28 февраля 2011 г. |
Дело N А08-5061/2010-17 |
г. Воронеж |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 10.02.2011.
Постановление в полном объеме изготовлено 28.02.2011.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Семенюта Е.А.,
судей Сергуткиной В.А.,
Миронцевой Н.Д.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Анзельм К.К.,
при участии:
от конкурсного управляющего индивидуального предпринимателя Гончаровой Л.Н. Бондарева Александра Николаевича: Жолудева И.В., представителя по доверенности б/н от 18.05.2010;
от ИП Гончаровой Ларисы Николаевны: Невского А.А., представителя по доверенности б/н от 26.03.2010;
от администрации муниципального образования "Чернянский район" Белгородской области: Иванова А.В., главного специалиста юридического отдела, доверенность б/н от 10.01.2011; Губарева Н.В., представителя по доверенности б/н от 01.01.2011;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу конкурсного управляющего индивидуального предпринимателя Гончаровой Л.Н. Бондарева Александра Анатольевича на решение Арбитражного суда Белгородской области от 5.10.2010 по делу N А08-5061/2010-17 (судья Мироненко К.В.), по заявлению конкурсного управляющего индивидуального предпринимателя Гончаровой Л.Н. Бондарева Александра Анатольевича к Администрации муниципального образования Чернянский район Белгородской области , с участием в качестве третьего лица ИП Гончаровой Л.Н.
УСТАНОВИЛ:
Конкурсный управляющий ИП Гончаровой Л.Н. Бондарев Александр Николаевич (далее - конкурсный управляющий) обратился в Арбитражный суд Белгородской области с заявлением о признании незаконными бездействия Администрации муниципального образования "Чернянский район" Белгородской области (далее - администрация), выразившегося в непринятии решения о предоставлении истцу на праве собственности земельных участков, не подготовке проектов договора купли-продажи земельных участков и направлении их заявителю с предложением о заключении соответствующего договора в отношении следующих земельных участков, расположенных по адресу: Белгородская область, Чернянский район, поселок Чернянка, улица Чкалова: земельный участок, площадью 399 кв.м., кадастровый номер 31:08:170701:0082; земельный участок, площадью 276 кв.м., кадастровый номер 31:08:170701:0093; земельный участок, площадью 3457 кв.м., кадастровый номер 31:08:170701:0102; земельный участок, площадью 3186 кв.м., кадастровый номер 31:08:170701:0100; земельный участок, площадью 3457кв.м., кадастровый номер 31:08:170701:0098; земельный участок, площадью 1762 кв.м., кадастровый номер 31:08:170701:0101; земельный участок, площадью 1807кв.м., кадастровый номер 31:08:170701:0092; земельный участок, площадью 1867 кв.м., кадастровый номер 31:08:170701:0094; земельный участок, площадью 3402 кв.м., кадастровый номер 31:08:170701:0108; земельный участок, площадью 3301 кв.м., кадастровый номер 31:08:170701:0111; земельный участок, площадью 1869 кв.м., кадастровый номер 31:08:170701:0083; земельный участок, площадью 1713 кв.м., кадастровый номер 31:08:170701:0097; земельный участок, площадью 238 кв.м., кадастровый номер 31:08:170701:0088; земельный участок, площадью 340 кв.м., кадастровый номер 31:08:170701:0099; земельный участок, площадью 524 кв.м., кадастровый номер 31:08:170701:0103; земельный участок, площадью 1139 кв.м., кадастровый номер 31:08:170701:0104; земельный участок, площадью 18242 кв.м., кадастровый номер 31:08:170701:0285; земельный участок, площадью 15500 кв.м., кадастровый номер 31:08:170701:0286; земельный участок, площадью 14144 кв.м., кадастровый номер 31:08:170701:0284; земельный участок, площадью 18617 кв.м., кадастровый номер 31:08:170701:0287; земельный участок, площадью 160 кв.м., кадастровый номер 31:08:170701:0105; земельный участок, площадью 1606 кв.м., кадастровый номер 31:08:170701:0107; земельный участок, площадью 831 кв.м., кадастровый номер 31:08:170701:0090; земельный участок, площадью 338 кв.м., кадастровый номер 31:08:170701:0106; земельный участок, площадью 1643 кв.м., кадастровый номер 31:08:170701:0086; земельный участок, площадью 107 кв.м., кадастровый номер 31:08:170701:0087; земельный участок, площадью 50 кв.м., кадастровый номер 31:08:170701:0109; земельный участок, площадью 74 кв.м., кадастровый номер 31:08:170701:0091, а также расположенных по адресу: Белгородская область, Чернянский район, поселок Чернянка, улица Пионерская 1а: земельный участок, площадью 956 кв.м., кадастровый номер 31:08:170701:0045; земельный участок, площадью 791 кв.м., кадастровый номер 31:08:170701:0070; земельный участок, площадью 162 кв.м., кадастровый номер 31:08:170701:0036; земельный участок, площадью 567 кв.м., кадастровый номер 31:08:170701:0052; земельный участок, площадью 610 кв.м., кадастровый номер 31:08:170701:0067; земельный участок, площадью 229 кв.м., кадастровый номер 31:08:170701:0046; земельный участок, площадью 258 кв.м., кадастровый номер 31:08:170701:0060; земельный участок, площадью 157 кв.м., кадастровый номер 31:08:170701:0075; земельный участок, площадью 114 кв.м., кадастровый номер 31:08:170701:0074; земельный участок, площадью 14540 кв.м., кадастровый номер 31:08:170701:0288; земельный участок, площадью 14122 кв.м., кадастровый номер 31:08:170701:0289; земельный участок, площадью 15009 кв.м., кадастровый номер 31:08:170701:0291; земельный участок, площадью 9283 кв.м., кадастровый номер 31:08:170701:0290; земельный участок, площадью 98 кв.м., кадастровый номер 31:08:170701:0049; земельный участок, площадью 344 кв.м., кадастровый номер 31:08:170701:0068; земельный участок, площадью 447 кв.м., кадастровый номер 31:08:170701:0073; земельный участок, площадью 526 кв.м., кадастровый номер 31:08:170701:0069; земельный участок, площадью 218 кв.м., кадастровый номер 31:08:170701:0063; земельный участок, площадью 79 кв.м., кадастровый номер 31:08:170701:0050; земельный участок, площадью 184 кв.м., кадастровый номер 31:08:170701:0058; земельный участок, площадью 116 кв.м., кадастровый номер 31:08:170701:0062; земельный участок, площадью 180 кв.м., кадастровый номер 31:08:170701:0048, обязать администрацию устранить нарушенные права истца и признать за Гончаровой Л.Н. исключительное право на приватизацию следующих земельных участков, расположенных по адресу: Белгородская область, Чернянский район, поселок Чернянка, улица Чкалова: расположенных по адресу: Белгородская область, Чернянский район, поселок Чернянка, улица Чкалова: земельный участок, площадью 399 кв.м., кадастровый номер 31:08:170701:0082; земельный участок, площадью 276 кв.м., кадастровый номер 31:08:170701:0093; земельный участок, площадью 3457 кв.м., кадастровый номер 31:08:170701:0102; земельный участок, площадью 3186 кв.м., кадастровый номер 31:08:170701:0100; земельный участок, площадью 3457кв.м., кадастровый номер 31:08:170701:0098; земельный участок, площадью 1762 кв.м., кадастровый номер 31:08:170701:0101; земельный участок, площадью 1807кв.м., кадастровый номер 31:08:170701:0092; земельный участок, площадью 1867 кв.м., кадастровый номер 31:08:170701:0094; земельный участок, площадью 3402 кв.м., кадастровый номер 31:08:170701:0108; земельный участок, площадью 3301 кв.м., кадастровый номер 31:08:170701:0111; земельный участок, площадью 1869 кв.м., кадастровый номер 31:08:170701:0083; земельный участок, площадью 1713 кв.м., кадастровый номер 31:08:170701:0097; земельный участок, площадью 238 кв.м., кадастровый номер 31:08:170701:0088; земельный участок, площадью 340 кв.м., кадастровый номер 31:08:170701:0099; земельный участок, площадью 524 кв.м., кадастровый номер 31:08:170701:0103; земельный участок, площадью 1139 кв.м., кадастровый номер 31:08:170701:0104; земельный участок, площадью 18242 кв.м., кадастровый номер 31:08:170701:0285; земельный участок, площадью 15500 кв.м., кадастровый номер 31:08:170701:0286; земельный участок, площадью 14144 кв.м., кадастровый номер 31:08:170701:0284; земельный участок, площадью 18617 кв.м., кадастровый номер 31:08:170701:0287; земельный участок, площадью 160 кв.м., кадастровый номер 31:08:170701:0105; земельный участок, площадью 1606 кв.м., кадастровый номер 31:08:170701:0107; земельный участок, площадью 831 кв.м., кадастровый номер 31:08:170701:0090; земельный участок, площадью 338 кв.м., кадастровый номер 31:08:170701:0106; земельный участок, площадью 1643 кв.м., кадастровый номер 31:08:170701:0086; земельный участок, площадью 107 кв.м., кадастровый номер 31:08:170701:0087; земельный участок, площадью 50 кв.м., кадастровый номер 31:08:170701:0109; земельный участок, площадью 74 кв.м., кадастровый номер 31:08:170701:0091, а также расположенных по адресу: Белгородская область, Чернянский район, поселок Чернянка, улица Пионерская 1а: земельный участок, площадью 956 кв.м., кадастровый номер 31:08:170701:0045; земельный участок, площадью 791 кв.м., кадастровый номер 31:08:170701:0070; земельный участок, площадью 162 кв.м., кадастровый номер 31:08:170701:0036; земельный участок, площадью 567 кв.м., кадастровый номер 31:08:170701:0052; земельный участок, площадью 610 кв.м., кадастровый номер 31:08:170701:0067; земельный участок, площадью 229 кв.м., кадастровый номер 31:08:170701:0046; земельный участок, площадью 258 кв.м., кадастровый номер 31:08:170701:0060; земельный участок, площадью 157 кв.м., кадастровый номер 31:08:170701:0075; земельный участок, площадью 114 кв.м., кадастровый номер 31:08:170701:0074; земельный участок, площадью 14540 кв.м., кадастровый номер 31:08:170701:0288; земельный участок, площадью 14122 кв.м., кадастровый номер 31:08:170701:0289; земельный участок, площадью 15009 кв.м., кадастровый номер 31:08:170701:0291; земельный участок, площадью 9283 кв.м., кадастровый номер 31:08:170701:0290; земельный участок, площадью 98 кв.м., кадастровый номер 31:08:170701:0049; земельный участок, площадью 344 кв.м., кадастровый номер 31:08:170701:0068; земельный участок, площадью 447 кв.м., кадастровый номер 31:08:170701:0073; земельный участок, площадью 526 кв.м., кадастровый номер 31:08:170701:0069; земельный участок, площадью 218 кв.м., кадастровый номер 31:08:170701:0063; земельный участок, площадью 79 кв.м., кадастровый номер 31:08:170701:0050; земельный участок, площадью 184 кв.м., кадастровый номер 31:08:170701:0058; земельный участок, площадью 116 кв.м., кадастровый номер 31:08:170701:0062; земельный участок, площадью 180 кв.м., кадастровый номер 31:08:170701:0048 и обязании Администрации устранить нарушенные права истца , обязании в течение месяца с даты вступления решения суда в законную силу заключить с конкурсным управляющим ИП Гончаровой Ларисы Николаевны Бондаревым Александром Анатольевичем договор купли-продажи земельных участков, расположенных по адресу: Белгородская область, п.Чернянка, ул.Чкалова и договор купли-продажи земельных участков, расположенных по адресу: Белгородская область, п.Чернянка ул.Пионерская, 1а, на условиях приложенных к настоящему иску проектов договоров от 19 июля 2010 года. Кроме того, заявитель просил признать за ним исключительное право на приватизацию названных земельных участков (с учетом уточнений).
