г. Томск |
Дело N 07АП - 10410/10 |
"18" июля 2011 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 11.07.2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 18.07.2011 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего М.Х. Музыкантовой,
судей: Л.И. Ждановой, С.Н. Хайкиной,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ломиворотовым Л.М.
с использованием средств аудиозаписи,
при участии в заседании:
от заявителя: Лобанов Н.Г. по доверенности от 22.07.2010 г..,
от ответчика (заинтересованного лица: Санникова А.А. по доверенности от 13.05.2011 г..,
от третьих лиц: без участия (извещены)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Стерехова Евгения Анатольевича
на решение Арбитражного суда Кемеровской области
от 21 апреля 2011 года по делу N А27-6336/2010 (судья Петракова С.Е.)
по заявлению Индивидуального предпринимателя Стерехова Евгения Анатольевича (ИНН 420403962389, ОГРНИП 308420403000018)
к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово
третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, Администрация Кемеровской области
о признании недействительными уведомлений Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово от 04.02.2010 г. N 94064, N 94065,
УСТАНОВИЛ
Индивидуальный предприниматель Стерехов Евгений Анатольевич (свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя серия 42 N 002763885 от 30.01.2008 г..), г. Салаир, Гурьевский район (далее - ИП Стерехов Е.А., заявитель) обратился в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово (далее - ИФНС, налоговый орган) о признании недействительными налоговых уведомлений на уплату физическим лицом земельного налога за 2007 год и за 2008 год от 04.02.2010 г.. N 94064, N 94065, соответственно.
Определением Арбитражного суда Кемеровской области от 27.09.2010 г.., оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2010 г.., производство по делу было прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Постановлением кассационной инстанции по проверке законности и обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов, вступивших в законную силу Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 11.02.2011 г.. определение Арбитражного суда Кемеровской области от 27.09.2010 г.. и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2010 г.. по делу А27-6336/2010 отменены.
Дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, Администрация Кемеровской области.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 21 апреля 2011 года по делу N А27-6336/2010 в удовлетворении требований ИП Стерехова Е.А. отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ИП Стерехов Е.А. обратился с апелляционной жалобой в Седьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
В обоснование жалобы апеллянт указывает, что решение суда вынесено при нарушении судом норм процессуального и материального права, несоответствии выводов суда обстоятельствам дела.
Подробно доводы подателя жалобы изложены в апелляционной жалобе.
ИФНС в отзыве на апелляционную жалобу возражает против её доводов и указывает, что доводы жалобы необоснованны, решение суда принято в соответствии с действующим законодательством, выводы соответствуют материалам дела.
Подробно доводы налогового органа изложены в отзыве на апелляционную жалобу.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы по изложенным в ней основаниям, настаивал на ее удовлетворении.
Представитель Инспекции, в свою очередь, возражала против доводов апелляционной жалобы, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения по основаниям, изложенным в отзыве.
Третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатами направленной копии судебного акта (часть 1 статьи 123 АПК РФ)), явку своих представителей в судебное заседание апелляционной инстанции не обеспечили.
В порядке частей 1, 5 статьи 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителей Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, Администрация Кемеровской области.
Законность и обоснованность судебного акта арбитражного суда первой инстанции проверена Седьмым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ, в полном объеме в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Заслушав пояснения представителей Предпринимателя и налогового органа, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции считает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Как следует из материалов дела, ИП Стерехову Е.А., согласно договора купли-продажи земельного участка от 22.05.2003 г., на праве собственности принадлежит земельный участок, расположенный по адресу, г. Кемерово, Заводский район, ул. Рудничная, 6 с кадастровым номером 42:24:0101018:0246 (свидетельство о государственной регистрации права N 42-01/00-55/2003-14 от 11.12.2007 г.. серия 42 N 686422).
Статус индивидуального предпринимателя Стереховым Е.А. получен 30.01.2008 г., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя серия 42 N 002763885.
ИФНС в адрес физического лица Стерехова Е.А. направлены налоговые уведомления от 04.02.2010 г.. N 94064 на уплату физическим лицом земельного налога за 2007 год в размере 81 078,72 руб. и N 94065 на уплату физическим лицом земельного налога за 2008 год в размере 81 078,72 руб., по срокам уплаты до 16.03.2010 г..
Полагая, что налоговые уведомления незаконны, поскольку, по мнению заявителя, в рассматриваемые налоговые периоды не была установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101018:0246, Стерехов Е.А. обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая Предпринимателю в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что у налогового органа имелись законные основания для исчисления Стерехову Е.А. земельного налога за 2007, 2008 г.г. и направления в его адрес налоговых уведомлений об уплате налога, как физическому лицу, не использующему земельный участок в предпринимательской деятельности.
Выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм действующего законодательства.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из следующего.
Согласно п. 1 ст. 15 Налогового кодекса РФ земельный налог относится к числу местных налогов. Он устанавливается, вводится в действие и прекращает действовать на основании Налогового кодекса РФ и нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (п. 4 ст. 12, п. 1 ст. 387 Налогового кодекса РФ).
