22 апреля 2011 г. |
Дело N А36-3970/2010 |
г.Воронеж
Резолютивная часть постановления объявлена 15 апреля 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 апреля 2011 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Колянчиковой Л.А.,
судей Шеина А.Е.,
Алферовой Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Гусевой Е.В.,
при участии:
от ОАО "ЛГЭК": Корнилов А.А. представитель по доверенности N 279 от 31.12.2010 года;
от ООО "Липецсантехмонтаж-1": Шабанов П.Н. представитель по доверенности б/н от 05.04.2011 года; Фурсов А.Е. представитель по доверенности б/н от 05.10.2010 года (после перерыва);
от МО г. Липецк в лице администрации г. Липецка: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от МУ "Управление строительства г. Липецка": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от ООО "Управляющая компания "Новолипецкая": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Департамента ЖКХ администрации города Липецка: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального образования город Липецк в лице администрации г. Липецка на решение Арбитражного суда Липецкой области от 11.02.2011 года по делу N А36-3970/2010 (судья Дружинин А.В.) по иску общества с ограниченной ответственностью "Липецксантехмонтаж-1" (ОГРН 1024800834145) к муниципальному образованию город Липецк в лице администрации г. Липецк, при участии в деле в качестве третьих лиц: ОАО "ЛГЭК", МУ "Управление строительства г. Липецка", ООО "Управляющая компания "Новолипецкая", Департамент ЖКХ администрации города Липецка, о взыскании задолженности по оплате за отопление жилых помещений жилого дома по адресу: г. Липецк, ул. Белана, д. 8, находившихся в муниципальной собственности до их заселения за период январь-февраль 2010 года в сумме 559 276 руб. 83 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Липецксантехмонтаж-1" (далее по тексту ООО "Липецксантехмонтаж-1") обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением о взыскании с муниципального образования город Липецк в лице администрации города Липецка (далее по тексту МО г. Липецка в лице администрации г. Липецка) задолженности по оплате за отопление жилых помещений жилого дома по адресу: г. Липецк, ул. Э. Белана, д. 8, находившихся в муниципальной собственности до их заселения за период январь-февраль 2010 года в сумме 49000 рублей и расходов по оплате государственной пошлины в размере 2 000 рублей.
К участие в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ОАО "ЛГЭК", МУ "Управление строительства г. Липецка", ООО "Управляющая компания "Новолипецкая", Департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации города Липецка.
В процессе рассмотрения дела в суде первой инстанции истец на основании 49 АПК РФ уточнил исковые требования и просил взыскать с ответчика сумму задолженности по оплате за отопление жилых помещений жилого дома по адресу: г. Липецк, ул. Э. Белана, д. 8, находившихся в муниципальной собственности до их заселения за период январь-февраль 2010 года, в размере 559 276 руб. 83 коп., пояснив, что 559 276,83 рублей - это размер неосновательного обогащения и расходов по оплате государственной пошлины в размере 2 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 11.02.2011 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с вынесенным решением, МО г.Липецк в лице администрации г.Липецка обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт. При этом заявитель апелляционной жалобы указал, что ООО "Липецксантехмонтаж-1" не представил доказательств фактического потребления ответчиком тепловой энергии в указанный период в спорном доме. Кроме того, суд необоснованно взыскал с ответчика расходы по оплате государственной пошлины, в соответствии со ст. 333.37 Налогового кодекса РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам в качестве истцов и ответчиков в арбитражных судах, от уплаты государственной пошлины освобождены.
В судебном заседании 12.04.2011 года представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель ООО "Липецксантехмонтаж-1" в судебном заседании и в приобщенном к материалам дела отзыве на жалобу возражал против ее доводов, считая обжалуемое решение законным и обоснованным, а доводы жалобы - несостоятельными, просил оставить его без изменения, а жалобу - без удовлетворения. Ссылается на наличие в спорном периоде договорных отношений с энергоснабжающей организацией, обязанность органов государственной власти, местного самоуправления или уполномоченных ими лиц содержать жилые помещения до заселения и оплачивать коммунальные услуги. Заявил ходатайство о приобщении к материалам дела копии договора N 151879 от 07.11.2009 года, копии акта к договору N 151879 от 07.11.2009 года, копию приложения N 1 к договору N 151879 от 07.11.2009 года, расчет договорного потребления тепловой энергии.
