г. Чита |
Дело N А19-4724/2011 |
"18" июля 2011 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июля 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 июля 2011 года
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Е.В. Желтоухова, судей Э.В. Ткаченко, Г.Г. Ячменёва, при ведении протокола судебного заседания секретарем Федосеевой Е.Н., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 26 апреля 2011 года по делу NА19-4724/2011, принятого по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Иркутской области (ОГРН 1043800848960 ИНН 3804030755) к Финансовому управлению администрации Нижнеилимского муниципального района (ОГРН 1023802658934 ИНН 3834004400) о признании незаконным бездействия, принятое судьей Куклиной Л.А.,
при участии:
от заявителя: не было;
от заинтересованного лица: не было;
от третьего лица, Администрация Нижнеилимского муниципального района (ОГРН 1063847001020 ИНН 3834003565): не было;
и установил:
Заявитель, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 11 по Иркутской области, обратился с требованием о признании незаконным бездействия Финансового управления администрации Нижнеилимского муниципального района, выразившегося:
- в неисполнении решения Арбитражного суда Иркутской области от 03.02.2010 по делу N А19-25579/09-32;
- в не информировании Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Иркутской области о неисполнении Администрацией Нижнеилимского муниципального района исполнительного листа N 001713130;
- в не приостановлении до момента устранения нарушения осуществления операций по расходованию средств на лицевых счетах Администрации Нижнеилимского муниципального района (за исключением операций по исполнению исполнительных документов).
Также заявитель просит обязать Финансовое управление администрации Нижнеилимского муниципального района устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Иркутской области путем исполнения решения Арбитражного суда Иркутской области от 03.02.2010 по делу N А19-25579/09-32 в соответствии с исполнительным листом N 001713130 в порядке, установленном действующим законодательством.
Решением от 26 апреля 2011 года суд первой инстанции признал незаконным бездействие Финансового управления администрации Нижнеилимского муниципального района, выразившееся в неисполнении решения Арбитражного суда Иркутской области от 03.02.2010 по делу N А19-25579/09-32, как несоответствующее Бюджетному кодексу Российской Федерации.
Суд первой инстанции обязал Финансовое управление администрации Нижнеилимского муниципального района устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Иркутской области путем исполнения решения Арбитражного суда Иркутской области от 03.02.2010 по делу N А19-25579/09-32 в соответствии с исполнительным листом N 001713130 в порядке, установленном действующим законодательством.
Принимая указанное решение, суд первой инстанции пришёл к выводу об отсутствии необходимости в дополнительном отдельном признании незаконным бездействия Финансового управления администрации Нижнеилимского муниципального района, выразившегося в не приостановлении до момента устранения нарушения осуществления операций по расходованию средств на лицевых счетах Администрации Нижнеилимского муниципального района (за исключением операций по исполнению исполнительных документов) и в не информировании налоговой инспекции о неисполнении третьим лицом исполнительного листа.
Налоговый орган, не согласившись с выводами суда первой инстанции, заявил апелляционную жалобу, в которой просит решение изменить и удовлетворить требования заявителя в части признания незаконным бездействия Финансового управления администрации Нижнеилимского муниципального района, выразившегося:
- в не информировании Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Иркутской области о неисполнении Администрацией Нижнеилимского муниципального района исполнительного листа N 001713130;
- в не приостановлении до момента устранения нарушения осуществления операций по расходованию средств на лицевых счетах Администрации Нижнеилимского муниципального района (за исключением операций по исполнению исполнительных документов).
Представитель налогового органа в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, уведомление N 67200038781932.
Представленным ходатайством, налоговый орган просил рассмотреть дело в отсутствие его представителя.
Из апелляционной жалобы следует, что суд первой инстанции не рассмотрел указанные требования.
Представитель Финансового управления в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, уведомление N 67200038781956.
Представитель Администрации в заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, уведомление N 67200038781963.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена судом апелляционной инстанции на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет 20.06.2011.
Согласно п. 2 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке ч. 1, 6 ст. 121, ст.ст. 122, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в обжалуемой части, согласно п. 5 ст. 268 АПК РФ и в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на нее, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Согласно заявлению налогового органа в суд первой инстанции от 09.02.2011, требования заявителя состояли в признании незаконными бездействия Финансового управления администрации Нижнеилимского муниципального района Иркутской области выразившееся:
- в неисполнении решения Арбитражного суда Иркутской области от 03.02.2010 по делу N А19-25579/09-32;
- в не информировании Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Иркутской области о неисполнении Администрацией Нижнеилимского муниципального района исполнительного листа N 001713130, выданного 22.03.2010;
- в неприостановлении до момента устранения нарушения осуществления операций по расходованию средств на лицевых счетах Администрации Нижнеилимского муниципального района (за исключением операций по исполнению исполнительных документов).
Заявитель также просил обязать Финансовое управление администрации Нижнеилимского муниципального района устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем исполнения решения Арбитражного суда Иркутской области от 03.02.2010 по делу N А19-25579/09-32 в соответствии с исполнительным листом N 001713130 в порядке, установленном действующим законодательством.
