Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 14 мая 2007 г. N КГ-А40/2855-07
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 10 мая 2007 г.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 8 ноября 2006 г. по делу N А40-53913/06-152-214, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 18 января 2007 г. N 09АП-18054/06-АК, открытому внешнеэкономическому акционерному обществу "Техноснабэкспорт" (далее - ОАО "Техноснабэкспорт") отказано в удовлетворении заявления о признании недействительным предписания Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Центральном федеральном округе (далее - РО ФСФР в ЦФО) от 5 мая 2006 г. N 528, которым ОАО "Техноснабэкспорт" вменено нарушение требований п. 1 ст. 93 Федерального закона "Об акционерных обществах" и ст. 4 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", поскольку в списки аффилированных лиц ОАО "Техноснабэкспорт" за 2-4 кварталы 2005 г. не включено Росимущество как лицо, обладающее более чем 20% акций общества.
Отказывая в удовлетворении заявления, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что РО ФСФР в ЦФО действовало в пределах предоставленных ему полномочий и его указания являются законными. Кроме того, оспариваемое предписание ОАО "Техноснабэкспорт" фактически исполнено.
В кассационной жалобе ОАО "Техноснабэкспорт" просит суд отменить принятые по делу судебные акты и удовлетворить требования заявителя.
В обоснование жалобы заявитель ссылается на незаконность требований, изложенных в оспариваемом предписании РО ФСФР в ЦФО, поскольку РФ как публично-правовое образование не может быть аффилированным лицом, исходя из определения, данного в ст. 4 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Суд, с учетом мнения представителя истца, определил рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие неявившегося представителя ответчика.
Представитель истца поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобой, выслушав представителя истца, проверив в соответствии со ст. 286 АПК РФ правильность применения норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что обжалованные судебные акты подлежат оставлению без изменения в связи со следующим.
Проанализировав обстоятельства дела в совокупности с исследованными доказательствами и положениями ст. 93 Федерального закона "Об акционерных обществах", ст. 4 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", суд кассационной инстанции подтверждает правильность выводов, положенных судами первой и апелляционной инстанций в основу обжалованных судебных актов.
Согласно п. 1 ст. 124 ГК РФ Российская Федерация выступает в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.
При этом от имени Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (п. 1 ст. 125 ГК РФ).
В соответствии со статусом Федерального агентства по управлению федеральным имуществом (Росимущества), установленным п. 11 утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2004 г. N 691 Положения о Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом, последнее является юридическим лицом. Таким образом, требования, предъявляемые ст. 4 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" к понятию аффилированного лица, применимы к РФ, поскольку от его имени в отношениях, касающихся собственности, выступает Росимущество.
Кроме того, Федеральный закон "Об акционерных обществах" не содержит относительно РФ никаких изъятий из общих требований ст. 93, связанных с особым публично-правовым статусом государства.
Исходя из указанных обстоятельств, суд кассационной инстанции соглашается с выводом судов первой и апелляционной инстанций об отсутствии предусмотренных ст. 198 АПК РФ оснований для признания недействительным предписания РО ФСФР в ЦФО от 5 мая 2006 г.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования доказательств, а обжалуемые судебные акты приняты при правильном применении норм материального и процессуального права, у суда кассационной инстанции отсутствуют предусмотренные ст. 288 АПК РФ основания для их отмены либо изменения.
Руководствуясь ст.ст. 284, 286-289 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Московского округа, постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 8 ноября 2006 г. по делу N А40-53913/06-152-214 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 18 января 2007 г. N 09АП-18054/06-АК оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Федеральный арбитражный суд округа согласился с выводами судов нижестоящей инстанции об отсутствии оснований для признания недействительным предписания регионального отделения ФСФР России, вынесенное в отношении ОАО за нарушение требований Федерального закона "Об акционерных обществах" и Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". Основанием вынесения предписания явилось невключение Росимущества как лица, обладающего более чем 20% акций общества, в списки аффилированных лиц ОАО.
Отклоняя доводы заявителя жалобы о том, что РФ как публично-правовое образование не может быть аффилированным лицом, исходя из определения, данного в Законе РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", суд кассационной инстанции дал следующие разъяснения.
Согласно положениям ГК РФ, Российская Федерация выступает в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами. При этом от имени Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. В соответствии со статусом Росимущества, установленным Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2004 г. N 691, данное Федеральное агентство является юридическим лицом.
Таким образом, требования, предъявляемые ст. 4 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" к понятию аффилированного лица, применимы к РФ, поскольку от имени РФ в отношениях, касающихся собственности, выступает Росимущество. Кроме того, ст. 93 Федерального закона "Об акционерных обществах" не содержит относительно РФ никаких изъятий из общих требований, связанных с особым публично-правовым статусом государства.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 14 мая 2007 г. N КГ-А40/2855-07
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании