г. Санкт-Петербург
19 июля 2011 г. |
Дело N А42-1027/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июля 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 июля 2011 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Дмитриевой И.А.
судей Згурской М.Л., Третьяковой Н.О.
при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи Князевой Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-10064/2011) Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 27.04.2011 по делу N А42-1027/2011 (судья Евтушенко О.А.), принятое
по заявлению ООО "Агат"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Мурманской области
о признании частично недействительным решения
при участии:
от заявителя: Ильин А.С. генеральный директор по Выписке из ЕГРЮЛ от 09.03.2011 N 137;
от ответчика: Шуплякова П.С. по доверенности от 18.01.2011 N 13.
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Агат" (далее - Общество, налогоплательщик, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Межрайонной ИФНС N 6 по Мурманской области (далее - Инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения налогового органа от 30.09.2010 N 35 по эпизоду доначисления ЕСН за 2007 - 2009 годы в сумме 1 105 711 руб., пеней в сумме 188 476,66 руб., налоговой санкции по ЕСН в сумме 221 142,2 руб., а также предложения исчисления и удержания НДФЛ за 2007 - 2009 годы в сумме 555 468 руб., доначисления пеней в сумме 163 333,94 руб., санкций в сумме 111 093,20 руб.
Судом первой инстанции от 27.04.2011 требования ООО "Агат" удовлетворены частично. Суд признал недействительным решение Межрайонной ИФНС N 6 по Мурманской области от 30.09.2010 N 35 в части предложения исчислить, удержать и перечислить в бюджет налог на доходы физических лиц, доначисления соответствующей суммы пени и привлечения к ответственности по статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), а также доначисления единого социального налога, соответствующих пеней и налоговой санкции по пункту 1 статьи 122 НК РФ по эпизоду, связанному с выплатой денежной компенсации взамен выдачи лечебно-профилактического питания за период с 01.01.2009 по 01.06.2009, обязав налоговый орган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить решение суда первой инстанции в части признания недействительным оспариваемого решения налогового органа.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, а представитель Общества просил рассмотреть спорный эпизод в полном объеме.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в период с 21.06.2010 по 20.08.2010 Инспекцией была проведена выездная налоговая проверка Общества по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах за период с 01.01.2007 по 31.12.2009.
По результатам выездной налоговой проверки Инспекцией был составлен акт от 06.09.2010 N 28 и принято решение 30.09.2010 N 35 о привлечении Общества к ответственности в виде штрафов в общей сумме 329 635,4 руб. Указанным решением заявителю также были доначислены налоги в общей сумме 1 489 896 руб. и пени в сумме 614 727,52 руб.
Не согласившись с решением Инспекции, Общество оспорило его в вышестоящий налоговый орган.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Мурманской области от 13.12.2010 N 800 решение налогового органа было изменено: уменьшена доначисленная сумма налога на прибыль, а также соответствующие суммы пеней и налоговой санкции по эпизоду не применения налогоплательщиком при начислении суммы амортизации за 2008 год по автомобилю "TOYOTA COROLLA" понижающего коэффициента; уменьшены доначисленные суммы НДФЛ и ЕСН, а также соответствующие суммы пеней и налоговых санкций по эпизоду допущения Инспекцией ошибки при расчете суммы дохода, выплаченного Обществом Омельянчуку А.И. за 2009 год. В остальной части решение Инспекции было оставлено без изменения.
Общество обратилось в суд с заявлением (с учетом принятого судом уточнения) о признании недействительным решения налогового органа от 30.09.2010 N 35 в части доначисления ЕСН за 200 - 2009 годы в сумме 1 105 711 руб., пеней в сумме 188 476,66 руб., налоговой санкции по ЕСН в сумме 221 142,2 руб., а также предложения исчисления и удержания НДФЛ за 2007 - 2009 годы в сумме 555 468 руб., доначисления пеней в сумме 163 333,94 руб., санкций в сумме 111 093,2 руб.
Суд первой инстанции частично удовлетворил заявление.
Суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции по спорному эпизоду подлежит изменению, исходя из следующего.
В результате проведения проверки Инспекцией установлено, что Обществом занижена налоговая база по ЕСН и НДФЛ за 2007-2009 г.г. в связи с неправомерным включением выплат в пользу физических лиц в виде денежной компенсации вместо . в связи с неправомерным включением выплат в пользу физических лиц в виде денежной компенсации вместо лечебно-профилактического питания работникам, занятым на работах с вредными условиями труда.
Факт выполнения работниками Общества в спорном периоде работ с особо вредными условиями представителями сторон не оспаривается.
В ходе выездной налоговой проверки Инспекцией было установлено, что в 2007-2009 годах Общество взамен лечебно-профилактического питания ежемесячно выплачивало стоимость этого питания в денежном эквиваленте.
Как следует из материалов дела, коллективными договорами на 2007, 2008, 2009 годы, заключенными между ООО "Агат" и работниками Общества, определено, что работодатель имеет право заменить лечебно-профилактическое питание денежной компенсацией.
