговым органом налогов, пени штрафов реализуется путем принятия решения о взыскании задолженности за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке в течение двух месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога; путем принятия решения о взыскании задолженности за счет имущества в течение года с момента истечения срока исполнения требования. Возможность взыскания задолженности по налогам, пени, штрафам в судебном порядке ограничена шестимесячным сроком, исчисляемым со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Истечение указанных сроков влечет утрату возможности взыскания налогов, пени, штрафов.
Как было установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, спорная задолженность по налогам, пени и налоговым санкциям, образовалась по результатам проведенной в период с 09.10.2007 года по 14.12.2007 года Инспекцией ФНС РФ по г. Губкинскому ЯНАО выездной налоговой проверки заявителя по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов, сборов за период деятельности 2004-2006гг. и в результате неисполнения налогоплательщиком требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа N 10777 по состоянию на 16.01.2009 год, выставленного по итогам проведенной проверки. Срок исполнения требования N 10777 от 16.01.2009 года - до 05.02.2009 год.
Поскольку доказательств принятия в отношении указанной выше задолженности по налогам, пени, штрафам мер по бесспорному взысканию в порядке статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации, мер по обращению взыскания на имущество в порядке статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации в материалы дела налоговым органом не представлено, равно как не представлено доказательств своевременного принятия мер по взысканию этой задолженности за счет имущества налогоплательщика, а также путем обращения в суд, суд первой инстанции, принимая во внимание то, что налоговый кодекс Российской Федерации устанавливает годичный срок с момента истечения срока исполнения требования об уплате налога на принятие решения о взыскании налогов за счет имущества налогоплательщика, а также шестимесячный срок на обращение в суд за взысканием, пришел к обоснованному выводу о том, что на момент представления налогоплательщику спорной справки (2010 год) налоговым органом в отношении указанных выше сумм задолженности была утрачена возможность взыскания.
Следовательно, отражение спорных сумм пени и штрафов в справке о состоянии расчетов, без указания на утрату инспекцией возможности ее взыскания, является неправомерным и не соответствует положениям статьи 32 НК РФ.
Как усматривается из материалов дела, в справке по состоянию расчетов на 01.11.2010, выданной налоговым органом по запросу налогоплательщика содержатся сведения о задолженности по налогам, пени, штрафам без отражения информации о невозможности взыскания налога и пени в принудительном порядке.
Суд первой инстанции также правомерно указал, что то факт, что приказ Федеральной налоговой службы от 23.05.2005 N ММ-3-19/206, утвердивший форму справки, не предусматривает отражение в справке информации об утрате возможности взыскания числящегося за налогоплательщиком долга перед бюджетом в принудительном порядке, не может служить препятствием к выдаче справки с отражением в ней реального состояния расчета по налоговым платежам.
Исходя из необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов и отражения в справке объективной информации о состоянии расчетов в данном случае в ней должны содержаться не только сведения о задолженности, но и указание на утрату инспекцией возможности ее взыскания.
Указанная правовая позиция отражена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда от 01.09.2009 N 4381/09.
Таким образом, действия налогового органа по представлению неполной информации о задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам, а именно - по неотражению сведений о суммах налогов, пени, штрафов, невозможных ко взысканию, не соответствуют Налоговому кодексу Российской Федерации и нарушают права и законные интересы налогоплательщика в сфере экономической деятельности.
Таким образом суд первой инстанции правомерно указал о том, что отказ Инспекции в выдаче заявителю справки по расчетам с бюджетом с указанием спорных сумм по налогу, пени, штрафам, невозможной ко взысканию, является незаконным.
Апелляционный суд находит несостоятельной ссылку подателя жалобы пункт 3 Порядка списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, утвержденного Приказом ФНС России от 19.08.2010 N ЯК-7-8/393@, согласно которому задолженность признается безнадежной ко взысканию и подлежит списанию на основании решения руководителя налогового органа по месту учета налогоплательщика, при условии принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность ее взыскания в связи с истечением установленного законодательством срока.
