21 июля 2011 г. |
г. Вологда Дело N А05-297/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июля 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 июля 2011 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Пестеревой О.Ю., судей Ралько О.Б. и Тарасовой О.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Ефимовой О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу на решение Арбитражного суда Архангельской области от 23 мая 2011 года по делу N А05-297/2011 (судья Быстров И.В.),
установил
муниципальное унитарное предприятие "Муниципальное коммунальное предприятие N 1" муниципального образования "Город Архангельск" (ОГРН 1022900547450, ИНН 2901065991; далее - предприятие, МУП "МКП N 1") обратилось с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее - управление, Управление Росреестра) о признании незаконными отказов, выраженных в письмах от 24.12.2010 N 01/114/2010-351, 01/114/2010-352, 01/114/2010-353, 01/114/2010-354, 01/114/2010-355, 01/114/2010-356, 01/114/2010-357, в государственной регистрации перехода права собственности на объекты недвижимого имущества: канализационно-напорного коллектора ХФК КНС N 1 (ул. Ударников, д. 2, стр. 1), канализационно-напорного коллектора ХФК КНС N 2, канализационно-напорного коллектора ХФК КНС N 3 (ул. Химиков, д. 11, стр. 1), канализационно-напорного коллектора ХФК КНС N 4 (ул. Кировская, д. 6, стр. 1), канализационно-напорного коллектора ХФК КНС N 5 (ул. Малиновского, д. 4, стр. 1), канализационно-напорного коллектора ХФК КНС N 6 (ул. Партизанская, д. 9, стр. 1), канализационно-напорного коллектора ХФК КНС N 7, 7а (ул. Ильича, д. 33 корп. 3, стр.1, 2), расположенных по адресу: Архангельская область, г. Архангельск, округ Северный.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Специализированный транспорт" (далее - ООО "Спецтранс", общество), муниципальное образование "Город Архангельск".
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 23 мая 2011 года по делу N А05-297/2011 требования предприятия удовлетворены.
Управление с решением суда не согласилось и обратилось с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить.
В обоснование своей позиции ссылается на то, что заключение победителем конкурса соглашения об исполнении условий конкурса по продаже социально значимых объектов является обязательным условием для осуществления государственной регистрации перехода права собственности на указанные объекты.
Отзывы на жалобу от предприятия и третьих лиц не поступили.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в суд не явились, поэтому разбирательство по делу произведено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, решением Арбитражного суда Архангельской области от 06.04.2007 по делу N А05-15769/04-27 предприятие признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство сроком на 1 год.
Определением суда от 22.04.2011 по делу N А05-15769/04-27 срок конкурсного производства продлен на три месяца.
Указанному юридическому лицу на праве хозяйственного ведения принадлежали социально значимые объекты, расположенные по адресу: Архангельская область, г. Архангельск, округ Северный.
Согласно пункту 4 статьи 132 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) (далее - Закон N 127-ФЗ) продажа социально значимых объектов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации должна осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса.
Как следует из протоколов проведения торгов от 06.08.2010 и договоров купли-продажи от 16.08.2010, заключенных по результатам данных торгов между МУП "МКП N 1" (продавец) и ООО "Спецтранс" (покупатель), социально значимые объекты перешли в собственность последнего.
Предприятие и ООО "Спецтранс" (далее - заявители) 08.11.2010 обратились в управление Росреестра с заявлением N 01/114/2010-351 о государственной регистрации перехода права собственности на вышеуказанное недвижимое имущество.
Первоначально управление приостановило государственную регистрацию перехода права собственности на указанные объекты недвижимости, о чем предприятие и общество извещены уведомлениями от 24.11.2010.
Впоследствии письмами от 24.12.2010 N 01/114/2010-351, 01/114/2010-352, 01/114/2010-353, 01/114/2010-354, 01/114/2010-355, 01/114/2010-356, 01/114/2010-357 управление Росреестра сообщило об отказе в государственной регистрации названных объектов, ссылаясь на то, что в течение срока на который государственная регистрация приостанавливалась, причины, препятствующие ее проведению, не устранены.
