30 апреля 2010 г. |
Дело N А14-5458-2002 |
г. Воронеж 260/7б
Резолютивная часть постановления объявлена 26 апреля 2010 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 апреля 2010 г.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Седуновой И.Г.,
судей Безбородова Е.А.,
Потихониной Ж.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Назаретьян А.С.,
при участии:
от ФНС России в лице ИФНС России по Левобережному району г.Воронежа: 1)Ниедре Ю.Н. - представитель, доверенность б/н от 29.05.2009 г.., 2)Колягина И.Н. - представитель, доверенность б/н от 29.09.2009 г..,
от ГУ-ВРО ФСС РФ: представитель не явился, извещён надлежащим образом,
от конкурсного управляющего ОАО "Спецшинремстрой" Плетнева Л.А.: представитель не явился, извещён надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федеральной налоговой службы в лице ИФНС России по Левобережному району г.Воронежа на определение Арбитражного суда Воронежской области о частичном удовлетворении заявления от 15.02.2010 года по делу N А14-5458-2002/260/7б (судья Домарева В.В.) о несостоятельности (банкротстве) Открытого акционерного общества "Спецшинремстрой",
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 09.10.2002 г.. Открытое акционерное общество "Спецшинремстрой" (далее - ОАО "Спецшинремстрой", должник) признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим назначен Плетнев Леонид Анатольевич.
Согласно реестру требований кредиторов ОАО "Спецшинремстрой" по состоянию на 29.09.2009 г.. в ходе процедуры наблюдения в реестр требований кредиторов ОАО "Спецшинремстрой" в четвертую очередь удовлетворения были включены требования Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд социального страхования) по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 45 776 руб. недоимки, 13 863 руб. пени.
В ходе процедуры конкурсного производства в реестр требований кредиторов ОАО "Спецшинремстрой" в первую очередь удовлетворения были включены требования Фонда социального страхования в размере 414 566 руб. 03 коп. капитализируемых платежей.
Определением Арбитражного суда Воронежской области от 02.07.2009 г.. процедура конкурсного производства в отношении ОАО "Спецшинремстрой", введенная на основании Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" N 6-ФЗ от 08.01.1998 г.., прекращена с 01.07.2009 г.., с указанной даты конкурсное производство в отношении должника осуществлялось в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" N 127-ФЗ от 26.10.2002 (в редакции ФЗ N 296-ФЗ от 30.12.2008).
ФНС России в лице ИФНС России по Левобережному району г.Воронежа (далее - ФНС России, уполномоченный орган) 09.10.2009 г.. обратилась в арбитражный суд с заявлением о замене кредитора в реестре требований кредиторов ОАО "Спецшинремстрой" в отношении требования в сумме 414 566 руб. 03 коп. капитализированных платежей, а также требования по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 45 776 руб. недоимки, 13 863 руб. пени, в порядке правопреемства - ФСС России на ФНС России, ссылаясь на то, что в соответствии с п.2 Постановления Правительства РФ от 29.05.2004 N 257 "Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства", Постановлением Правительства РФ от 12.08.2009 N 663 "О некоторых вопросах обеспечения интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства" органом, уполномоченным представлять интересы Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства, является исключительно налоговая служба.
Определением Арбитражного суда Воронежской области от 15.02.2010 г.. (с учетом определения об исправлении опечатки от 15.03.2010 г..) заявление ФНС России о замене кредитора в реестре требований кредиторов ОАО "Спецшинремстрой" удовлетворено частично: в реестре требований кредиторов ОАО "Спецшинремстрой" произведена замена кредитора - Фонда социального страхования с требованием по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний в сумме 45 776 руб. недоимки, 13 863 руб. пени на ФНС России. В удовлетворении заявления ФНС России о замене кредитора ГУ ВРО ФСС в реестре требований кредиторов ОАО "Спецшинремстрой" по капитализируемым платежам в размере 414 566 руб. 03 коп. отказано.
Не согласившись с вынесенным определением и ссылаясь на его незаконность и необоснованность в части отказа в удовлетворении заявления ФНС России о замене кредитора ГУ ВРО ФСС в реестре требований кредиторов ОАО "Спецшинремстрой" по капитализируемым платежам в размере 414 566 руб. 03 коп., уполномоченный орган обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит определение Арбитражного суда Воронежской области от 15.02.2010 г.. в указанной выше части отменить.
В судебное заседание апелляционной инстанции представители ГУ-ВРО ФСС РФ, конкурсного управляющего ОАО "Спецшинремстрой" Плетнева Л.А. не явились.
Учитывая, что суд располагает доказательствами надлежащего извещения всех лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие представителей не явившихся лиц в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Представитель ФНС России поддержал доводы апелляционной жалобы.
По правилам части 5 статьи 268 АПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Поскольку ФНС России обжалует определение Арбитражного суда Воронежской области от 15.02.2010 г.. лишь в части отказа в удовлетворении заявления ФНС России о замене кредитора ГУ ВРО ФСС в реестре требований кредиторов ОАО "Спецшинремстрой" по капитализируемым платежам в размере 414 566 руб. 03 коп., и возражений от лиц, участвующих в деле, в связи с этим не заявлено, суд апелляционной инстанции на основании ч.5 статьи 268 АПК РФ проверяет законность и обоснованность определения только в указанной части.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителя уполномоченного органа, суд апелляционной инстанции считает, что определение Арбитражного суда Воронежской области от 15.02.2010 г.. в обжалуемой части следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 223 АПК РФ и статье 32 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы о несостоятельности (банкротстве).
В силу части 1 статьи 48 АПК РФ в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
Таким образом, процессуальное правопреемство возможно лишь в том случае, когда в процессе рассмотрения спора произошло правопреемство в материальном гражданском правоотношении.