Представитель третьего лица ОАО "ЛГЭК" в судебном заседании апелляционной инстанции возражал против ее доводов, считая обжалуемое решение законным и обоснованным, а доводы жалобы - несостоятельными, просил оставить его без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание представители других третьих лиц не явились, о времени и месту судебного разбирательства извещены надлежащим образом. Учитывая наличие в материалах дела сведений о надлежащем извещении третьих лиц, апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие их представителей в порядке ст.ст.123, 156, 184, 266 АПК РФ.
Суд, руководствуясь ст. ст. 159, 184, 266, 268 АПК РФ с учетом мнений лиц, участвующих в деле, удовлетворил ходатайство ООО "Липецксантехмонтаж-1", поступившие документы приобщены к материалам дела.
По делу объявлялся перерыв с 12 апреля 2011 года до 15 апреля 2011 года.
В судебном заседании апелляционного суда 15.04.2011 года представители заявителя апелляционной жалобы и третьих лиц не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела.
Заслушав мнение представителя истца, изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, апелляционный суд считает, что обжалуемое решение суда первой инстанции подлежит отмене в части взыскания с ответчика в доход федерального бюджета государственной пошлины в размере 12 185 руб. 53 коп. В остальной части решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судом установлено, что на основании постановления главы администрации г. Липецка от 25.10.2007 года N 1470 "Об утверждении проекта границ и предоставлении земельного участка для проектирования и строительства жилого дома строительный N 11Б в 28 микрорайоне", решения Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области от 12.11.2008 года N 1875 "О предоставлении земельного участка в безвозмездное срочное пользование для строительства жилого дома строительный N11Б в 28 микрорайоне", постановления главы администрации г. Липецка от 22.04.2009 года N 959 "Об определении заказчика на строительство жилого дома 11Б в 28 микрорайоне г. Липецка"
Между МУ "Управление строительства г. Липецка" и ООО "Липецксантехмонтаж-1" был заключен муниципальный контракт N 8-кс от 08.06.2009 года на выполнение работ по строительству объекта за счет средств, выделенных из бюджета г. Липецка: "Жилое здание N11Б по II ГСК 28 микрорайона г. Липецка". Начало строительства дома контрактом было определено - июнь 2009 года, окончание май 2010 года.
На основании разрешения N RU 48320000-237 на ввод в эксплуатацию, жилое здание N 11Б в 28 микрорайоне было сдано в эксплуатацию 15.12.2009 года.
Постановлением главы администрации г. Липецка от 18.12.2009 года N 1194 "О передаче в муниципальную собственность 120-ти квартир в жилом здании N11Б в 28 микрорайоне (почтовый адрес: г. Липецк, ул. Героя России Эдуарда Белана д. 8) и инженерных сетей", по акту от 22.12.2009 года 120 квартир были переданы в муниципальную собственность.
За период январь-февраль 2010 года истец фактически оплатил расходы по отоплению многоквартирного дома N 8 по ул. Белана, что подтверждается платежными поручениями об оплате тепловой энергии за январь 2010 года N 230 от 09.03.2010 года в сумме 320456,10 рублей и за февраль 2010 года N 328 от 01.04.2010 года в сумме 238820,73 рублей, всего на общую сумму 559 276 руб. 83 коп.
Данное обстоятельство послужило основанием для обращения истца с настоящим иском в арбитражный суд Липецкой области.
Решением арбитражного суда Липецкой области исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Согласно ч. 1 ст. 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим кодексом.
В соответствии со ст. 8 Гражданского кодекса РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
На основании статьи 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование, принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством.
Пунктом 5 части 2 статьи 153 Жилищного кодекса РФ предусмотрена обязанность собственника жилого помещения по внесению платы за жилые помещения и коммунальные услуги с момента возникновения права собственности на жилое помещение. До заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица, что не освобождает от ответственности указанные органы перед ресурсоснабжающей организацией по оплате предоставляемых товаров и услуг
Согласно п.2,3 ст. 19 Жилищного кодекса РФ муниципальный жилищный фонд - это совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
В соответствии с требованиями статьи 65 АПК РФ ответчик не представил доказательств, что какая-либо организация в соответствии со статьей 161 - 163 Жилищного кодекса Российской Федерации выполняла функции управляющей организации и обслуживала многоквартирный дом N 8 по ул. Белана г. Липецка в период январь-февраль 2010 года.
