19 июля 2011 г. |
Дело N А65-1628/2011 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 12 июля 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 июля 2011 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Морозова В.А.,
судей Карпова В.В., Селиверстовой Н.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Гнутовой С.А. (до объявления перерыва), помощником судьи Егоровой А.А. (после окончания перерыва),
с участием:
от истца - Баширов М.Ш., представитель (доверенность N 150/01-Дов от 31.07.2009 г..);
от ответчика - Брундуков А.П., нач. юрслужбы (доверенность N 1856/01-07 от 31.08.2010 г..);
рассмотрев в открытом судебном заседании 5-12 июля 2011 года в зале N 2 помещения суда апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Нижнекамскнефтехим" на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 13 апреля 2011 года по делу NА65-1628/2011 (судья Ситдиков Б.Ш.)
по иску открытого акционерного общества "Нижнекамскнефтехим" (ОГРН 1021602502316, ИНН 1651000010), Республика Татарстан, г. Нижнекамск,
к открытому акционерному обществу "Водопроводно-канализационное и энергетическое хозяйство" (ОГРН 1031619001325, ИНН 1651035245), Республика Татарстан, г. Нижнекамск,
о взыскании 17837800 руб. 55 коп. - долга и 4162775 руб. 83 коп. - процентов,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Нижнекамскнефтехим" (далее - ОАО "Нижнекамскнефтехим", истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с иском к открытому акционерному обществу "Водопроводно-канализационное и энергетическое хозяйство" (далее - ОАО "ВК и ЭХ", ответчик) о взыскании 17837800 руб. 55 коп. - долга и 4162775 руб. 83 коп. - процентов за пользование чужими денежными средствами.
Исковые требования основаны на статьях 15, 307-309, 395, 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации и мотивированы ненадлежащим исполнением ответчиком обязательств по оплате оказанных истцом услуг по очистке сточных вод.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 13.04.2011 г. в удовлетворении исковых требований отказано.
Истец с решением суда не согласился и подал апелляционную жалобу, в которой просит обжалуемое решение отменить как незаконное и необоснованное и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права.
В судебном заседании представитель истца доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал и просил ее удовлетворить.
Ответчик в отзыве на апелляционную жалобу и в судебном заседании с доводами жалобы не согласился и просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
В судебном заседании 05.07.2011 г. в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации был объявлен перерыв до 11 час. 40 мин. 12.07.2011 г. Сведения о времени и месте продолжения судебного заседания были размещены на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru и на доске объявлений в здании суда.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверяется в соответствии со статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе истца, отзыве ответчика на апелляционную жалобу, заслушав выступления присутствующих в судебном заседании представителей сторон, арбитражный апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, в 2008 году истец оказывал ответчику услуги по очистке сточных вод в объеме 20088,95 тыс. куб. м.
Истец выставил ответчику счета-фактуры за оказанные услуги на общую сумму 134703252 руб. 46 коп. по цене 5,68 руб. за куб. м (т. 1, л.д. 52-63).
Ответчик произвел оплату оказанных услуг по выставленным счетам-фактурам на сумму 116865451 руб. 91 коп. по цене 4,94 руб. за куб. м (т. 1, л.д. 64-123).
В связи с неоплатой оказанных услуг в полном объеме истец обратился в арбитражный суд с иском о взыскании с ответчика 17837800 руб. 95 коп. - долга и 4162775 руб. 83 коп. - процентов, начисленных согласно статье 395 Гражданского за период с 02.02.2008 г. по 31.01.2011 г. согласно приложенному расчету (т. 1, л.д. 124-126).
Статья 2 Федерального закона от 30.12.2004 г. N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Федеральный закон от 30.12.2004 г. N 210-ФЗ) содержит основные понятия тарифов.
Под тарифами на товары и услуги организаций коммунального комплекса законодатель предусматривает ценовые ставки (одноставочные или двухставочные тарифы), по которым осуществляются расчеты с организациями коммунального комплекса за производимые ими товары (оказываемые услуги) и которые включаются в цену (тариф) для потребителей, без учета надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса; под ценами (тарифами) для потребителей _ ценовые ставки, которые включают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, обеспечивающих производство товаров (оказание услуг) в целях обеспечения водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, без учета надбавок к ценам (тарифам) для потребителей.
Статья 17 Федерального закона от 30.12.2004 г. N 210-ФЗ указывает на государственный контроль в области регулирования тарифов и надбавок, который осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок и органами регулирования субъектов Российской Федерации в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Указанные органы вправе проводить проверки обоснованности установления и изменения тарифов и надбавок, регулируемых в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу пункта 3 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2004 г. N 210-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сроки, определяемые Правительством Российской Федерации, устанавливают предельные индексы в среднем по муниципальным образованиям. Указанные предельные индексы и тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, устанавливаемые органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, должны соответствовать предельным индексам, установленным федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок, в случае их установления. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации вправе установить только индексы максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса. Указанные предельные индексы устанавливаются исходя из объемов производимых товаров и оказываемых услуг организаций коммунального комплекса с учетом утвержденных представительными органами местного самоуправления инвестиционных программ организаций коммунального комплекса, а также с учетом местных и иных особенностей. Указанные предельные индексы могут устанавливаться на срок более одного года. Досрочный пересмотр утвержденных предельных индексов допускается по основаниям, установленным настоящим Федеральным законом.