Определением арбитражного суда Белгородской области от 10.09.2010 к участию в деле, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований привлечена ИП Гончарова Л.Н.
Решением Арбитражного суда Белгородской области от 05.10.2010 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, конкурсный управляющий индивидуального предпринимателя Гончаровой Л.Н. Бондарев Александр Николаевич обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с настоящей жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт, указывая на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права.
Ссылаясь на положения статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации заявитель жалобы просил не применять распоряжение главы администрации Чернянского района Белгородской области от 6.02.2009 г. N 59-р "О резервировании земель", постановление администрации Чернянского района Белгородской области N 671 от 12.08.2010 г. "Об изменении целевого использования земельных участков" как противоречащие требованиям закона.
В судебном заседании арбитражного суда апелляционной инстанции заявитель поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель ИП Гончаровой Л.Н. в судебном заседании поддержал позицию заявителя жалобы.
Представители Администрации в судебном заседании возражали против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в представленных письменных возражениях, считают решение законным и обоснованным.
В судебном заседании 03.02.2011 объявлялся перерыв до 10.02.2011.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзывов, заслушав мнение лиц, участвующих в деле, апелляционная инстанция полагает, что обжалуемое решение подлежит отмене в части.
Как следует из материалов дела и не оспорено ответчиком, Гончарова Лариса Николаевна является индивидуальным предпринимателем. Решением от 27.04.2010 г. по делу N А09-8635/2009 Арбитражный суд Брянской области признал индивидуального предпринимателя Гончарову Л.Н. несостоятельным (банкротом). В отношении Гончаровой Л.Н. введено конкурсное производство. Конкурсным управляющим утвержден арбитражный управляющий Бондарев Александр Анатольевич. На праве собственности ИП Гончаровой Л.Н. принадлежат следующие объекты недвижимости, расположенные по адресу; Белгородская область, п.Чернянка, ул.Пионерская, 1А, :
силосный корпус N 1 кадастровый номер 31:08:19:0000:11226:1"а",
макаронный цех кадастровый номер 31:08:170701:0074:11249:1"а",
пожарный пункт кадастровый номер31:08:170701:0068:11212/03/19:1000/Б,
материальный склад для хранения реактивов кадастровый номер 31:08:170701:0069:3790/01/19:1000/Б,
жилой дом кадастровый номер 31:08:17:0020:11872/03/19:А,
мазутная станция кадастровый номер 31:08:170701:0063:11239:1"а",
подземный склад жидкого топлива кадастровый номер 31:08:17:0050:11222/02/19:А1,
канализационная станция кадастровый номер 31:08:17 07 01:0062:11241:1"а",
трансформаторная подстанция кадастровый номер 31:08:17:0048:11238/02/19:А3,
магазин кадастровый номер 31:08:170701:0058:11242:1"а",
сооружение - водонапорная башня кадастровый номер 31:08:00:00 00:12518/03/19:1001/II,
сооружение - скважина водозаборная (артезианская) с насосной станцией кадастровый номер 31:08:00:0000:12514/03/19:1001/I,
сооружение - скважина водозаборная (артезианская) с насосной станцией кадастровый номер 31:08:00:0000:12510/03/19:1001/I,
сооружение - водонапорная башня кадастровый номер 31:08:00:0000:12509/03/19:1001/I,
сооружение - скважина водозаборная (артезианская) кадастровый номер
31:08:00:0000:12515/03/19:1001/1,
пилорама кадастровый номер 31:08:17 07 01:0073:8181/02/19:1000/Б,
весовая АЦ-30 кадастровый номер 31:08:17:0049:11264/02/19:А2,
котельная кадастровый номер 31:08:1717 01:0067:3808/01/19:1000/Б,
компрессорная кадастровый номер 31:08:17:0701:8064/02/19:1000/А,
бытовой корпус с лабораторией кадастровый номер 31:08:19:0000:11244:1"а",
хлебопекарня кадастровый номер 31:08:170701:0075:11246:1"а",
приемный амбар на 4 проезда кадастровый номер 31:08:17:0036:8409/02/19:А3,
автоприем кадастровый номер 31:08:17:0701:11225/03/19:1000/А,
силосный корпус N 2 кадастровый номер 31:08:19:0000:11230:1а;
а также объекты недвижимости, расположенные по адресу; Белгородская область, п.Чернянка, ул., Чкалова, в том числе:
нежилое здание сервисное кадастровый номер 31:08:170701:0082:8918/02/19:1000/Б,
зерносклад N N 1,2 кадастровый номер 31:08:19:0000:8552,