В рамках рассматриваемого спора исследуется вопрос правомерности включения налоговым органом в спорную справку задолженности налогоплательщика без указания сведений об утрате налоговым органом возможности ее взыскания. Вопрос о квалификации такой задолженности как безнадежной для списания с лицевого счета налогоплательщика не подлежит исследованию в рамках настоящего спора, поскольку к предмету спора не относится.
Более того необходимо отметить, что суд первой инстанции при рассмотрении спора по существу указал, что основания для обязания Инспекции исключить данные суммы из состава задолженности отсутствуют, поскольку некоммерческая организация не лишена возможности погасить эту задолженность в добровольном порядке. Иными словами суд первой инстанции указал на отсутствие оснований для исключения спорной задолженности из данных лицевого счета налогоплательщика.
Не принимается апелляционным судом довод подателя жалобы и о том, что суд первой инстанции при вынесении решения не учел того обстоятельства, что согласно статье 47 НК РФ налоговый орган в случае пропуска срока для вынесения решения о взыскании с налогоплательщика задолженности за счет иного имущества должника имеет право на обращение в арбитражный суд с заявлением о взыскании задолженности в течение двух лет со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Ссылка подателя жалобы на положения статьи 47 НК РФ представляется апелляционному суду несостоятельной в силу того, что ее положения подлежат применению в случае невозможности взыскания с налогоплательщика в порядке статьи 46 НК РФ недоимки за счет его денежных средств. Налоговое законодательство не предусматривает права налогового органа на взыскание с налогоплательщика задолженности за счет его имущества минуя процедуру, установленную статьей 46 НК РФ.
Поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства принятия налоговым органом мер по взысканию с налогоплательщика спорной задолженности в порядке статьи 46 НК РФ, апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии у налогового органа оснований для взыскания спорной задолженности в порядке статьи 47 НК РФ.
Не принимаются апелляционным судом и доводы подателя жалобы о том, что суд первой инстанции при вынесении решения не учел того обстоятельства, что на момент вынесения спорной справки и требования об уплате налога, на основании которого спорная задолженность была включена в справку, в отношении решения налогового органа, установившего спорную задолженность, действовали обеспечительные меры (приостановлено действие решения), которые были отменены определением арбитражного суда от 22.06.2011 по делу А81-1423/2008, а, следовательно, сроки установленные статьями 46, 47 НК РФ для взыскания с налогоплательщика были приостановлены, их течение возобновилось после принятия определения арбитражного суда от 22.06.2011 по делу А81-1423/2008.
Как усматривается из материалов дела, решения налогового органа N 2 от 19.03.2008 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, на основании которого было выставлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа N 10777 по состоянию на 16.01.2009 было оспорено налогоплательщиком в судебном порядке. Делу присвоен N А81-1423/2008.
Одновременно с подачей заявления налогоплательщик обратился с ходатайством о принятии обеспечительных мер в виде приостановления действия оспариваемого решения.
15.04.2008 по делу N А81-1423/2008 Арбитражным судом ЯНАО вынесено Определение о принятии по делу обеспечительных мер в виде приостановки решения налогового органа.
Решением арбитражного суда ЯНАО от 17.06.2008 по делу N А81-1423/2008 заявление Организации удовлетворено частично. Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2008 по делу N А81-1423/2008 решение Арбитражного суда ЯНАО от 17.06.2008 частично изменено.
Постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 22.01.2009 по делу N Ф04-7912/2008(19268-А81-46). Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2008 оставлено без изменения.
Считая, что обеспечительные меры по делу N А81-1423/2008 продолжают действовать, налоговый орган обратилась в Арбитражный суд ЯНАО с ходатайством об отмене мер по обеспечению иска.
22.06.2011 Арбитражным судом ЯНАО принято Определение об отмене обеспечения иска по делу N А81-1423/2008.
Налоговый орган считает, что поскольку обеспечительные меры по делу N А81-1423/2008 были отменены 22.06.2011, то именно с названной даты подлежит исчислять сроки для взыскания спорной задолженности, установленные положениями статьи 46, 47 НК РФ.
Апелляционный суд находит названное умозаключение ошибочным и не соответствующим нормам права.