Система норм Федерального закона от 30.12.2004 г. N 210-ФЗ не предусматривает иного порядка установления тарифов на услуги по очистке коммунальных и хозбытовых стоков для организаций коммунального комплекса. Настоящий Федеральный закон устанавливает основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих тепло-, водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
В силу пункту 2 статьи 1, пунктам 1, 2 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2004 г. N 210-ФЗ тарифы на товары и услуги организацией коммунального комплекса производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистке сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов подлежат регулированию в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, в зависимости от территориальной сферы их деятельности, а также в соответствии с предельным индексом и надбавками, определенными федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов для соответствующего субъекта Российской Федерации устанавливают либо органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, либо органы регулирования муниципальных образований в пределах своей компетенции.
Как следует из материалов дела, истец в границах г. Нижнекамска и Нижнекамского района Республики Татарстан является единственной организацией, оказывающей услуги по приему и очистке коммунальных и хозбытовых стоков, поступающих от водопользователей. Основным заказчиком услуг является ответчик, абонентами которого являются население (77%), бюджетные организации (9%), прочие организации (4%).
В соответствии с пунктом 3 статьи 5 от 30.12.2004 г. N 210-ФЗ органы регулирования муниципальных образований регулируют тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, осуществляющих эксплуатацию систем коммунальной инфраструктуры, используемых в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, объектов утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, в случае, если потребители соответствующего муниципального образования, обслуживаемые с использованием этих систем и объектов, потребляют более 80% (в натуральном выражении) товаров и услуг этих организаций коммунального комплекса, а также регулируют тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы организации коммунального комплекса на подключение, надбавки на товары и услуги организации коммунального комплекса и надбавки к ценам (тарифам) для потребителей.
Судом установлено, что ответчик является организацией коммунального комплекса.
Истец являясь, единственным предприятием в г. Нижнекамске и Нижнекамском районе, осуществляющим очистку коммунальных и хозфекальных стоков, в соответствии с требованиями Федерального закона от 30.12.2004 г. N 210-ФЗ подпадает под регулирование тарифов, в связи с чем обязан был обратиться в регулирующий орган для установления тарифов на оказание ответчику услуг по приему и очистке сточных вод.
Истец в соответствии с требованиями Федерального закона от 30.12.2004 г. N 210-ФЗ в регулирующий орган для установления тарифов на оказание ответчику услуг по приему и очистки сточных вод не обращался.
Тарифы на товары и услуги, утвержденные муниципальным образованием город Нижнекамск Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан, составляют 4 руб. 93 коп. за водоотведение.
Таким образом, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что тариф, применяемый истцом для расчета стоимости услуг, является завышенным, в связи с чем задолженность по оплате услуг в сумме 17837800 руб. 95 коп., рассчитанная исходя из указанного тарифа, у ответчика отсутствует.
Истцом также предъявлено требование о взыскании с ответчика процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 4162775 руб. 83 коп., начисленных на сумму задолженности, имевшей место за период с 02.02.2008 г. по 31.01.2011 г., исходя из ставки рефинансирования в размере 7,75% годовых, установленной Центральным Банком Российской Федерации на день предъявления иска (т. 1, л.д. 124-126).
Отказывая в удовлетворении иска в данной части, суд первой инстанции не учел, что оплата оказанных истцом услуг производилась ответчиком несвоевременно, в связи с чем требование истца о взыскании с ответчика процентов за пользование чужими денежными средствами является правомерным.
Вместе с тем, представленный истцом расчет процентов является неверным, поскольку истцом неправильно определена сумма задолженности, исходя из завышенного тарифа, и, соответственно, период просрочки исполнения обязательства.
Представленный ответчиком альтернативный расчет процентов проверен судом апелляционной инстанции и признан правильным.
Согласно данному расчету сумма процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленными на сумму задолженности, имевшей место за период с 02.02.2008 г. по 09.02.2009 г., исходя из ставки рефинансирования в размере 7,75% годовых, установленной Центральным Банком Российской Федерации на день предъявления иска, составляет 637501 руб. 35 коп.
При таких обстоятельствах требование истца о взыскании с ответчика процентов за пользование чужими денежными средствами подлежит частичному удовлетворению в сумме 637501 руб. 35 коп.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции считает, что в соответствии с частью 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обжалуемое решение подлежит отмене в части отказа в удовлетворении исковых требований о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами с принятием по делу в этой части нового судебного акта об удовлетворении исковых требований частично в сумме 637501 руб. 35 коп.
Основания для отмены или изменения обжалуемого судебного акта по остальным доводам жалобы отсутствуют. Нарушений норм материального и процессуального права, в том числе предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине по иску и апелляционной жалобе подлежат отнесению на стороны пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 13 апреля 2011 года по делу N А65-1628/2011 в части отказа в удовлетворении исковых требований открытого акционерного общества "Нижнекамскнефтехим" о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами отменить, принять по делу в этой части новый судебный акт.
Исковые требования открытого акционерного общества "Нижнекамскнефтехим" о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами удовлетворить частично. Расходы по государственной пошлине по иску отнести на стороны пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Взыскать с открытого акционерного общества "Водопроводно-канализационное и энергетическое хозяйство" (ОГРН 1031619001325, ИНН 1651035245) в пользу открытого акционерного общества "Нижнекамскнефтехим" (ОГРН 1021602502316, ИНН 1651000010) 637501 руб. 35 коп. - процентов за пользование чужими денежными средствами, 3853 руб. 97 коп. - в счет возмещения расходов по уплате государственной пошлины по иску, 58 руб. - в счет возмещения расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе, а всего 641413 руб. 32 коп.
В остальной части решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Нижнекамскнефтехим" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Судьи |
В.А. Морозов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-1628/2011
Истец: ОАО "Нижнекамскнефтехим", г. Нижнекамск
Ответчик: ОАО "Водопроводно-канализационное и энергетическое хозяйство", г. Нижнекамск