зерносклад N N 3,4 кадастровый номер 31:08:19:0000:8637,
зерносклад N N 5,6 кадастровый номер 31:08:19:0000:8546,
зерносклад N 9 кадастровый номер 31:08:170701:0094:8548:00,
зерносклад N 12-13 кадастровый номер 31:08:19:0000:8545,
зерносклад N 14 кадастровый номер 31:08:19:0000:8550:00,
зерносклад N 18 кадастровый номер 31:08:19:0000:8543:00,
зерносушилка ДСП-32 кадастровый номер 31:08:170701:0088:8547:00,
весовая АЦ-25 кадастровый номер 31:08:170701:0103:0103:8684:00,
камера для сушки кукурузы кадастровый номер 31:08:19:0000:11202:00,
молотильно-калибровочный цех кадастровый номер 31:08:19:000:11200:00,
склад готовой продукции кадастровый номер 31:08:19:0000:11203:00,
склад обмолоченных семян кадастровый номер 31:08:19:0000:9065:00,
цех снятия початков кукурузы кадастровый номер 31:08:19:0000:9040:00,
навес для хранения початков кукурузы кадастровый номер 31:08:19:0000:8551:00,
сооружение - водонапорная башня кадастровый номер 31:08:00:0000:12522/03/19:1001/I,
сооружение - скважина водозаборная (артезианская) кадастровый номер 31:08:00:0000:12517/03/19:1001/I,
комната приема пищи кадастровый номер 31:08:19:0000:8821:00,
проходная кадастровый номер 31:08:19:0000:8905:00,
сушильно-очистительная башня кадастровый номер 31:08:170701:0099:8770,
зерносклад N N 10-11 кадастровый номер 31:08:19:0000:8542:00,
зерносклад N 7 кадастровый номер 31:08:19:0000:8600:00,
зерносклад N 8 кадастровый номер 31:08:19:0000:8663,
нежилое здание кадастровый номер 31:08:170701:0093:8540/02/19:1000/Б,
склад жидкого топлива кадастровый номер 31:08:19:0000:8549:00.
Сведения о принадлежности названных объектов индивидуальному предпринимателю подтверждается записями в Едином реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о чем выданы свидетельства о регистрации права.
Полагая, что обладает исключительным правом на приобретение земельных участков в собственность, на которых расположены названные объекты недвижимости, ИП Гончарова Л.Н. 14.10.2010 г. обратилась в Администрацию Чернянского муниципального района Белгородской области с заявлением о предоставлении ей в собственность данных земельных участков с приложением документов, необходимых в соответствии с требованиями ст.36 Земельного кодекса РФ и Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 30.10.2007 г. N 370.
Поскольку ответчиком никаких мер по рассмотрению названного заявления в соответствии с требованиями действующего законодательства не было принято, 21.05.2010 г. и 16.08.2010 г. конкурсный управляющий ИП Гончаровой Л.Н. Бондарев А.А. направил в адрес Администрации два договора купли-продажи спорных земельных участков, в которых предусмотрел условия, на которых участки передаются в собственность, в т.ч. стоимость данных участков.
Действий по предоставлению земельных участков, либо по отказу в предоставлении земельных участков от Администрации не последовало, в связи с чем заявитель обратился в арбитражный суд Белгородской области с рассмотренными требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал на разъяснения, содержащиеся в пункте 4 Постановления Пленумы Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 г. "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" о том, что правомерным отказом в продаже земельного участка может служить то обстоятельство, что в соответствии с генеральным планом развития города, поселка, иного населенного пункта, утвержденным до обращения собственника недвижимости с заявлением о выкупе земельного участка, на данном земельном участке предусмотрено строительство другого объекта и исходил из того факта, что спорные земельные участки зарезервированы в соответствии с распоряжением N 59-р "О резервировании земель".
Не соглашаясь с выводами суда первой инстанции апелляционный суд исходит из следующего.
Как видно из материалов дела, на спорных земельных участках расположены здания и сооружения, принадлежащие ИП Гончаровой Л.Н. Ранее данные объекты находились в пользовании государственного предприятия Черянский элеватор.
В 1993 названные объекты, путем приватизации перешли в собственность ОАО "Чернянский элеватор" (распоряжение N 482-р Администрации Белгородской области от 9.08.1993 г. "Об утверждении плана приватизации государственного предприятия Чернянского элеватора и Устава акционерного общества открытого типа "Чернянский элеватор") и позднее были переданы ИП Гончаровой Л.Н. в собственность.