Суд первой инстанции фактически удовлетворил только первое требование налогового органа, поскольку признал незаконным бездействие Финансового управления администрации Нижнеилимского муниципального района, выразившееся в неисполнении решения Арбитражного суда Иркутской области от 03.02.2010 по делу N А19-25279/09-32, как несоответствующее Бюджетному кодексу Российской Федерации и одновременно обязать Финансовое управление администрации Нижнеилимского муниципального района устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Иркутской области исполнить решение Арбитражного суда Иркутской области от 03.02.2010 по делу N А19-25579/09-32 в соответствии с исполнительным листом N 001713130 в порядке, установленном действующим законодательством.
Таким образом, по мнению суда апелляционной инстанции, из указанного следует и согласуется с доводами апелляционной жалобы налогового органа о том, что суд первой инстанции фактически не рассмотрел, а, следовательно, не принял какого-либо решения по требованиям налогового органа о признании незаконными бездействий Финансового управления администрации Нижнеилимского муниципального района, выразившихся:
- в не информировании Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Иркутской области о неисполнении Администрацией Нижнеилимского муниципального района исполнительного листа N 001713130, выданного 22.03.2010;
- в неприостановлении, до момента устранения нарушения, осуществления операций по расходованию средств на лицевых счетах Администрации Нижнеилимского муниципального района (за исключением операций по исполнению исполнительных документов).
Учитывая, что каждое требование заявителя подлежит рассмотрению, суд апелляционной инстанции считает, что в указанной части решение суда подлежит изменеию, а вопрос об удовлетворении названных требований рассмотрению.
Согласно ст. 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации при неисполнении должником в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, а также при нарушении должником срока выплат, указанного им в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, по исполнительному документу, предусматривающему выплаты периодического характера, данный орган приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений (абз. 1, п.7).
При неисполнении должником исполнительного документа в течение трех месяцев со дня его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, указанный орган в течение 10 дней информирует об этом взыскателя (абз. 3, п.7).
Согласно материалам дела исполнительный лист N 001713130 по делу N А19-25579/09-32 Арбитражного суда Иркутской области от 03.02.2010 поступил в Финансовое управление администрации Нижнеилимского муниципального района Иркутской области (орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений) 23.09.2010 года (т. 1, л/д.13).
Таким образом, 23 декабря 2010 года истек срок на информирование взыскателя орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений о неисполнении должником, исполнительного документа.
Как следует из материалов дела, Финансовое управление в указанный срок не уведомило взыскателя о неисполнении должником исполнительного документа в трехмесячный срок, чем нарушило вышеназванную норму.
Бюджетный кодекс Российской Федерации наделяет Федеральное казначейство не только общими бюджетными полномочиями (по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета и др.), но и возлагает на него особую публичную функцию обеспечения исполнения судебных решений, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений (статьи 166.1 и 242.3 Бюджетного кодекса).
Приостановление в соответствии с пунктом 7 статьи 242.5 Бюджетного кодекса органом, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, операций по расходованию средств в отношении должника не направлено на привлечение последнего в качестве получателя бюджетных средств к ответственности за виновное нарушение бюджетного законодательства. Такое приостановление является временной ограничительной мерой, применяемой к неисправному должнику, не перечислившему в установленный законом трехмесячный срок взыскателю то, что ему причитается. Следовательно, в данных отношениях орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, выступает именно в качестве специального органа местного самоуправления, обеспечивающего в силу закона должное исполнение решений судов в особой процедуре обращения взыскания на бюджетные средства, учитываемые на лицевых казначейских счетах. В этой сфере действия органа Финансового управления предопределены отношениями, связывающими взыскателя и должника, а не взаимоотношениями должника с третьими лицами, поскольку обязанность по исполнению судебного акта лежит на должнике.
При неисполнении судебного решения в отведенный срок органы Финансового управления в предусмотренных пунктом 7 статьи 242.5 Бюджетного кодекса случаях обязаны принять в отношении должника временные ограничительные меры воздействия вне зависимости от причин, приведших к просрочке исполнения судебного акта. При этом приостановление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника в порядке, определенном пунктом 7 статьи 242.5 Бюджетного кодекса, применяется для защиты прав и законных интересов взыскателя денежных средств, учитываемых на лицевых казначейских счетах, являющегося заведомо более слабой стороной в отношениях с государством.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что приостановление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника в порядке пункта 7 статьи 242.5 Бюджетного кодекса является прямо предусмотренной законом обязанностью органа, осуществляющего открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений.
Приостановление вводится ими независимо от объема доведенных до должника лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования исходя из круга оснований, перечисленных в абзаце первом этой статьи Кодекса, и при отсутствии обстоятельств, исключающих применение данной ограничительной меры, исчерпывающий перечень которых содержится в абзаце втором пункта 7 статьи 242.5 Бюджетного кодекса.
