"06" июля 2011 г. |
Дело N |
Резолютивная часть постановления объявлена "28" июня 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен "06" июля 2011 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Первухиной Л.Ф.,
судей: Бычковой О.И., Дунаевой Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Моисеевой Н.Н.,
при участии:
от заявителя: Николаевой А.Б., представителя по доверенности N 43/11 от 11.01.2011,
от ответчика: Орловского А.М. представителя по доверенности N 3 от 11.01.2011,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Богучанская ГЭС" на решение Арбитражного суда Красноярского края от 25 марта 2011 года по делу
N А33-17722/2010, принятое судьей Фроловым Н.Н.,
установил:
открытое акционерное общество "Богучанская ГЭС" (далее ОАО "Богучанская ГЭС") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю с заявлением (с учетом уточнения) о признании незаконным решения "Об исправлении технической ошибки" от 26 августа 2010 года N Ф24/10-1-14609, принятого начальником отдела обработки информации N 3 Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Красноярскому краю О.Н.Масловской.
Суд заменил ненадлежащего ответчика надлежащим - Федеральным государственным учреждением "Земельная кадастровая палата" по Красноярскому краю (далее ФГУ ЗКП по Красноярскому краю).
В соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Правительство Красноярского края, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 25 марта 2011 года в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с указанным решением, открытое акционерное общество "Богучанская ГЭС" обратилось с апелляционной жалобой, мотивируя следующими доводами:
- решение "Об исправлении технической ошибки" от 26.08.2010 N Ф24/10-1-14609 нарушает права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности, поскольку влечет необоснованное увеличение кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:20:1400004:0032 (предыдущий номер 24:20:0000000:0017) и, соответственно, увеличение арендной платы,
- оспариваемое решение не соответствует пункту 4 статьи 88, статье 89 Земельного Кодекса Российской Федерации, Приказу Федеральной службы земельного кадастра России от 20.03.2003 N П/49 "Об утверждении методики государственной оценки земель промышленности и иного специального назначения" (раздел 2),
- в постановлении Совета Администрации Красноярского края от 10.10.2005 N 230-п ошибочно указан удельный показатель кадастровой стоимости (УПКС) спорного земельного участка -119,00 руб./кв.м., что повлекло неправильный расчет кадастровой стоимости - 182427000 рублей; земельный участок с кадастровым номером 24:20:1400004:0032 (предыдущий номер 24:20:0000000:0017) относится к четвертой группе видов разрешенного использования земель промышленности, транспорта, связи и иного специального назначения; УПКС в размере 0,13 руб./кв.м. является актуальным для четвертой группы видов разрешенного использования, кадастровая стоимость спорного земельного участка составляет - 199 290,00 рублей,
- спорный земельный участок не может быть отнесен к первой группе видов разрешенного использования, так как его разрешенное использование - разработка карьера N 10, для добычи камня (долерита), а не размещение объектов электроэнергетики и электросетевого хозяйства,
- ОАО "Богучанская ГЭС" соблюдены условия предоставления земельных участков для разработки полезных ископаемых, надлежащим образом оформлены все необходимые документы, в том числе горный отвод и лицензия,
- решением N Ф24/10-1-3012 от 04.03.2010 "Об исправлении технической ошибки" спорный земельный участок был отнесен к четвертой группе видов разрешенного использования земель промышленности, транспорта, связи и иного специального назначения; с 28.04.2009 и по настоящее время УПКС в размере 0,13 руб./кв.м. является актуальным для четвертой группы видов разрешенного использования, в связи с подтверждением его значения Постановлением Правительства Красноярского края от 28.04.2009 N 223-п "О внесении изменений в постановление Совета администрации края от 10.10.2005 N 230-п". Названным решением обоснованно была исправлена техническая ошибка в экономических показателях: с 01.01.2006 применить УПКС - 0,13 руб./кв.м., кадастровую стоимость считать равной 199290 рублей.
Правительство Красноярского края, Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Красноярскому краю не согласились с доводами апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзывах.
Правительство Красноярского края, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (публичное извещение о назначении рассмотрения апелляционной жалобы размещено на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: http://www.3aas.arbitr.ru (портал Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации: http: www.arbitr.ru/grad/)), в судебное заседание своего представителя не направило. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие указанных лиц.