В соответствии с постановлением администрации п.Чернянка Чернянского района Белгородской области N 222 от 6.10.1992 г. Чернянскому элеватору в постоянное пользование для производственных целей под здания, строения, сооружения элеватора были переданы земельные участки и выдано свидетельство о праве собственности на землю бессрочного (постоянного пользования) землей от 22.10.1992 г. N 63.
Подпунктом 5 пункта 1 части 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ определен правовой принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 35 Земельного кодекса РФ и пунктом 3 статьи 552 Гражданского кодекса Российской Федерации при продаже недвижимости (переходе права собственности) , находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, покупатель приобретает право пользования частью земельного участка и необходимой для его использования.
В силу пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица- собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с положениями, изложенными в пункте 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 г. N 11 поскольку данное право является исключительным, никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого соответствующим зданием, строением, сооружением.
Из представленных в материалы дела документов ( в т.ч. документов о предоставление земельных участков в пользование Чернянскому элеватору, плана приватизации) фактически объекты, расположенные на спорных земельных участках, представляют собой элеватор и используются для целей, связанных с приемкой, доработкой, сушкой, хранением и переработкой сельскохозяйственной продукции. Администрацией указанное достоверными доказательствами не опровергнуто. Кроме того, представленным заявителем заключением ООО Центр Независимой Технической Экспертизы Промышленных Предприятий "Эксперт", составленным по результатам комиссионного исследования спорных земельных участков и расположенных на них объектов недвижимости, подтверждается, что расположенные на земельных участках объекты предназначены для приема, обработки, хранения, отпуска (реализации) зерна и продуктов его переработки, а также продуктов переработки зерна (сельскохозяйственного использования) и фактически используются (эксплуатируются) в данных целях.
Отклоняя довод администрации о резервировании спорных земельных участков в связи с необходимостью расположения на них объектов мельничного комплекса, суд апелляционной инстанции находит возможным принять во внимание обстоятельства, установленные в рамках рассмотренного дела N А08-8103/2009-17 по заявлению индивидуального предпринимателя Гончаровой Л.Н. о признании недействительным постановления Администрации Чернянского района Белгородской области от 17.07.2009 г. N 565 "Об изъятии имущества для муниципальных нужд" в части, касающейся имущества и земельных участков о предоставлении которых разрешается спор по настоящему делу. Постановление апелляционной инстанции, которым были удовлетворены заявленные требования, оставлено без изменения судом кассационной инстанции.
Так, в рамках названного спора, суд провел анализ документов, на которые в настоящем деле ответчик ссылается как на доказательства, свидетельствующие о правомерности ненормативного акта о резервировании спорных участков, а именно предметом исследования был генеральный план застройки п.Чернянка, выкопировка из генерального плана, проектная документация по строительству мельничного комплекса. Проанализировав данные документы суды пришли к выводу, что данными документами не предусматривается такое строительство объекта местного значения, которое требовало бы изъятия всех используемых собственником - ИП Гончаровой Л.Н. земельных участков (о выкупе которых заявил предприниматель) и объектов недвижимости на них. Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, с которым согласилась и кассационная инстанция о том, что документами территориального планирования п.Чернянка не предусматривается такое строительство объекта местного значения, которое требовало бы изъятия всех используемых собственником объектов недвижимости земельных участков. В рамках дела N А08-8103/2009-17 суд также установил, что объекты недвижимости, расположенные на испрашиваемых участках входят в состав имущественного комплекса элеватора.
Суд апелляционной инстанции в рамках настоящего спора находит, что распоряжение главы Администрации Чернянского района Белгородской области от 06.02.2009 г. N 59-р "О резервировании земель", в также Постановление администрации Чернянского района Белгородской области N 671 от 12.08.2010 г. "Об изменении целевого использования земельных участков", на которые ссылается ответчик в обоснование своей позиции о невозможности предоставления в собственность земельных участков в связи с их резервированием, и изменением целевого назначения спорных земельных участков не могут быть применены в рассматриваемом случае в связи со следующим .
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 г. N 561 "О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд" утверждено Положение о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд (далее - Положение).
Согласно пункту 7 Положения решение о резервировании, принятое органами местного самоуправления, подлежит опубликованию в официальных средствах массовой информации органов местного самоуправления по месту нахождения резервируемых участков. Решение о резервировании земель вступает в силу не ранее его опубликования. Приложения N 1,2 являются неотъемлемой частью данного распоряжения. При этом приложения с перечнем участков, подлежащих изъятию (резервированию) опубликованы не были.
В соответствии с пунктом 8 названного Положения орган государственной власти или орган местного самоуправления , принявшие решение о резервировании земель, направляют копию решения о резервировании земель и прилагаемую к нему схему резервируемых земель в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющих ведение государственного кадастра недвижимости в порядке, установленном статьей 15 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости". Государственная регистрация ограничений прав, установленных решением о резервировании земель, а также прекращения таких ограничений осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Временный порядок резервирования земель на территории Белгородской области для государственных нужд области или муниципальных нужд утвержден постановлением Правительства Белгородской области от 17.09.2007 г. N 210-пп.
Согласно п.1.9 Временного порядка орган, принявший решение о резервировании земель, в месячный срок со дня вступления в силу данного решения направляет его копию в орган, осуществляющий ведение государственного кадастра недвижимости.
Государственная регистрация ограничений прав, установленных решением о резервировании земель, осуществляется в Управлении федеральной регистрационной службы по Белгородской области по заявлению уполномоченного органа либо органом, уполномоченным на резервирование земель для муниципальных нужд (п.1.10 временного порядка).