Между тем, доказательств, подтверждающих перемену лиц в обязательстве, уполномоченным органом не представлено.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства РФ N 257 от 29.05.2004 г.. "Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства" уполномоченным органом по представлению в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам определена Федеральная налоговая служба.
Положением о Фонде социального страхования, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации N 101 от 12.02.1994 г.., предусмотрено, что фонд является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации, управляет средствами социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Согласно статье 18 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" на Фонд социального страхования возложена обязанность аккумулировать платежи в случае ликвидации страхователя.
В силу пункта 2 статьи 23 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" в случае ликвидации юридического лица, признанного в установленном порядке ответственным за вред, причиненный здоровью работника, оно обязано внести отделению фонда капитализированные платежи, которые в соответствии с пунктом 1 статьи 20 Закона являются одним из источников формирования фонда.
В соответствии с пунктами 3-5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 57 от 30.11.2006 г.. "О некоторых вопросах установления в деле о банкротстве требований о выплате капитализированных платежей" Фонд социального страхования Российской Федерации, предоставляющий обеспечение по обязательному социальному страхованию застрахованным и иным лицам, имеющим право на получение страховых выплат, вправе потребовать от должника-страхователя, признанного банкротом, капитализации платежей указанным лицам и выплаты фонду капитализированной суммы. Требование по капитализации платежей, основанное на норме пункта 2 статьи 23 Закона о социальном страховании, должно квалифицироваться как требование кредиторов третьей очереди.
Следовательно, Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ признал за Фондом социального страхования РФ право на самостоятельное требование к должнику-страхователю (в рамках дела о банкротстве последнего) о капитализации платежей, выплачиваемых Фондом, застрахованным и иным лицам, имеющим право на получение страховых выплат, и взыскании соответствующей капитализированной суммы. Фонд социального страхования РФ в данном случае выступает кредитором.
Налоговый орган от имени Российской Федерации вправе представлять в деле о банкротстве интересы граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью и которые не являются застрахованными или иными лицами, имеющими право на получение соответствующих страховых выплат по обязательному страхованию, а также по требованиям застрахованных лиц в части, превышающей обеспечение по страхованию.
В силу статьи 135 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" данное право переходит к уполномоченному органу с согласия гражданина (пункты 4 и 5 Постановления Пленума ВАС РФ N 57 от 30.11.2006 г..).
Таким образом, суд первой инстанции правомерно указал, что изменения, внесенные Постановлением Правительства РФ N 663 от 12.08.2009 г.. в Постановление Правительства РФ от N 257 от 29.05.2004 г.., в части указания Федеральной налоговой службы как федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам (в том числе по выплате капитализированных платежей) не изменяет правового положения Фонда социального страхования как кредитора по требованиям в виде капитализированных платежей.
В соответствии со статьей 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которое оно ссылается в обоснование своих требований и возражений. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (п.2 ст. 9 АПК РФ).
Исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, учитывая отсутствие в материалах дела доказательств осуществления процессуального правопреемства ФНС России в отношении требований Фонда социального страхования, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отказе в удовлетворении заявления уполномоченного органа о замене кредитора в реестре требований кредиторов ОАО "Спецшинремстрой" в отношении требования в сумме 414 566 руб. 03 коп. капитализированных платежей в порядке правопреемства - ФСС России на ФНС России.
С учетом вышеизложенного, доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что ФНС России является уполномоченным органом по представлению в делах о банкротстве требований Российской Федерации об уплате обязательных платежей, в том числе и капитализированных платежей, в связи с чем, суд первой инстанции должен был произвести замену кредитора в реестре требований кредиторов ОАО "Спецшинремстрой" в порядке правопреемства, отклоняются судебной коллегией, поскольку являются несостоятельными и основаны на неверном толковании норм действующего законодательства.
При этом суд апелляционной инстанции учитывает то обстоятельство, что разъяснения, содержащиеся в Информационном письме Президиума ВАС РФ N 136 от 13.04.2010 г.. "О некоторых вопросах, связанных с капитализацией платежей при банкротстве" были даны уже после вынесения судом первой инстанции обжалуемого определения от 15.02.2010 г..
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно статье 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены определения Арбитражного суда Воронежской области от 15.02.2010 г.. в части отказа в удовлетворении заявления ФНС России о замене кредитора ГУ ВРО ФСС в реестре требований кредиторов ОАО "Спецшинремстрой" по капитализируемым платежам в размере 414 566 руб. 03 коп. и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 271, пунктом 1 части 4 статьи 272 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Воронежской области от 15.02.2010 года по делу N А14-5458-2002/260/7б в части отказа в удовлетворении заявления ФНС России о замене кредитора ГУ ВРО ФСС в реестре требований кредиторов ОАО "Спецшинремстрой" по капитализируемым платежам в размере 414 566 руб. 03 коп. оставить без изменения, а апелляционную жалобу Федеральной налоговой службы в лице ИФНС России по Левобережному району г.Воронежа - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в установленный законом срок.
Председательствующий судья |
И.Г. Седунова |
Судьи |
Е.А. Безбородов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-5458/2002
Должник: ОАО "Спецшинремстрой"
Кредитор: ИФНС по Левобережному р-ну г. Воронежа, ОАО "Воронежская энергосбытовая компания" ., ТО ФСФО в Воронежской области
Третье лицо: ГУ Воронежское региональное отделение ФСС РФ, ИФНС России по Левобережному району г. Воронежа, К/у ОАО "Спецшинремонт" Плетнев Л. А., Плетнев Л. А., Шумилин Д. П.