город Ростов-на-Дону |
дело N А32-35101/2010 |
22 июля 2011 г. |
15АП-7178/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июля 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 июля 2011 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шимбаревой Н.В.
судей Гиданкиной А.В., Николаева Д.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
Канкуловой В.В.
при участии:
от Новокубанского районного союза потребительских обществ: Морозов И.А. по доверенности от 03.05.2011 г.;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ИФНС России по Новокубанскому району Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.05.2011 по делу N А32-35101/2010
по заявлению Новокубанского районного союза потребительских обществ
(ИНН 2343004276, ОГРН 1022304361870)
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Новокубанскому району Краснодарского края
при участии третьего лица: Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Краснодарскому краю
о признании недействительным решения в части
принятое в составе судьи Руденко Ф.Г.
УСТАНОВИЛ:
Новокубанский районный союз потребительских обществ обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения ИФНС России по Новокубанскому району Краснодарского края N 24 от 25.10.2010 в части привлечения к налоговой ответственности за совершение налоговых правонарушений в период с 2008 по 2009 г.г., в размере доначисления земельного налога на сумму 941 532 рублей, штрафных санкций в размере 188306, 4 рублей, пени в размере 112 825, 73 рублей.
Решением суда от 16.05.2011 г. признано недействительным решение ИФНС России по Новокубанскому району N 24 от 25.10.2010 г. в части привлечения к налоговой ответственности Новокубанского районного союза потребительских обществ за совершение налоговых правонарушений в период с 2008 по 2009 г.г., в размере доначисления земельного налога на сумму 941 532 рублей, штрафных санкций в размере 188 306, 4 рублей, пени в размере 112 825, 73 рублей.
Решение мотивировано тем, что изменения в кадастровой стоимости земельного участка не были утверждены и доведены до сведения налогоплательщика до 01.03.2009, поэтому не могли применяться для исчисления земельного налога.
ИФНС России по Новокубанскому району Краснодарского края обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просила решение отменить.
Податель жалобы полагает, что распоряжением главы администрации Краснодарского края от 29.12.2007 N 1202-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края" вступило в силу со дня подписания. Документы, подтверждающие обращение Новокубанского районного союза потребительских обществ в судебные инстанции по вопросу применения Распоряжения отсутствуют.
В отзыве на апелляционную жалобу Новокубанский районный союз потребительских обществ просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Участвующие в деле лица о рассмотрении дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились. Дело рассмотрено в порядке ст.156 АПК РФ.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ИФНС России по Новокубанскому району Краснодарского края проведена выездная налоговая проверка Новокубанского районного союза потребительских обществ по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах, правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет за период с 01.01.2008 по 31.12.2009, по своевременному перечислению налога на доходы физических лиц в бюджет с 01.11.2009 по 01.07.2010.
По результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки инспекцией вынесено Решение от 25.10.2010 N 24 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в виде штрафа в сумме 214672,9 руб., в том числе: по п.1 ст. 122 НК РФ за неуплату земельного налога - 188306,4 руб., по ст. 123 НК РФ за невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и перечислению налога на доходы физических лиц - 26366,5 руб. Также предложено уплатить налоги в сумме 1 205 197 руб., в том числе: земельный налог - 941 532 руб., налог на доходы физических лиц - 263 665 руб., перечислить пени за несвоевременное перечисление налогов в сумме 117 229,22 руб. Всего начислено по решению 1 537 099,12 руб.
01.12.2010 г. руководителем Управления ФНС России по Краснодарскому краю вынесено решение N 16-12-1292, которым утверждено решение Инспекции от 25.10.2010 N 24, апелляционная жалоба Новокубанского районного союза потребительских обществ оставлена без удовлетворения.
Новокубанский районный союз потребительских обществ не согласился с решением Инспекции от 25.10.2010 N 24, что и явилось основанием его обращения в арбитражный суд.
Установлено, что у Новокубанского районного союза потребительских обществ на праве собственности имеются земельные участки, в том числе,
Новокубанский районный союз потребительских обществ является плательщиком земельного налога.
В решении от 25.10.2010 N 24 инспекция указала, что в нарушение п. 1 ст. 390 НК РФ налогоплательщик неверно определил налоговую базу по земельному налогу на земельные участки, находящиеся по адресу: г. Новокубанск, ул. Пролетарская, 1/1 и ул. Фрунзе, 2 ввиду не использования кадастровой стоимости земли, утвержденной Распоряжением Главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 29.12.2007 г. N 1202-р.