Решение о резервировании земель должно содержать сведения о земельном участке либо перечень земельных участков (частей земельных участков), подлежащих резервированию, срок и цель резервирования (п.2.4).
В пункте 4.1 Постановления Правительства Белгородской области N 120-пп указано, что решение о резервировании земель направляется уполномоченным органом либо органом, уполномоченным на резервирование земель для муниципальных нужд землепользователям, землевладельцам и арендаторам зарезервированных земель в течение четырнадцати календарных дней.
В нарушение названных положений решение о резервировании спорных земельных участков не было полностью опубликовано в средствах массовой информации, не направлено в орган государственной власти, осуществляющий ведение государственного кадастра недвижимости, государственная регистрация ограничений прав, установленных решение о резервировании осуществлена не была, решение не было направлено землепользователю спорных земельных участков.
В соответствии со ст.70.1 Земельного кодекса РФ резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 ЗК РФ, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам , также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности , созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов. Резервирование земель допускается в зонах планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд, а также в пределах иных необходимых в соответствии с федеральными законами для обеспечения государственных или муниципальных нужд определяется Правительством Российской Федерации.
Статьей 49 ЗК РФ установлены исключительные случаи , связанные с изъятием земельных участков, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности.
Анализ названных норм позволяет сделать вывод, что решение о резервировании земельных участков, что является первоначальным этапом для дальнейшего возможного изъятия участков, должно соответствовать данным требованиям и быть обоснованным.
Относительно изменения разрешенного вида использования спорных земельных участков апелляционная коллегия находит необходимым отметить следующее.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением случаев изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, а также случаев, предусмотренных пунктом 5 настоящей статьи и статьей 4.1 настоящего Федерального закона с учетом результатов публичных слушаний. Указанные публичные слушания организуются и проводятся в порядке, определенном уставом муниципального образования с учетом положений частей 3-10 статьи 39 Градостроительного кодекса РФ в части соответствующих требований.
Советом Депутатов Чернянского района Белгородской области 18.07.2007 г. принято решение N 320 "Об уставе муниципального района "Чернянский район" Белгородской области. Согласно подпункта 3 пункта 2 статьи 44 на публичные слушания должны выноситься проекты планов и программ развития муниципального района, проекты правил землепользования и застройки , проекты планировки территорий и проекты межевания территорий, а также вопросы _ изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки.
Доказательств вынесения на публичные слушания правил землепользования и застройки ответчиком не представлено
Следует также отметить тот факт, что названый ненормативный акт был принят после обращения индивидуального предпринимателя Гончаровой Л.Н. в Администрацию с заявлением о выкупе земельных участков, в связи с чем не может быть принят во внимание при разрешении вопроса о предоставлении в собственность спорных земельных участков.
Ссылка администрации на то, что вышеуказанные ненормативные акты не были признаны недействительными не может быть принята во внимание апелляционной инстанцией, так как согласно абз.12 статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления противоречащего закону, о чем заявителем и были сделаны заявления.
Доводы о недостоверном указании Гончаровой Л.Н. целевого использования земельных участков не могут быть приняты во внимание, поскольку указывая на целевое использование - личное подсобное хозяйство, заявитель основывалась на виде использования, указанном в кадастровых паспортах на земельные участки, выданных компетентными органами.
Стоимость земельных участков, принятая за основу в проектах договоров, направленных конкурсным управляющим в Администрацию, указана также в кадастровых паспортах и соответствует утвержденным постановлением Правительства Белгородской области от 27.04.2007 г. N 101-пп удельным показателям кадастровой стоимости земель населенных пунктов для земель сельскохозяйственного использования в квартале, в границах которого расположены спорные земельные участки.
В состав земель в Российской Федерации в соответствии со ст.7 Земельного кодекса Российской Федерации (пп.2 п.1) входят земли населенных пунктов.
В состав земель населенных пунктов могут входить земли сельскохозяйственного назначения (пп.6 п.1 ст.85 ЗК РФ).
В соответствии с п.11 ст.85 Земельного кодекса РФ земельные участки, занятые пашнями, многолетними насаждениями, а также зданиями, строениями, сооружениями сельскохозяйственного назначения используются в целях ведения сельскохозяйственного производства, и относятся в населенных пунктах к земельным участкам сельскохозяйственного использования.
Как было указано ранее, согласно представленного экспертного заключения от 12.01.2011 г. здания, строения, сооружения представляют собой комплекс сельскохозяйственного назначения - элеватор и предназначены для приема, обработки, хранения, отпуска (реализации) зерна и продуктов его переработки, а также производства продуктов переработки зерна (сельскохозяйственного использования) и фактически используются (эксплуатируются) в данных целях.
Доказательств целевого использования земельных участков для размещения промышленных объектов, исходя из чего Администрацией была рассчитана выкупная стоимость земельных участков, ответчиком не представлено, как и не представлено доказательств, что для использования объектов, которые находятся на спорном земельном участке требуется меньшая площадь участков.
Согласно пункту 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", определяя цену земельного участка по договору купли-продажи, заключаемому в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, стороны должны руководствоваться Законом о введении в действие данного Кодекса, содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка.