Согласно части 5 статьи 96 АПК РФ в случае отказа в удовлетворении иска, оставления иска без рассмотрения, прекращения производства по делу обеспечительные меры сохраняют свое действие до вступления в законную силу соответствующего судебного акта. После вступления судебного акта в законную силу арбитражный суд по ходатайству лица, участвующего в деле, выносит определение об отмене мер по обеспечению иска или указывает на это в судебных актах об отказе в удовлетворении иска, об оставлении иска без рассмотрения, о прекращении производства по делу.
Как уже было отмечено выше, Арбитражный суд ЯНАО определением от 22.06.2011 отменил принятые определением от 15.04.2008 обеспечительные меры по делу N А81-1423/2008, указав, что в соответствии с заявленным ходатайством о принятии обеспечительных мер срок действия обеспечения был установлен до момента рассмотрения спора по существу.
Решение Арбитражного суда ЯНАО от 17.06.2008 по делу N А81-1423/2008 о частичном отказе в удовлетворении заявленных обществом требований вступило в законную силу с момента принятия Восьмым арбитражным апелляционным судом постановления от 25.09.2008. Поскольку обеспечительные меры были приняты судом до момента рассмотрения спора по существу, обеспечительные меры, принятые по делу N А81-1423/2008, фактически прекратили свое действие с момента вступления судебного акта в законную силу - с 25.09.2008.
Именно с названной даты и подлежит исчислять сроки, предусмотренные статьей 46 НК РФ.
Аналогичная позиция была изложена Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в Определении от 26.11.2009 N ВАС-13833/09 по делу N А27-3374/2009-6.
Поскольку совокупность сроков, установленная статьей 46 НК РФ, в среднем составляет 8-9 месяцев, апелляционный суд приходит к выводу о том, что даже с учетом наличия по делу N А81-1423/2008 обеспечительных мер, на момент составления налоговым органом спорной справки Инспекция утратила возможность по взысканию вышеназванной задолженности.
То обстоятельство, что налоговый орган обратился в арбитражный суд с заявлением об отмене обеспечительных мер лишь в 2011 году не свидетельствует о том, что обеспечительные меры действовали до момента их отмены арбитражным судом, поскольку из определения о принятии обеспечительных мер следует, что таковые фактически принимаются до вступления решения суда в законную силу. Исполнение арбитражным судом требования части 5 статьи 96 АПК РФ об отмене обеспечительных мер по ходатайству стороны не опровергает вышеназванного вывода апелляционного суда.
Более того, апелляционный суд приходит к выводу о злоупотреблении налоговым органом своими процессуальными правами для целей восстановления сроков на взыскание с налогоплательщика спорной задолженности.
Названный вывод подтверждается тем обстоятельством, что налоговый орган в январе 2011 года обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании с Некоммерческой организации "Губкинский муниципальный фонд поддержки предпринимательства и малого бизнеса" спорной задолженности.
Между тем, апелляционная коллегия находит недопустимым вышеназванный подход налогового органа к вопросу восстановления сроков для взыскания задолженности, поскольку институт обеспечения иска в такой ситуации не отвечает цели, установленной законодателем, а выступает инструментом, позволяющим налоговому органу безосновательно продлевать установленные законодательно сроки на взыскание задолженности.
Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции при рассмотрении спора правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованы представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи с учетом доводов и возражений, приводимых лицами, участвующими в деле, и сделаны правильные выводы по делу.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции принято без каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, основания для отмены отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 04.03.2011 по делу N А81-58/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N3 по Ямало-Ненецкому автономному округу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Л.А. Золотова |
Судьи |
Н.А. Шиндлер |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А81-58/2011
Истец: Некоммерческая организация "Губкинский муниципальный фонд поддержки предпринимательства и малого бизнеса"
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Губкинский ЯНАО, Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Губкинскому Ямало-Ненецкого автономного округа
Хронология рассмотрения дела:
20.02.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16076/11
23.12.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N 16076/11
25.11.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16076/11
11.10.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-5178/11
14.07.2011 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-3972/11
08.04.2011 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-2808/11
04.03.2011 Решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа N А81-58/11