Кроме того, налогоплательщиком не учтено Постановление Главы муниципального образования Новокубанский район Краснодарского края N 2221 от 25.12.2007 о разделе земельного участка, расположенного по адресу: г. Новокубанск, ул. Фрунзе, 2, на два самостоятельных участка площадью 21 587 кв.м. и 10 147 кв.м.
Новокубанский Райпотребсоюз оплачивал земельный налог за земельные участки по адресам: г. Новокубанск, ул. Фрунзе, 2 и г. Новокубанск, ул. Пролетарская, 1/1, исходя из их общей кадастровой стоимости в размере 5 832 259,70 руб.
Удовлетворяя требования Новокубанского районного союза потребительских обществ, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим:
В силу ст. 388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Согласно ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
В соответствии с п. 1 ст. 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
В п. 1 статьи 391 НК РФ указано, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В силу статьи 393 НК РФ налоговым периодом признается календарный год. Отчетным периодом для налогоплательщиков - организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, признается первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
В соответствии с п. 14 ст. 396 НК РФ, по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом органами местного самоуправления (исполнительными органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), не позднее 1 марта этого года.
Таким образом, налогоплательщик обязан самостоятельно исчислить земельный налог, исходя из кадастровой стоимости земельного участка, которая доводится до его сведения в установленном порядке.
В соответствии со ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 г. N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель" органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, утверждают результаты государственной оценки земель.
В п.7 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 54 "О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога" разъяснено следующее:
"Пунктами 1 и 2 статьи 390 НК РФ предусмотрено, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельного участка, которая устанавливается в соответствии с земельным законодательством.
Если кадастровая стоимость земельного участка на момент возникновения спорных правоотношений не установлена, арбитражным судам следует руководствоваться положениями статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации и пункта 13 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", согласно которым, если кадастровая стоимость земли не определена, в этом случае для целей налогообложения применяется нормативная цена земли".
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.03.2008 N 9504/07, постановление органа государственной власти субъекта Российской Федерации об утверждении результатов государственной кадастровой оценки является нормативным правовым актом.
В силу части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
В соответствии с частью 1 статьи 46 Закона Краснодарского края от 06.06.1995 N 7-КЗ "О правотворчестве и нормативных правовых актах Краснодарского края" (с изменениями) официальным опубликованием нормативных правовых актов края признается первая публикация их полного текста в газете "Кубанские новости" или Информационном бюллетене Законодательного Собрания Краснодарского края.
Распоряжение от 29.12.2007 г. N 1202-р было опубликовано в установленном порядке, только 13.03.2009 года в газете "Кубанские новости" N37. Соответственно, данный нормативный правовой акт не мог подлежать применению до указанной даты, в силу прямого указания Конституции РФ.
Таким образом, на 1 января 2009 г. изменения в кадастровой стоимости земельных участков, не были утверждены и не были доведены до сведения Новокубанского районного союза потребительских обществ до 1 марта 2009 г.
Поскольку по состоянию на 01.01.2009 г. стоимость земельных участков не была определена в установленном порядке, у Новокубанского районного союза потребительских обществ не возникло обязанности по исчислению налога исходя из кадастровой стоимости земельного участка равной 11 900 097,19 руб. и 25 316 585,99 руб.
Ссылки инспекции на то, что документы, подтверждающие обращение Новокубанского районного союза потребительских обществ в судебные инстанции по вопросу применения Распоряжения, отсутствуют, не принимаются во внимание.
Суд первой инстанции правильно признал недействительным решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Новокубанскому району N 24 от 25.10.2010 г. в части привлечения к налоговой ответственности Новокубанского районного союза потребительских обществ за совершение налоговых правонарушений в период с 2008 по 2009 г.г., в размере доначисления земельного налога на сумму 941532 рублей, штрафных санкций в размере 188306, 4 рублей, пени в размере 112825, 73 рублей.
Суд первой инстанции выполнил требования статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полно, всесторонне исследовал и оценил представленные в деле доказательства и принял законный и обоснованный судебный акт.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену оспариваемого акта (ч. 4 ст. 270 АПК РФ), судом апелляционной инстанции не установлено, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.05.2011 по делу N А32-35101/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Н.В. Шимбарева |
Судьи |
А.В. Гиданкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-35101/2010
Истец: Новокубанский районный Союз потребительских обществ
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по Новокубанскому району Краснодарского края
Третье лицо: Новокубанский районный Союз потребительских обществ, Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Краснодарскому краю, Инспекция ФНС России