По ходатайству заявителя при согласии ответчика суд апелляционной инстанции приобщил к материалам дела устав ОАО "Богучанская ГЭС" (новая редакция).
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
В соответствии с Приказом Росреестра от 11.03.2010 N П/93 "О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета" Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Красноярскому краю наделено полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости.
На основании рассмотрения протокола выявления технической ошибки от 25 августа 2010 года N 3/3557 начальником отдела обработки информации N3 Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Красноярскому краю О.Н.Масловской принято решение "Об исправлении технической ошибки" от 26 августа 2010 года NФ24/10-1-14609.
Заявитель, полагая, что указанное решение не соответствует закону, нарушает его права и законные интересы в сфере экономической деятельности, обратился в суд.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие его закону или иным нормативным правовым актам и нарушение им прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены судебного акта.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое решение "Об исправлении технической ошибки" от 26.08.2010 N Ф24/10-1-14609, принятое начальником отдела обработки информации N 3 Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Красноярскому краю О.Н.Масловской, соответствует закону и не нарушает прав и законных интересов заявителя.
Суд апелляционной инстанции считает указанные выводы суда первой инстанции обоснованными и соответствующими фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии с частями 2, 3, 4 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.
Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Кадастровой деятельностью является выполнение управомоченным лицом в отношении недвижимого имущества в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления кадастрового учета сведения о таком недвижимом имуществе (далее - кадастровые работы).
Статьей 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" установлено, что кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (далее - орган кадастрового учета).
Предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 настоящего Федерального закона, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. В целях применения установленных настоящим Федеральным законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета. При этом соответствующие положения настоящего Федерального закона применяются к указанным государственным бюджетным учреждениям постольку, поскольку иное не вытекает из существа соответствующих правоотношений.
Следовательно, оспариваемое решение "Об исправлении технической ошибки" N Ф24/10-1-14609 от 26.08.2010 принято уполномоченным органом кадастрового учета - Федеральным государственным учреждением "Земельная кадастровая палата" по Красноярскому краю.
Полномочия начальника отдела обработки информации N 3 Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Красноярскому краю О.Н.Масловской подтверждены приказом Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Красноярскому краю от 15.03.2010 N 107 "О возложении обязанностей".
Таким образом, оспариваемый акт вынесен уполномоченным лицом в пределах предоставленных законом полномочий.
В решении N Ф24/10-1-14609 от 26.08.2010 Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Красноярскому краю применительно к земельному участку с кадастровым номером 24:20:1400004:0032 (предыдущий номер 24:20:0000000:0017) указано:
1) считать недействительным принятое ранее решение органа кадастрового учета "Об исправлении технической ошибки" от 14.03.2010 N Ф24/10-1-3012;
2) исправить техническую ошибку в экономических показателях; с 01.01.2006 применить УПКС - 119 руб./кв.м., кадастровую стоимость считать равной 182 427 000 рублей (л.д. 139).
В соответствии с частями 1, 2, 3 статьи 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", ошибками в государственном кадастре недвижимости являются:
1) техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - техническая ошибка в сведениях);
2) воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - кадастровая ошибка в сведениях).
Техническая ошибка в сведениях подлежит исправлению на основании решения органа кадастрового учета в случае обнаружения данным органом такой ошибки или поступления в орган кадастрового учета от любого лица заявления о такой ошибке в форме, установленной органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки. Техническая ошибка в сведениях подлежит исправлению в срок не более чем пять рабочих дней со дня ее обнаружения органом кадастрового учета, поступления в орган кадастрового учета такого заявления или указанного решения суда. Орган кадастрового учета в случае поступления такого заявления обязан проверить содержащуюся в нем информацию и устранить соответствующую техническую ошибку или не позднее рабочего дня, следующего за днем истечения установленного настоящей частью срока, принять решение об отклонении такого заявления с обоснованием причин отклонения, направив данное решение посредством почтового отправления с описью вложения и с уведомлением о вручении обратившемуся с таким заявлением лицу по указанному в заявлении почтовому адресу. Данное решение может быть обжаловано в судебном порядке.
Решение органа кадастрового учета об исправлении технической ошибки в сведениях должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит исправление такой ошибки. В случае исправления технической ошибки в сведениях об объекте недвижимости орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия решения об исправлении такой ошибки, направляет данное решение по почтовому адресу правообладателя указанного объекта недвижимости или, если в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения об этом адресе, по почтовому адресу правообладателя в соответствии с кадастровыми сведениями, предусмотренными пунктом 8 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (при наличии таких сведений). Решение об исправлении технической ошибки в сведениях может быть обжаловано в судебном порядке.