В соответствии с п. 1 ст. 1102 Гражданского кодекса РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
Из содержания данной статьи следует, что для возникновения обязательства вследствие неосновательного обогащения необходимо наличие одновременно двух обстоятельств: обогащение одного лица за счет другого и приобретение или сбережение имущества без предусмотренных законом, правовым актом или сделкой оснований.
При этом наличие указанных обстоятельств в совокупности должно доказать лицо, обратившееся с соответствующими исковыми требованиями.
Во исполнение постановления главы администрации г. Липецка от 25.10.2007 года N 1470 "Об утверждении проекта границ и предоставлении земельного участка для проектирования и строительства жилого дома строительный N 11Б в 28 микрорайоне", решения Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области от 12.11.2008 года N 1875 "О предоставлении земельного участка в безвозмездное срочное пользование для строительства жилого дома строительный N11Б в 28 микрорайоне", постановления главы администрации г. Липецка от 22.04.2009 года N 959 "Об определении заказчика на строительство жилого дома 11Б в 28 микрорайоне г. Липецка" МУ "Управление строительства г. Липецка" и ООО "Липецксантехмонтаж-1" заключили муниципальный контракт N 8-кс от 08.06.2009 года на выполнение работ по строительству объекта за счет средств, выделенных из бюджета г. Липецка: "Жилое здание N11Б по II ГСК 28 микрорайона г. Липецка". Начало строительства дома контрактом было определено - июнь 2009 года, окончание май 2010 года.
На основании разрешения N RU 48320000-237 на ввод в эксплуатацию, жилое здание N 11Б в 28 микрорайоне было сдано в эксплуатацию 15.12.2009 года.
Постановлением главы администрации г. Липецка от 18.12.2009 года N 1194 "О передаче в муниципальную собственность 120-ти квартир в жилом здании N11Б в 28 микрорайоне (почтовый адрес: г. Липецк, ул. Героя России Эдуарда Белана д. 8) и инженерных сетей", по акту от 22.12.2009 года 120 квартир были переданы в муниципальную собственность.
Распорядительные акты администрации города Липецка о передаче в муниципальную собственность 120 квартир, о принятии по акту приема-передачи в муниципальную собственность этих квартир, о регистрации права собственности на квартиры и инженерные сети, свидетельствуют о том, что муниципальное образование города Липецка до регистрации права собственности распоряжалось этим имуществом как законный владелец. Как законный владелец муниципальное образование должно нести расходы по содержанию указанных квартир и в период до момента государственной регистрации права собственности на это недвижимое имущество.
В соответствии с п. 1 ст. 33 Устава города Липецка к компетенции администрации г. Липецка относятся полномочия, в том числе по формированию и исполнению бюджета г. Липецка, по владению, пользованию и распоряжению имуществом, находящемся в муниципальной собственности в соответствии с порядком, утвержденным городским Советом, по обеспечению малоимущих граждан, проживающих в городе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержание муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства.
Согласно ст. 4 Устава г. Липецка Администрация города Липецка входит в состав органов местного самоуправления.
Решением N 713 29.11.2007 года Липецкий городской Совет депутатов утвердил Порядок предоставления средств бюджета г. Липецка организациям, осуществляющим управление многоквартирными домами, в связи с участием муниципального образования г. Липецк - собственника помещений в многоквартирных домах в содержании общего имущества, в которых имеются помещения муниципального жилого фонда г. Липецка.
В соответствии с п. 1.4.1. Порядка предоставления средств бюджета г. Липецка организациям, осуществляющим управление многоквартирными домами муниципальное образование город Липецк, осуществляя права собственника, в соответствии с настоящим Порядком осуществляет за счет средств бюджета города Липецка: внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги до заселения в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда города Липецка.,
Соответственно, все расходы, связанные с содержанием квартир в построенном за счет средств бюджета г. Липецка жилого дома N 8 по ул. Э. Белана (строительный адрес - дом 11Б на 28 микрорайоне г. Липецка) должны оплачиваться за счет средств указанного бюджета до момента заселения этих квартир.
На основании представленных сторонами доказательств и установленных фактических обстоятельств дела суд пришел к выводу, что факт оказания истцом услуг и несения затрат по отоплению многоквартирного дома N 8 по ул. Белана г. Липецка за январь-февраль 2010 года подтвержден материалами дела. Обязанность ответчика по несению расходов по содержанию и отоплению общего имущества в многоквартирном доме установлена нормами статьи 249 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 39, 158 Жилищного кодекса РФ. Доказательств оплаты ответчиком не представлено.
Статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы.
Вывод суда области об удовлетворении требований истца и взыскании с ответчика суммы неосновательного обогащения по оплате за отопление жилого дома по адресу: г. Липецк, ул. Э. Белана д. 8, находящегося в муниципальной собственности за период январь-февраль 2010 года в размере 559 276 руб. 83 коп., является законным и обоснованным.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на то, что представленные платежные поручения N 230 от 09.03.2010 года на сумму 320456,10 руб. и N 328 на сумму 238820,73 руб. не являются доказательством несения истцом расходов по оплате тепловой энергии именно за жилой дом 8 по ул. Э. Белана в г. Липецке (строительный адрес - дом 11Б на 28 микрорайоне г. Липецка), судебная коллегия несостоятельная, в связи с тем, что в платежных поручениях истца указано "оплата по счету N 151789 за отопление на январь 2010 года, февраль 2010 года", а в счетах ОАО "ЛГЭК" конкретно указан объект - "28 мкр., стр. жилой дом 116".
Судебная коллегия исходит из наличия договорных отношений между сторонами в спорный период. Так, дополнительное соглашение N 5 к договору теплоснабжения от 07.11.2009 года N 151879 между ОАО "ЛГЭК" и ответчиком об исключении спорного объекта из числа объектов теплопотребления (жилой дом N 8 по ул. Белана в г. Липецке) было подписано сторонами только в мае 2010 года. В этой связи, в зимний период до заселения жилого дома в целях предотвращения причинения убытков, в рамках действующего договора теплоснабжения, истец правомерно осуществил оплату поставленной тепловой энергии.
Вместе с тем, при вынесении решения суд области возложил ответственность на муниципальное образование город Липецк по оплате государственной пошлины за рассмотрение искового заявления в размере 12 185 руб. 53 коп. в доход федерального бюджета.
В соответствии с пунктом 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" от 13.03.2007 года N 117 (в редакции Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.05.2010 года N 139) в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах в качестве истцов или ответчиков.
Данное положение распространяется на органы, входящие в структуру органов государственной власти или местного самоуправления, и означает освобождение от уплаты государственной пошлины в целом по любому делу, в том числе при подаче апелляционной, кассационной жалобы, заявления о пересмотре в порядке надзора по делам, по которым эти органы или соответствующее публично-правовое образование выступали в качестве как истцов, так и ответчиков.
Ответчик муниципальное образование город Липецк в лице администрации г. Липецка является органом местного самоуправления и в силу закона освобожден от уплаты государственной пошлины.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции взыскание с ответчика в доход федерального бюджета суммы государственной пошлины по иску в размере 12 185 руб.53 коп. является необоснованным.
То обстоятельство, что в данном споре ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины, не должно влечь отказ заявителю в возмещении судебных расходов.
Законодательством не предусмотрено освобождение государственных органов от возмещения судебных расходов в случае, если решение принято не в их пользу.
Таким образом, понесенные ООО "Липецксантехмонтаж-1" судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000 руб. в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат взысканию в пользу истца с ответчика.
Рассматривая спор, суд первой инстанции полно установил фактические обстоятельства дела, полно и всесторонне исследовал доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Вопрос по распределению судебных расходов, судом апелляционной инстанции не разрешается, поскольку в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах.
Руководствуясь статьями 267-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Липецкой области от 11.02.2011 года по делу N А36-3970/2010 в части взыскания с муниципального образования город Липецк в лице администрации г. Липецка в доход федерального бюджета государственной пошлины 12 185 руб. 53 коп. отменить.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в установленный законом срок.
Председательствующий судья |
Л.А. Колянчикова |
Судьи |
А.Е. Шеин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А36-3970/2010
Истец: ООО "Липецксантехмонтаж-1"
Ответчик: город Липецк в лице Администрации г. Липецка, МО город Липецк в лице администрации г. Липецка
Третье лицо: Департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Липецка, Департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации города Липецка, МУ "Управление строительства г. Липецка", ОАО "ЛГЭК", ОАО "Липецкая городская энергетическая компания" (ОАО "ЛГЭК"), Общество с ограниченной ответственностью "УК "Новолипецкая"