г. Вологда
01 августа 2011 г. |
Дело N А05-14681/2010 |
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Виноградовой Т.В. и Чельцовой Н.С.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Федосеевой Ю.С.,
при участии от общества Бердинских Е.С. по доверенности от 14.04.2011,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЖКХ-Норд" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 28 марта 2011 года по делу N А05-14681/2010 (судья Ипаев С.Г.),
установил
общество с ограниченной ответственностью "ЖКХ-Норд" (далее - общество, ООО "ЖКХ-Норд) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании незаконным постановления Государственной жилищной инспекции Архангельской области (далее - инспекция, административный орган) от 23.10.2010 N 278 по делу об административном правонарушении.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 28.03.2011 по делу N А05-14681/2010 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "ЖКХ-Норд" с судебным актом не согласилось и обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы указывает, что в его действиях отсутствует состав административного правонарушения. Считает, что собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме путем утверждения решением общего собрания собственников помещений перечня ремонтных работ, а также размера и источника их финансирования. О необходимости замены кухонного стояка холодного водоснабжения собственники жилых помещений были уведомлены еще в феврале 2010 года путем вывешивания сообщения. Было предложено инициировать проведение общего собрания собственников для решения вопроса о проведении капитального ремонта стояка холодного водоснабжения и финансировании этих работ. Однако собрание собственниками не проведено. Только после поступления в адрес управляющей компании письма из администрации г. Северодвинска по поводу обращения граждан было проведено общее собрание собственников и принято решение о замене стояка холодного водоснабжения в 2011 году. Работы по замене стояка проведены управляющей компанией досрочно и за счет своих средств. Кроме того, в квартирах N 68, 71, 74, 77, 80, 83 и 89 в доме N 45 по пр. Победы водоснабжение осуществляется через два стояка, на кухне и в ванной. В результате произошедшей аварии было отключено холодное водоснабжение по стояку, расположенному в кухне, а по второму стояку холодное водоснабжение не прекращалось.
Административный орган в отзыве на апелляционную жалобу с изложенными в ней доводами не согласился, просил решение оставить без изменения.
Инспекция, надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явилась, представителей в суд не направила, связи с этим дело рассмотрено в ее отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителя общества, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения заместителя руководителя от 03.12.2010 N С/6-02/1220 сотрудниками инспекции проведена внеплановая проверка по жалобе граждан, проживающих по адресу: г. Северодвинск, пр. Победы, д.45, на нарушение нормативов обеспечения коммунальной услугой по холодному водоснабжению, поступившей в прокуратуру г. Северодвинска.
В ходе проведения проверки установлен факт непредоставления ООО "ЖКХ-Норд" услуги по холодному водоснабжению в точках разбора у потребителей по стояку квартир N 68, 71, 74, 77, 80, 83 и 89 в доме N 45 по пр. Победы в г. Северодвинске.
По результатам проверки составлен акт от 08.12.2010 N С/7-05/74 и протокол об административном правонарушении от 10.12.2010 N С/7-03/15.
Согласно протоколу обществу вменяется совершение административного правонарушения, выразившегося в нарушении режима обеспечения населения коммунальными услугами, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Заместитель руководителя инспекции, рассмотрев протокол об административном правонарушении и приложенные к нему материалы, 23.12.2010 вынес постановление N 278 о привлечении ООО "ЖКХ-Норд" к административной ответственности по статье 7.23 КоАП РФ в виде штрафа в размере 5000 руб.
Не согласившись с названным постановлением инспекции, общество оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, обоснованно установил в действиях общества состав административного правонарушения.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Статьей 7.23 КоАП установлена административная ответственность за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.
Субъектами такого правонарушения являются лица, на которых лежит обязанность обеспечивать население установленным уровнем потребления коммунальных услуг.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.09.2010 N 6464/20100 указано, что все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности. Поэтому определение в договоре должного размера оплаты за предвидимое при обычных условиях, нормально необходимое содержание и текущий ремонт жилого дома с учетом его естественного износа является их предпринимательским риском. Если же выполнение неотложных работ и услуг (и текущего, и капитального характера) будет вызвано обстоятельствами, которые управляющая компания не могла разумно предвидеть и предотвратить при обычной степени заботливости и осмотрительности и за возникновение которых она не отвечает, то такие расходы должны быть ей дополнительно компенсированы собственниками помещений в доме.