Из содержания статьи 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" следует, что ответчик обязан доказать факт технической ошибки и соблюдение порядка ее исправления.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.08.1999 N 945 "О государственной кадастровой оценке земель" органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано по представлению территориальных органов Государственного комитета Российской Федерации по земельной политике принимать нормативные правовые акты, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, а также утвердить ее результаты (пункт 3).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила).
Согласно пункту 10 Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Суд апелляционной инстанции установил, что в 2003 году исполнителем работ по государственной кадастровой оценке земель промышленности Красноярского края спорный земельный участок с кадастровым номером 24:20:1400004:32 (предыдущий номер - 24:20:0000000:17) отнесен к первой группе видов разрешенного использования.
В соответствии со статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации, Постановлениями Правительства Российской Федерации от 25.08.99 N 945 "О государственной кадастровой оценке земель", от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель", учитывая представление Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Красноярскому краю, в целях экономического регулирования земельных отношений в крае принято Постановление Совета администрации Красноярского края от 10.10.2005 N230-п. Указанным постановлением утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения (далее - удельные показатели кадастровой стоимости земель промышленности и иного специального назначения) на территории Красноярского края (прилагаются).
В таблице 22 "Удельные показатели кадастровой стоимости земель промышленности и иного специального назначения на территории Кежемского района" (пункт 11), утвержденной Постановлением Совета администрации Красноярского края от 10.10.2005 N230-п (в редакции Постановления Совета администрации Красноярского края от 28.04.2009 N 223-п) установлен удельный показатель кадастровой стоимости в размере 119 руб./кв.м для земельного участка ОАО "Богучанская ГЭС" (24:20:0000000:0017), отнесенного к 1 группе видов разрешенного использования (л.д. 120-123, 124-126).
Суд апелляционной инстанции отклоняет довод жалобы о том, что в постановлении Совета Администрации Красноярского края от 10.10.2005 N 230-п ошибочно указан удельный показатель кадастровой стоимости (УПКС) земельного участка -119,00 руб./кв.м., что повлекло неправильный расчет кадастровой стоимости - 182427000 рублей.
Суд первой инстанции правильно указал, что ФГУ ЗКП по Красноярскому краю, являясь органом государственного кадастрового учета, не уполномочено оценивать содержание документов, на основании которых вносятся сведения в государственный кадастр недвижимости, в частности, постановление Совета Администрации Красноярского края, на соответствие закону.
Постановление Совета администрации и Правительства Красноярского края, вносящие в него изменения, приняты в рамках установленных полномочий Совета администрации и Правительства Красноярского края. Постановление Совета администрации Красноярского края от 10.10.2005 N230-п является действующим, оно не оспорено и не признано в судебном порядке недействующим и не подлежащим применению.
В соответствии с распоряжением администрации Кежемского района N 144-р от 26.03.2007 ОАО "Богучанская ГЭС" предоставлен земельный участок, из категории земель промышленности, транспорта, связи и т.д., расположенный: Красноярский край, Кежемский район, правый берег р. Ангары, карьер N 10, для добычи камня (долерита), общей площадью 1533000,0 кв.м. на праве аренды. На основании указанного распоряжения заключен договор аренды N 1 от 01.08.2007, предметом которого является предоставление земельного участка в аренду из категории земель промышленности, транспорта, связи и т.д. с кадастровым номером 24:20:1400004:0032 для разработки карьера N 10, для добычи камня (долерита), общей площадью 1533000 кв.м (л.д. 27-31).
В кадастровом плане земельного участка с кадастровым номером 24:20:1400004:32 (приложение к договору) указана категория земель: земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики, обороны и иного специального назначения; разрешенное и фактическое использование: для разработки карьера N 10, для добычи камня (долерита). Площадь 1533000 кв.м., УПКС - 119 руб./кв.м., кадастровая стоимость - 182427000 рублей (л.д.32). Категория земель и вид разрешенного использования спорного земельного участка не изменялись.