Таким образом, неприостановление Финансовым управлением, до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, при неисполнении должником в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, является нарушением п. 87 ст. 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта (решения), действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц недействительными (незаконными) необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону и иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 3 статьи 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 настоящего Кодекса. Главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен порядок исполнения судебных актов по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов (статья 242.2), судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений (статья 242.3), судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджета субъектов Российской Федерации, по денежных обязательствам бюджетных учреждений субъекта Российской Федерации (статья 242.4) и судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам муниципальных бюджетных учреждений (статья 242.5). В пункте 3 постановления Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 указано, что судам следует учитывать, что положения статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации подлежит применению при разрешении споров, возникающих в процессе исполнения судебных актов о взыскании денежных средств с публично-правовых образований, вынесенных как по требованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействиями) государственных органов (органом местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов, так и по иным требованиям.
В этом же пункте разъяснено, что исполнительный лист о взыскании денежных средств с публично-правового образования может быть предъявлен взыскателем для принудительного исполнения судебному приставу-исполнителю лишь в случае, если исполнение решения суда не было произведено за счет средств бюджета в течение указанного в пункте 6 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации трехмесячного срока.
Таким образом, несвоевременное уведомление Финансовым управлением взыскателя о неисполнении должником исполнительного документа и непринятие Финансовым управлением мер установленных законом, к должнику, не исполнившему исполнительный документ в указанный срок, в виде приостановления операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), не только не соответствует нормам действующего законодательства, но и нарушает права и законные интересы взыскателя, ограничивая его в реализации государственных полномочий возложенных на него Налоговым кодексом Российской Федерации.
При указанных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что названные требования заявителя в указанной части подлежат удовлетворению.
Согласно ч. 5 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться:
1) наименование органа или лица, совершивших оспариваемые действия (бездействие) и отказавших в совершении действий, принятии решений; сведения о действиях (бездействии), решениях;
2) название закона или иного нормативного правового акта, на соответствие которым проверены оспариваемые действия (бездействие), решения;
3) указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Поскольку в заявлении налоговый орган от 09.02.2011 года просил суд обязать Финансовое управление устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем исполнения решения Арбитражного суда Иркутской области от 03.02.2010 года по делу N А19-25279/09-32 в соответствии с исполнительным листом N 001713130 в порядке, установленным действующим законодательством, а суд первой инстанции в данной части полностью удовлетворил данное требование, то в отношении доводов рассматриваемых по апелляционной жалобе суд апелляционной инстанции находит возможным указать на обязанность Финансового управления устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Согласно п. 25 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.05.2009 N 36 (ред. от 23.07.2009) "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" по результатам рассмотрения апелляционной жалобы, поданной на часть решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции выносит судебный акт, в резолютивной части которого указывает выводы относительно обжалованной части судебного акта. Выводы, касающиеся необжалованной части судебного акта, в резолютивной части судебного акта не указываются.
Суд, руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом определения об исправлении опечатки от 15 июля 2011 года,
ПОСТАНОВИЛ
Апелляционную жалобу - удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Иркутской области от "26" апреля 2011 года по делу N А19-4724/2011 изменить, изложив резолютивную часть решения в следующей редакции:
Признать незаконным бездействие Финансового управления администрации Нижнеилимского муниципального района, выразившееся в неисполнении решения Арбитражного суда Иркутской области от 03.02.2010 по делу N А19-25579/09-32, как несоответствующее Бюджетному кодексу Российской Федерации.
Обязать Финансовое управление администрации Нижнеилимского муниципального района устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Иркутской области путем исполнения решения Арбитражного суда Иркутской области от 03.02.2010 по делу N А19-25579/09-32 в соответствии с исполнительным листом N 001713130 в порядке, установленном действующим законодательством.
Признать незаконным, как несоответствующим Бюджетному кодексу Российской Федерации, бездействие Финансового управления администрации Нижнеилимского муниципального района Иркутской области, выразившееся:
- в неинформировании Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Иркутской области о неисполнении Администрацией Нижнеилимского муниципального района исполнительного листа N 001713130 выданного по решению Арбитражного суда Иркутской области от 03.02.2009 по делу N А19-25579/09-32;
- в неприостановлении до момента устранения нарушения осуществления операций по расходованию средств на лицевых счетах Администрацией Нижнеилимского муниципального района (за исключением операций по исполнению исполнительных документов).
Финансовому управлению администрации Нижнеилимского муниципального района Иркутской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Иркутской области.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу.
Председательствующий судья |
Е.В. Желтоухов |
Судьи |
Г.Г. Ячменёв |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-4724/2011
Истец: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 11 по Иркутской области
Ответчик: Финансовое управление администрации Нижнеилимского Муниципального района Иркутскоц области
Третье лицо: Администрация Ниженилимского муниципального района
Хронология рассмотрения дела:
18.07.2011 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-2347/11