Пунктом 1 статьи 2 Закона о введении в действие Земельного кодекса (в редакции от 24.07.2007) установлен субъектный состав лиц, которым до 01.01.2012 осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
К этим лицам относятся:
коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, в том числе возведенных на месте разрушенных или снесенных либо реконструированных зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности;
граждане и некоммерческие организации, являющиеся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений и сооружений, если право собственности указанных лиц на эти здания, строения, сооружения возникло до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации и если федеральными законами для указанных собственников не предусмотрен иной порядок приобретения земельных участков в собственность.
При приобретении этими лицами земельных участков, на которых расположены принадлежащие им здания, строения, сооружения, их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах:
20 процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 млн. человек;
2,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
До установления субъектами Российской Федерации цены земельного участка применяется наибольшая для соответствующей местности цена земельного участка.
Из содержания приведенной нормы следует, что ее действие распространяется на собственников строений, зданий, сооружений, находившихся ранее в государственной или муниципальной собственности.
Таким образом, для приобретения собственником такого объекта недвижимости земельного участка по льготной цене, установленной пунктом 1 статьи 2 Закона о введении в действие Земельного кодекса, достаточно установить факт отчуждения недвижимого имущества в процессе приватизации государственных (муниципальных) предприятий.
Положения о субъектом составе лиц, которые могут приобрести земельные участки в собственность, содержатся и в Законе Белгородской области "Об установлении выкупной цены при продаже земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности.
Факт отчуждения имущества, принадлежащего в настоящее время ИП Гончаровой Л.Н. из государственной собственности подтвержден документами, свидетельствующими о приватизации данного имущества ОАО "Чернянский элеватор".
Не может быть признан состоятельным довод Администрации об отсутствии на земельных участках с кадастровыми номерами 31:08:17 07 01:0288,31:08:17 07 01:0289,31:08:17 07 01:0291,31:08:17 07 01:0284,31:08:17 07 01:0285,31:08:17 07 01:0286,31:08:17 07 01:0287. Заявляя данный довод Администрация ссылается на сообщение , представленное ФГУ "Земельная кадастровая палата", однако сообщение об отсутствии существующих обременениях сервитутах безусловно не свидетельствует об отсутствии на спорных участках объектов недвижимости. Кроме того, названное учреждение не наделено полномочиями по предоставлению данных сведений.
Также, указанное опровергается представленными в материалы дела кадастровыми паспортами на объекты недвижимости, экспертным заключением, представленным заявителем.
На основании части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из части 5 статьи 200 АПК РФ, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Принимая во внимание вышеизложенное, апелляционная коллегия находит, что обжалуемые бездействия не соответствуют требованиям действующего законодательства, нарушают права и законные интересы заявителя по приобретению в собственность земельных участков, на которых расположены объекты, принадлежащие ИП Гончаровой Л.Н. на праве собственности.
Учитывая, что ответчик незаконно бездействовал и не направил заявителю проекты договоров купли-продажи земельных участков и проверив представленный расчет, апелляционная инстанция также признает правомерным требование о заключении договоров купли-продажи на условиях, изложенных в прилагаемых к заявлению о предоставлении участков в собственность проектах договоров в соответствии с требованиями земельного законодательства в месячный срок.
Таким образом, апелляционная коллегия находит, что требования о признании оспариваемого бездействия Администрации муниципального образования "Черянский район" Белгородской области и обязании устранить нарушения прав заявителя путем совершения определенных требований, подлежат удовлетворению.
В удовлетворении требований о признании за Гончарвой Л.Н. исключительного права на приватизацию истребуемых земельных участков отказано правомерно, поскольку данное право предоставлено собственнику объектов недвижимости в силу закона.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что апелляционная жалоба подлежит частичному удовлетворению, а решение Арбитражного суда Белгородской области от 05.10.2010 по делу N А08-5061/2010-17 отмене в части.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом результатов рассмотрения дела расходы по уплате госпошлины за рассмотрение деда в суде апелляционной инстанции подлежат взысканию с ответчика в пользу конкурсного управляющего ИП Гончаровой Л.Н. Бондарева А.А.
Руководствуясь частью 2 статьи 269, ст.ст. 270, 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Белгородской области от 05.10.2010 по делу N А08-5061/2010-17 отменить в части.
Признать незаконным бездействие Администрации Чернянского района Белгородской области , выразившееся в непринятии решения о предоставлении индивидуальному предпринимателю Гончаровой Людмилы Николаевны в лице конкурсного управляющего Бондарева Александра Анатольевича на праве собственности земельных участков, не подготовке проекта договоров купли-продажи земельных участков и направлении их заявителю с предложением о заключении соответствующего договора в отношении земельных участков
указанных в заявлении, поданном в Администрацию муниципального образования Чернянский район Белгородской области .