С 01.01.2006 в базе данных государственного кадастра недвижимости содержались экономические характеристики, утвержденные постановлением Совета администрации края от 10.10.2005 N 230-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения на территории Красноярского края" для предыдущего кадастрового номера 24:20:0000000:17: УПКС - 119,00 руб./кв.м., кадастровая стоимость -182427000 рублей.
Суд апелляционной инстанции отклоняет доводы апелляционной жалобы о том, что оспариваемое решение не соответствует пункту 4 статьи 88, статье 89 Земельного Кодекса Российской Федерации, Приказу Федеральной службы земельного кадастра России от 20.03.2003 N П/49 "Об утверждении методики государственной оценки земель промышленности и иного специального назначения" (раздел 2), земельный участок с кадастровым номером 24:20:1400004:0032 (предыдущий номер 24:20:0000000:0017) относится к четвертой группе видов разрешенного использования земель промышленности, транспорта, связи и иного специального назначения; УПКС в размере 0,13 руб./кв.м. применяется для четвертой группы видов разрешенного использования, следовательно, кадастровая стоимость составляет - 199 290 рублей; спорный земельный участок не может быть отнесен к первой группе видов разрешенного использования, так как его разрешенное использование - разработка карьера N10, для добычи камня (долерита), а не размещение объектов электроэнергетики и электросетевого хозяйства.
Статьями 88 и 89 Земельного Кодекса Российской Федерации раскрываются понятия "земель промышленности" и "земель энергетики".
В силу пункта 4 статьи 88 Кодекса организациям горнодобывающей и нефтегазовой промышленности земельные участки для разработки полезных ископаемых предоставляются после оформления горного отвода, утверждения проекта рекультивации земель, восстановления ранее отработанных земель.
Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 89 Земельного Кодекса Российской Федерации, Методике государственной кадастровой оценки земель промышленности и иного специального назначения, утвержденной приказом Федеральной службы Земельного кадастра России от 20.03.2003 N П/39, в первую группу включены "земельные участки для размещения гидроэлектростанций, атомных станций, ядерных установок, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов, тепловых станций и других электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов, которые относятся к землям энергетики, в связи с чем земельный участок с кадастровым номером 24:20:1400004:32 (предыдущий номер - 24:20:0000000:17), принадлежащий ОАО "Богучанская ГЭС" на праве аренды, обоснованно отнесен к первой группе видов разрешенного использования.
Спорный земельный участок с кадастровым номером 24:20:1400004:32 (предыдущий номер 24:20:0000000:17) с момента его выделения 26.03.2007 ОАО "Богучанская ГЭС" отнесен к категории земель: земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики, обороны и иного специального назначения; разрешенное и фактическое использование: для разработки карьера N 10, для добычи камня (долерита). ОАО "Богучанская ГЭС" не является организацией горнодобывающей и нефтегазовой промышленности, что подтверждается, в том числе статьей 3 Устава ОАО "Богучанская ГЭС", поэтому отсутствуют основания для отнесения спорного земельного участка к четвертой группе видов разрешенного использования (л.д.17-23).
С учетом изложенного, не имеет правового значения довод жалобы о том, что ОАО "Богучанская ГЭС" соблюдены условия предоставления земельных участков для разработки полезных ископаемых, надлежащим образом оформлены все необходимые документы, в том числе горный отвод и лицензия.
В связи с заявлением общества от 05.02.2010 (л.д. 39-40) из Управления Роснедвижимости по Красноярскому краю 26.02.2010 в ФГУ ЗКП по Красноярскому краю поступил протокол о выявлении технической ошибки в кадастровых сведениях об объекте недвижимости, имеющем кадастровый номер 24:20:1400004:32. Акт определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:20:1400004:32 в размере 199290 рублей и УПКС 0,13 руб./кв.м. утвержден Управлением Роснедвижимости по Красноярскому краю 04.03.2010.
На основании протокола о выявлении технической ошибки от 26.02.2010 решением органа кадастрового учета "Об исправлении технической ошибки" N Ф24/10-1-3012 от 04.03.2010 в базе данных государственного кадастра недвижимости исправлены экономические характеристики: к вышеуказанному земельному участку применено среднее значение УПКС для 4-й группы видов разрешенного использования земель промышленности Кежемского района Красноярского края, утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 28.04.2009 N 223-п "О внесении изменений в постановление Совета Администрации Красноярского края от 10.10.2005 N230-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения на территории Красноярского края", в размере 0,13 руб./кв.м., соответственно кадастровая стоимость составила 199290 рублей (л.д.136-137).