При этом в качестве причины отказа сослалось на непредставление соглашения об исполнении условий конкурса, подлежащего заключению покупателем социально значимого имущества - ООО "Спецтранс" с органом местного самоуправления.
Тем самым, по мнению управления, заявителями нарушены требования абзаца десятого пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В силу пункта 1 статьи 2 Закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ.
Основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки (пункт 1 статьи 17 Закона N 122-ФЗ).
В рассматриваемом случае таковыми являются договоры купли-продажи от 16.08.2010 и акты приема-передачи к ним от 01.11.2010.
Обязательными условиями конкурса по продаже социально значимых объектов являются обязательства покупателей обеспечивать надлежащее содержание и использование указанных объектов в соответствии с их целевым назначением, а также выполнение иных устанавливаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательств (абзац второй пункта 4 статьи 132 Закона N 127-ФЗ).
Указание на обязанность будущего собственника объектов недвижимости содержать и обеспечивать их эксплуатацию и использование в соответствии с целевым назначением имеется в информационном сообщении, размещенном в газете "Коммерсант" от 03.07.2010 N 118 о проведении торгов в отношении имущества МУП "МКП N 1" и пункте 6.7 каждого из договоров купли-продажи от 16.08.2010, представленных на государственную регистрацию.
Следовательно, процедура реализации социально значимого недвижимого имущества соблюдена.
После проведения конкурса орган местного самоуправления заключает с покупателем социально значимых объектов соглашение об исполнении условий конкурса (абзац шестой пункта 4 статьи 132 Закона N 127-ФЗ).
Вместе с тем в названной норме не указан предельный срок, в течение которого оно должно быть подписано органом местного самоуправления и покупателем и то, что такое соглашение подлежит заключению до государственной регистрации перехода права собственности на социально значимые объекты, являющиеся объектами недвижимого имущества.
Учитывая изложенное, представление соглашения на государственную регистрацию не является обязательным, поскольку основанием для возникновения прав на объект является сам договор купли-продажи.
В случае существенного нарушения или неисполнения покупателем социально значимых объектов соглашения об исполнении условий конкурса указанные соглашение и договор купли-продажи социально значимых объектов подлежат расторжению судом на основании заявления органа местного самоуправления (абзац седьмой пункта 4 статьи 132 Закона N 127-ФЗ).
Таким образом, соглашение об исполнении условий конкурса является не предпосылкой возникновения права собственности на спорные объекты, а основанием для расторжения договора в случае невыполнения изложенных в нем условий.
Основания отказа в государственной регистрации прав перечислены в статье 20 Закона N 122-ФЗ и носят исчерпывающий характер.
Согласно абзацам четвертому и десятому пункта 1 статьи 20 Закона N 122-ФЗ в государственной регистрации прав может быть отказано, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства, а также если не представлены документы, необходимые в соответствии с названным Законом для государственной регистрации прав.
В рассматриваемом случае заявители представили все документы необходимые для государственной регистрации перехода права собственности на указанные социально значимые объекты.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования предприятия.
Учитывая вышеизложенное, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его изменения или отмены, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, не имеется.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины, поэтому госпошлина управлением Росреестра в федеральный бюджет не уплачивается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
решение Арбитражного суда Архангельской области от 23 мая 2011 года по делу N А05-297/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Ю. Пестерева |
Судьи |
О.Б. Ралько |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-297/2011
Истец: Муниципальное унитарное предприячтие "Муниципальное коммунальное предприятие N 1 ", МУП "Муниципальное коммунальное предприятие N 1 ", МУП "Муниципальное коммунальное предприятие N1"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу
Третье лицо: "Город Архангельск", МО "Город Архангельск", ООО "Специализированный транспорт"
Хронология рассмотрения дела:
11.03.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-17293/11
16.01.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-17293/11
19.12.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-17293/11
21.10.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-8537/11
21.07.2011 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-4094/11