В данном случае исполнителем коммунальной услуги по водоснабжению является общество, поскольку согласно договору управления многоквартирным домом N 45 по пр. Победы в г. Северодвинске предметом деятельности ООО "ЖКХ-Норд" является обеспечение предоставления коммунальных услуг.
В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановлением от 23.05.2006 N 307 утвердило Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила).
Указанные Правила регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
Согласно пункту 3 Правил исполнителем признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.
Коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящими Правилами, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 4 Правил).
Пунктом 6 Правил установлено, что состав предоставляемых потребителю коммунальных услуг определяется степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, под которой понимается наличие в многоквартирном доме или жилом доме внутридомовых инженерных систем, позволяющих предоставлять потребителю коммунальные услуги, в том числе холодное водоснабжение - круглосуточное обеспечение потребителя холодной питьевой водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединительной сети в жилое помещение либо до водоразборной колонки.
При предоставлении коммунальных услуг должна быть обеспечена бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю (абзац второй пункта 9 Правил).
Согласно пункту 3 приложения N 1 к Правилам давление в системе холодного водоснабжения в точке забора: в многоквартирных домах и жилых домах должно быть от 0,03 МПа (0,3 кгс/кв. см до 0,6 МПа (6 кгс/кв. см). Отклонение давления не допускается.
Пунктом 1 приложения N 1 к Правилам установлены требования к качеству коммунальных услуг, в частиности, бесперебойное круглосуточное водоснабжение в течение года. Допустимая продолжительность перерыва подачи холодной воды составляет 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца; 4 часа единовременно, а при аварии на тупиковой магистрали - 24 часа.
Материалами дела подтверждается, что в квартире 80 в доме N 45 по пр. Победы в ночь с 23.10.2010 на 24.10.2010 произошла авария. В результате было отключено холодное водоснабжение по кухонному стояку. Во время проведения проверки 08.12.2010 водоснабжение не восстановлено. Из заявления общества следует, что замена стояка холодного водоснабжения произведена 24.12.2010.
Следовательно, перерыв в режиме и нормативах обеспечения населения холодной водой составил более 30 дней.
Данный факт подтверждается материалами дела и обществом не оспаривается.
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Обществом не представлено доказательств уведомления собственников жилых помещений в феврале 2010 года о необходимости замены кухонного стояка холодного водоснабжения. Уведомление о необходимости проведения этих работ после аварии не свидетельствует о надлежащем обеспечении населения коммунальными услугами.
Доказательства наличия объективных обстоятельств, препятствующих выполнению обществом установленных законодательством обязанностей, отсутствуют.
Таким образом, суд первой инстанции сделал правильный вывод о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ.
Довод ООО "ЖКХ-Норд" о надлежащем обеспечении уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами, поскольку по второму стояку холодное водоснабжение не прекращалось, не принимается судом апелляционной инстанции, так как давление холодного водоснабжения должно соответствовать нормативному в каждой точке разбора независимо от их количества в жилом помещении.
При привлечении заявителя к административной ответственности не допущено нарушений, которые могут послужить основанием для признания оспариваемого постановления незаконным.
Апелляционный суд по данному делу не усматривает обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности правонарушения.
Как следует из оспариваемого постановления, административный орган при назначении наказания определил минимальный размер санкции, предусмотренный статьей 7.23 КоАП РФ, то есть с учетом всех обстоятельств, смягчающих ответственность.
В силу статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не пропущен.
Суд всесторонне и полно исследовал обстоятельства дела, нормы процессуального права им соблюдены. Подателем апелляционной жалобы не приведены доводы, опровергающие решение суда, которое является законным и обоснованным.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения решения суда апелляционная инстанция не усматривает.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
решение Арбитражного суда Архангельской области от 28 марта 2011 года по делу N А05-14681/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЖКХ-Норд" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.В. Мурахина |
Судьи |
Т.В. Виноградова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-14681/2010
Истец: ООО "ЖКХ-Норд"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Архангельской области