19.08.2010 в ФГУ ЗКП по Красноярскому краю поступило письмо N 63/18493 из Управления Росреестра по Красноярскому краю о проверке сведений, согласно которому при дополнительном анализе сведений государственного кадастра недвижимости установлено, что земельный участок с кадастровым номером 24:20:0000000:17 был оценен при проведении государственной кадастровой оценке земель в 2003 году, УПКС установлен в размере 119 руб./кв.м. ФГУ ЗКП по Красноярскому краю рекомендовано проверить законность и обоснованность решения NФ24/10-1-3012 от 04.03.2010 "Об исправлении технической ошибки", в случае необходимости произвести его отмену.
Согласно протоколу N 3/3557 от 25.08.2010 выявлена техническая ошибка в кадастровых сведениях о земельном участке с кадастровым номером 24:20:1400004:32 (предыдущий номер - 24:20:0000000:17) с местоположением: Красноярский край, Кежемский район, правый берег р. Ангара, карьер N10, участок N1, категория земель - земли промышленности, транспорта, связи и иного специального назначения, площадь - 1533000 кв.м., разрешенное использование - для разработки карьера N10, для добычи камня (долерита), правообладатель - государственная собственность. В протоколе указано, что УПКС определен в нарушение Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель; для названного земельного участка следует применить экономические характеристики, утвержденные для его предыдущего кадастрового номера - 24:20:0000000:17 постановлением Совета Администрации Красноярского края от 30.11.2007 N 463-п "О внесении изменения в постановление Совета Администрации Красноярского края от 10.10.2005 N 230-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения на территории Красноярского края": УПКС - 119 руб./кв.м., кадастровая стоимость в соответствии с площадью 1533000 кв.м. равна 182427000 рублей (л.д. 138).
На основании указанного протокола N 3/3557 от 25.08.2010 ФГУ ЗКП по Красноярскому краю обоснованно вынесено оспариваемое решение N Ф24/10-1-14609 от 26.08.2010 об исправлении технической ошибки, в котором указано: считать недействительным принятое ранее решение органа кадастрового учета "Об исправлении технической ошибки" от 14.03.2010 NФ24/10-1-3012; исправить техническую ошибку в экономических показателях; с 01.01.2006 применить УПКС - 119 руб./кв.м., кадастровую стоимость считать равной 182 427 000 рублей (л.д. 139).
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для исправления технической ошибки, соответствии оспариваемого решения требованиям статьи 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". ФГУ ЗКП по Красноярскому краю правильно указаны подлежащие применению для спорного земельного участка УПКС - 119 руб./кв.м., кадастровая стоимость определена верно в сумме 182 427 000 рублей.
Учитывая изложенное, доводы апелляционной жалобы о том, что решение "Об исправлении технической ошибки" от 26.08.2010 N Ф24/10-1-14609 нарушает права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности, поскольку влечет необоснованное увеличение кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:20:1400004:0032 (предыдущий номер 24:20:0000000:0017) и, соответственно, увеличение арендной платы; оспариваемое решение не соответствует пункту 4 статьи 88, статье 89 Земельного Кодекса Российской Федерации, Приказу Федеральной службы земельного кадастра России от 20.03.2003 N П/49 "Об утверждении методики государственной оценки земель промышленности и иного специального назначения" (раздел 2), подлежат отклонению как несостоятельные.
Следовательно, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы общества по оплате государственной пошлины в сумме 1000 рублей согласно платежному поручению от 05.04.2011 N 00500 за рассмотрение апелляционной жалобы подлежат отнесению на общество.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "25" марта 2011 года по делу N А33-17722/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение.
Председательствующий |
Л.Ф. Первухина |
Судьи |
О.И. Бычкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-17722/2010
Истец: ОАО Богучанская ГЭС
Ответчик: ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Кр.кр., ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Красноярскому краю, ФГУ Земельная кадастровая палата по КК
Третье лицо: Правительство КК, Правительство Красноярского края, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю
Хронология рассмотрения дела:
17.12.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-5378/12
24.09.2012 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-3383/12
19.06.2012 Решение Арбитражного суда Красноярского края N А33-17722/10
27.09.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-3912/11
06.07.2011 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-1977/11