Указанные денежные компенсации ООО "Агат" относило в соответствии со статьями 217 НК РФ к доходам, не подлежащим налогообложению налогом на доходы физических лиц, и, в соответствии со статьей 238 НК РФ, к суммам, не подлежащим налогообложению единым социальным налогом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 209 НК РФ объектом обложения НДФЛ признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 237 НК РФ налоговая база по ЕСН определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 239 НК РФ, начисленных налогоплательщиками за налоговый период в пользу физических лиц. При определении налоговой базы учитываются любые выплаты и вознаграждения, за исключением сумм, указанных в статье 238 НК РФ.
Согласно подпункта 2 пункта 1 статьи 238 НК РФ не подлежат налогообложению единым социальным налогом все виды установленных законодательством компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с бесплатным предоставлением питания и продуктов или соответствующего денежного возмещения.
В силу пункта 3 статьи 217 НК РФ не подлежат налогообложению все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат, связанных с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей.
В статье 164 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) раскрывается понятие "компенсация" - денежная выплата, установленная в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей.
Общество на основании коллективного договора приняло решение в соответствии со статьей 219 ТК РФ о компенсационных выплатах работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, которые согласно пункту 3 статьи 217 НК РФ не подлежали обложению налогом на доходы физических лиц.
По мнению Министерства финансов Российской Федерации, высказанному в письмах от 27.04.2004 N 04-04-04/53 и от 28.12.2005 N 03-05-01-04/405, компенсации, выплачиваемые работодателем в соответствии со статьей 219 ТК РФ, не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц на основании пункта 3 статьи 217 НК РФ.
Таким образом, в соответствии с пунктом 3 статьи 217 и подпункта 2 пункта 1 статьи 238 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с оплатой стоимости и (или) выдачей полагающегося натурального довольствия, а также с выплатой денежных средств взамен этого довольствия.
Из материалов дела следует, что Общество выплачивало денежные компенсации работникам взамен бесплатного профилактического питания в целях возмещения затрат, связанных с исполнением ими трудовых обязанностей .
Выдача бесплатного профилактического питания работникам предусмотрена статьей 222 ТК РФ на работах с вредными условиями труда по установленным нормам.
Нормы и условия бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов, а также лечебно-профилактического питания утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Суд считает, что Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 31.03.2003 N 14 не является актом законодательства о налогах и сборах и не регулирует вопросы обложения НДФЛ и ЕСН.
Согласно статье 209 ТК РФ вредным производственным фактором является производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию. Опасный производственный фактор - это производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме.
Пункт 1.5 Положения о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного постановлением Министерства труда и социального развития от 14.03.1997 N 12, предусматривает сроки проведения аттестации исходя из изменения условий и характера труда, но не реже одного раза в 5 лет с момента проведения последних измерений.
Основанием для выдачи молока или лечебно-профилактического питания работнику является его фактическая занятость на работах, связанных с вредными производственными факторами, предусмотренными в Перечне вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока и других равноценных пищевых продуктов и лечебно-профилактическое питание, утвержденном приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28.03.2003 N 126.
Приказом Минздравсоцразвития России от 16.02.2009 N 46н утверждены новые "Правила бесплатной выдачи лечебно-профилактического питания" (приложение N 4), пунктом 11 которых установлено, что выдача лечебно-профилактического питания, не полученного своевременно имеющими на это право работниками, а также выплата денежных компенсаций за неполученное своевременно лечебно-профилактическое питание не допускается, за исключением случаев неполучения лечебно-профилактического питания вследствие действий работодателя.
Суд апелляционной инстанции, принимая во внимание приведенные нормы налогового и трудового законодательства, пришел к выводу о том, что денежные компенсации, выданные работникам вместо лечебно-профилактического питания, не должны учитываться при определении налоговой базы по ЕСН и НДФЛ и, соответственно, Инспекция неправомерно начислила спорные суммы налогов, пеней и штрафных санкций.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции полагает, что решение суда подлежит отмене в части отказа в удовлетворении заявления о признании недействительным оспариваемого решения по данному эпизоду.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 27.04.2011 по делу N А42-1027/2011 изменить, изложив резолютивную часть в следующей редакции:
Заявленные Обществом с ограниченной ответственностью "Агат" требований удовлетворить.
Признать недействительным решение Межрайонной ИФНС N 6 по Мурманской области от 30.09.2010 N 35 по эпизоду доначисления ЕСН за 2007 - 2009 годы в сумме 1 105 711 руб., пеней в сумме 188 476,66 руб., налоговой санкции по пункту 1 статьи 122 НК РФ в сумме 221 142,2 руб., а также предложения исчисления и удержания НДФЛ за 2007 - 2009 годы в сумме 555 468 руб., доначисления пеней в сумме 163 333,94 руб., налоговых санкций по статье 123 НК РФ в сумме 111 093,20 руб.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий |
И.А. Дмитриева |
Судьи |
М.Л. Згурская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-1027/2011
Истец: ООО "Агат"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N6 по Мурманской области, Межрайонная инспекция ФНС России N6 по Мурманской области
Хронология рассмотрения дела:
19.07.2011 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-10064/11