Обязать Администрацию муниципального образования Чернянский район Белгородской области устранить нарушение прав индивидуального предпринимателя Гончаровой Людмилы Николаевны в лице конкурсного управляющего Бондарева Александра Анатольевича путем заключения договоров купли-продажи земельных участков, расположенных по адресу Белгородская области, п.Чернянка, ул.Чкалова:
земельный участок, площадью 399 кв.м., кадастровый номер 31:08:170701:0082; земельный участок, площадью 276 кв.м., кадастровый номер 31:08:170701:0093; земельный участок, площадью 3457 кв.м., кадастровый номер 31:08:170701:0102; земельный участок, площадью 3186 кв.м., кадастровый номер 31:08:170701:0100; земельный участок, площадью 3457кв.м., кадастровый номер 31:08:170701:0098; земельный участок, площадью 1762 кв.м., кадастровый номер 31:08:170701:0101; земельный участок, площадью 1807кв.м., кадастровый номер 31:08:170701:0092; земельный участок, площадью 1867 кв.м., кадастровый номер 31:08:170701:0094; земельный участок, площадью 3402 кв.м., кадастровый номер 31:08:170701:0108; земельный участок, площадью 3301 кв.м., кадастровый номер 31:08:170701:0111; земельный участок, площадью 1869 кв.м., кадастровый номер 31:08:170701:0083; земельный участок, площадью 1713 кв.м., кадастровый номер 31:08:170701:0097; земельный участок, площадью 238 кв.м., кадастровый номер 31:08:170701:0088; земельный участок, площадью 340 кв.м., кадастровый номер 31:08:170701:0099; земельный участок, площадью 524 кв.м., кадастровый номер 31:08:170701:0103; земельный участок, площадью 1139 кв.м., кадастровый номер 31:08:170701:0104; земельный участок, площадью 18242 кв.м., кадастровый номер 31:08:170701:0285; земельный участок, площадью 15500 кв.м., кадастровый номер 31:08:170701:0286; земельный участок, площадью 14144 кв.м., кадастровый номер 31:08:170701:0284; земельный участок, площадью 18617 кв.м., кадастровый номер 31:08:170701:0287; земельный участок, площадью 160 кв.м., кадастровый номер 31:08:170701:0105; земельный участок, площадью 1606 кв.м., кадастровый номер 31:08:170701:0107; земельный участок, площадью 831 кв.м., кадастровый номер 31:08:170701:0090; земельный участок, площадью 338 кв.м., кадастровый номер 31:08:170701:0106; земельный участок, площадью 1643 кв.м., кадастровый номер 31:08:170701:0086; земельный участок, площадью 107 кв.м., кадастровый номер 31:08:170701:0087; земельный участок, площадью 50 кв.м., кадастровый номер 31:08:170701:0109; земельный участок, площадью 74 кв.м., кадастровый номер 31:08:170701:0091,
и договора купли-продажи земельных участков , расположенных по адресу Белгородская область, п.Чернянка, ул.Пионерская,1-а :
земельный участок, площадью 956 кв.м., кадастровый номер 31:08:170701:0045; земельный участок, площадью 791 кв.м., кадастровый номер 31:08:170701:0070; земельный участок, площадью 162 кв.м., кадастровый номер 31:08:170701:0036; земельный участок, площадью 567 кв.м., кадастровый номер 31:08:170701:0052; земельный участок, площадью 610 кв.м., кадастровый номер 31:08:170701:0067; земельный участок, площадью 229 кв.м., кадастровый номер 31:08:170701:0046; земельный участок, площадью 258 кв.м., кадастровый номер 31:08:170701:0060; земельный участок, площадью 157 кв.м., кадастровый номер 31:08:170701:0075; земельный участок, площадью 114 кв.м., кадастровый номер 31:08:170701:0074; земельный участок, площадью 14540 кв.м., кадастровый номер 31:08:170701:0288; земельный участок, площадью 14122 кв.м., кадастровый номер 31:08:170701:0289; земельный участок, площадью 15009 кв.м., кадастровый номер 31:08:170701:0291; земельный участок, площадью 9283 кв.м., кадастровый номер 31:08:170701:0290; земельный участок, площадью 98 кв.м., кадастровый номер 31:08:170701:0049; земельный участок, площадью 344 кв.м., кадастровый номер 31:08:170701:0068; земельный участок, площадью 447 кв.м., кадастровый номер 31:08:170701:0073; земельный участок, площадью 526 кв.м., кадастровый номер 31:08:170701:0069; земельный участок, площадью 218 кв.м., кадастровый номер 31:08:170701:0063; земельный участок, площадью 79 кв.м., кадастровый номер 31:08:170701:0050; земельный участок, площадью 184 кв.м., кадастровый номер 31:08:170701:0058; земельный участок, площадью 116 кв.м., кадастровый номер 31:08:170701:0062; земельный участок, площадью 180 кв.м., кадастровый номер 31:08:170701:0048
на условиях проектов договоров от 19.07.2010 г., представленных конкурсным управляющим индивидуального предпринимателя Гончаровой Ларисы Николаевны с заявлением от 19.07.2010.
В остальной части решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Администрации муниципального образования Чернянский район Белгородской области в пользу конкурсного управляющего индивидуального предпринимателя Гончаровой Людмилы Николаевны Бондарева Александра Анатольевича расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
Е.А. Семенюта |
Судьи |
В.А. Сергуткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А08-5061/2010
Истец: Гончарова Лариса Николаевна, ИП Бондарев Александр Анатольевич
Ответчик: Администрация муниципального района "Чернянский район" Белгородской области
Третье лицо: ИП Гончарова Л. Н., Департамент имущественных и земельных отношений Белгородской области
Хронология рассмотрения дела:
09.08.2011 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-7852/10
29.07.2011 Определение Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-1526/11
07.07.2011 Определение Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-1526/11
29.06.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-1526/11
27.05.2011 Определение Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-1526/11
28.02.2011 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-7852/10