Плательщиками земельного налога в силу п. 1 ст. 388 Налогового кодекса РФ признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 Налогового кодекса РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Согласно ст. 25, 26 Земельного кодекса РФ права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" от 21.07.1997 г.. N 122-ФЗ (далее - Закон о государственной регистрации). Государственная регистрация сделок с земельными участками обязательна в случаях, указанных в федеральных законах. Права на земельные участки удостоверяются документами в соответствии с Законом о государственной регистрации.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 23.07.2009 г.. N 54 "О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога" указал, что плательщиком земельного налога, на основании п. 1 ст. 388 Налогового кодекса РФ признается лицо, чье право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования или право пожизненного наследуемого владения на земельный участок удостоверяется актом (свидетельством или другими документами) о праве этого лица на данный земельный участок, выданным уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте и на момент издания такого акта.
Плательщиком земельного налога также является лицо, которое в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок.
Поэтому обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним одного из названных прав на земельный участок, то есть внесения записи в реестр, и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок.
В силу пункта 1 статьи 387 Налогового кодекса РФ земельный налог устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Как установлено статьей 390 Налогового кодекса РФ, налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса РФ. При этом кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 66 Земельного кодекса РФ (в редакции действующей в период спорных правоотношений), для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Пунктом 14 статьи 396 Налогового кодекса РФ (в редакции, действующей в период спорных правоотношений) установлено, что по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом органами местного самоуправления (исполнительными органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), не позднее 1 марта этого года. (Данная редакция действовала до изменений, внесенных Федеральным законом от 24.07.2007 г.. N 216-ФЗ, согласно которым кадастровая стоимость "подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта этого года. Порядок установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.02.2008 г.. N 52).
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, на территории Кемеровской области результаты государственной оценки земель утверждены распоряжением Администрации Кемеровской области от 21.03.2003 г.. N 261-р "О государственной кадастровой оценке земель поселений Кемеровской области".
Распоряжением Администрации Кемеровской области "О Регламенте Администрации Кемеровской области" от 03.08.2000 г. N 761-р (с учетом изменений и дополнений) установлено, что публикация распорядительных документов Администрации Кемеровской области в средствах массовой информации осуществляется по распоряжению Губернатора области, Администрации Кемеровской области, а при необходимости - по указанию заместителя Губернатора - руководителя аппарата Администрации области. Передача документов к опубликованию производится управлением по работе со средствами массовой информации Администрации Кемеровской области.
Официальным источником опубликования постановлений и распоряжений Администрации Кемеровской области являются областная газета "Кузбасс" и сборник "Информационный бюллетень Администрации Кемеровской области", рассылаемый в структурные подразделения Администрации Кемеровской области, исполнительные органы государственной власти Кемеровской области, администрации городов и районов и Кемеровскую областную научную библиотеку им. В.Федорова.
Из материалов дела следует, что распоряжение Администрации Кемеровской области N 261-р от 21.03.2003 года "О государственной кадастровой оценке земель поселений Кемеровской области" опубликовано впервые в специальном выпуске "Информационный бюллетень Администрации Кемеровской области" за август 2006 г. в сентябре 2006 г.
Как разъяснено в Определении Конституционного суда Российской Федерации, изложенной от 03.02.2010 г.. N 165-О-О, правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения.
В соответствии со статьей 5 Налогового кодекса РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев предусмотренных настоящей статьей.
На основании выше изложенного, судом первой инстанции обоснованно указано, что так как распоряжение Администрации Кемеровской области N 261-р от 21.03.2003 года "О государственной кадастровой оценке земель поселений Кемеровской области" впервые опубликовано в специальном выпуске "Информационный бюллетень Администрации Кемеровской области" за август 2006 г. в сентябре 2006 г., то в целях налогового законодательства датой вступления его в силу является 01.01.2007 г. Следовательно, кадастровая стоимость в целях определения налоговой базы по земельному налогу на 2007 г. и 2008 г. была установлена и у налогового органа имелись законные основания для исчисления Стерехову Е.А. земельного налога за 2007, 2008 г.г. и направления в его адрес налоговых уведомлений об уплате налога, как физическому лицу, не использующему земельный участок в предпринимательской деятельности.
В целом доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм права, не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Иных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельств и его выводы, в апелляционной жалобе не приведено.
При изложенных обстоятельствах принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
В соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса РФ при подаче апелляционной, кассационной жалобы, заявления о пересмотре судебного акта в порядке надзора на решения и (или) постановления арбитражного суда, а также на определения суда о прекращении производства по делу, об оставлении искового заявления без рассмотрения, о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейского суда, об отказе в выдаче исполнительных листов государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера.
В связи с тем, что при подаче таких заявлений неимущественного характера, как заявление о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, размер государственной пошлины составляет 200 рублей для физических лиц и 2 000 рублей для юридических лиц (подпункт 3 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ), при обжаловании судебных актов по этим делам государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов от указанных размеров и составляет 100 рублей для физических лиц и 1 000 рублей для юридических лиц.
В связи с тем, что при подаче апелляционной жалобы предпринимателем уплачена государственная пошлина в размере 50 руб., с него подлежит взысканию в соответствии со статьей 110 АПК РФ 50 руб. недостающей государственной пошлины.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 21 апреля 2011 года по делу
N А27-6336/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Индивидуального предпринимателя Стерехова Евгения Анатольевича (ИНН 420403962389, ОГРНИП 308420403000018) в доход Федерального бюджета государственную пошлину в размере 50 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
М.Х. Музыкантова |
Судьи |
Л.И. Жданова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-6336/2010
Истец: Стерехов Евгений Анатольевич
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Кемерово, ИФНС России по г. Кемерово
Третье лицо: Администрация Кемеровской области, Коллегия Администрации Кемеровской области, Управление Росреестра по Кемеровской области, Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области