г. Ессентуки
июля
2011 года
16АП-1877/2011 г. |
Дело N |
Резолютивная часть постановления оглашена.
18 июля 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено
19 июля 2011 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Луговой Ю.Б., судей: Винокуровой Н.В., Фриева А.Л.,
при ведении протокола с/з
секретарем Эсангальдеевой Х.А.
С участием в заседании представителей:
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по КЧР:
Шидакова Р.А. - представитель по доверенности N 1 от 11.01.2011 (копия в деле);
от администрации Зеленчукского муниципального района:
Ботчаев О.Ш. - представитель по доверенности N 01-319 от 22.03.2011 (копия в деле);
от Управления Росреестра по КЧР:
не явились, извещены;
от Управления лесами КЧР:
не явились, извещены;
от Министерства имущественных и земельных отношений КЧР:
не явились, извещены;
от Министерства сельского хозяйства КЧР:
не явились, извещены;
от Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по КЧР:
не явились, извещены;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Карачаево-Черкесской Республике
на
решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республике от 20.05.2011
по делу
N А25-149/2011
под председательством судьи Тебуевой З.Х.
по иску Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Карачаево-Черкесской Республике (ИНН 0901052029, ОГРН 1090917001120, Карачаево-Черкесская Республика, г. Черкесск, ул. Кавказская, 19)
к
администрации Зеленчукского муниципального района (ИНН 0912000551, ОГРН 1060912000621, Карачаево-Черкесская Республика, Зеленчукский р-н, ст-ца Зеленчукская, ул. Ленина, 81)
третьи лица: Управление лесами Карачаево-Черкесской Республике, Управление Росреестра по Карачаево-Черкесской Республике, Министерство имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республике (ИНН 0917003436, ОГРН 1080917004850, Карачаево-Черкесская Республика, г. Черкесск, ул. Кавказская, 19), Министерство сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республике, Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Карачаево-Черкесской Республике
о признании права федеральной собственности,
УСТАНОВИЛ:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Карачаево-Черкесской Республике (далее - истец, управление) обратилось к администрации Зеленчукского муниципального района КЧР (далее - ответчик, администрация) о признании права федеральной собственности на земельный участок, расположенный по адресу: КЧР, Зеленчукский район, СПК Кардоник, участок N 47, площадью 553.592 кв.м. с кадастровым номером 09:06:0030104:24.
Исковые требования управление обосновало статьей 17 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которой в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами. В соответствии с действующим законодательством земли лесного фонда, а также лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (статья 8 Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.2006, статья 3 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса РФ"). Неправомерное отнесение органами государственного кадастрового учета спорного земельного участка к категории земель сельскохозяйственного назначения, делает невозможным регистрацию права собственности на земли лесного фонда за Российской Федерацией.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление лесами Карачаево-Черкесской Республике, Управление Росреестра по Карачаево-Черкесской Республике, Министерство имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республике, Министерство сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республике, Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Карачаево-Черкесской Республике.
Решением от 20.05.2011 в удовлетворении исковых требований управления отказано. Разрешая спор по существу, суд первой инстанции исходил из отсутствия в материалах дела доказательств, свидетельствующих о том, что спорный земельный участок относится к землям лесного фонда. Суд не принял в качестве правоустанавливающего документа "Баланс КЧР за 2007 год" в виде экспликации лесных площадей, поскольку указанный документ не подписан уполномоченными лицами и не утвержден в установленном порядке.
Не согласившись с принятым решением, управление обратилось в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой, ссылаясь на незаконность и необоснованность решения, просит отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Оспаривая решение, заявитель указывает на то, что право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 09:06:0030104:24 возникло в силу закона в соответствии со статьей 17 Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации. Документов, подтверждающих изъятие лесного участка из государственного лесного фонда в материалы дела не представлены.
Министерство сельского хозяйства Карачаево - Черкесской Республики в отзыве на жалобу возражает об ее удовлетворении, указывая, что в соответствии с пунктом 1 статьи 3.1 ФЗ от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О ведении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" к землям федеральной собственности относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности в Российской Федерации, а данный земельный участок не занят объектами федеральной собственности. Земельный участок как лесной участок не индивидуализирован, выписка из лесного реестра отсутствует, поэтому он не может быть объектом гражданского оборота как лесной участок. Управлением не представлены доказательства, подтверждающие то, что данный земельный участок относится к лесному фонду и соответственно не подпадает под регулирование статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель управления апелляционную жалобу поддержал по доводам, изложенным в ней. На вопрос судебной коллегии пояснил, что работы по инвентаризации земель с целью выявления земельных участок занятых лесами, управление намерено провести после регистрации за Российской Федерацией права собственности на спорный земельный участок.
Представитель администрации указал на отсутствие оснований для удовлетворения жалобы. Полагает, что суд первой инстанции правильно установил все юридически значимые обстоятельства по делу, применил нормы права, подлежащие применению.
Другие лица, участвующие в деле представителей в судебное заседание не направили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Правильность решения проверяется в апелляционном порядке в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, оценив доводы жалобы, отзыва на нее, выслушав представителей управления и администрации, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены оспариваемого решения.
Согласно статье 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Такой способ защиты, как признание права собственности в судебном порядке предусмотрен статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Иск о признании права имеет целью устранить все сомнения в существовании возникшего на законных основаниях права, которое нарушено или оспаривается третьими лицами.
Статьей 17 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в федеральной собственности находятся земельные участки:
- которые признаны таковыми федеральными законами;
- право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
- которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Согласно части 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на ряд категорий, среди которых как самостоятельные категории выделяются земли сельскохозяйственного назначения и земли лесного фонда.
Как следует из части 1 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации, леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. При этом границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности (часть 3 статьи 6 Кодекса).
Исходя из статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, а формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.
Обосновывая свои требования о признании права федеральной собственности, управление ссылалось на то обстоятельство, что спорный земельный участок является участком лесного фонда и, следовательно, в силу закона относится к федеральной собственности.
Суд первой инстанции, принимая обжалуемое решение, правомерно исходил из отсутствия доказательств того, что спорный лесной участок находится в федеральной собственности.
Согласно статье 7 Лесного кодекса РФ лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 указанного Кодекса. Статья 67 Лесного кодекса РФ устанавливает необходимость проведения лесоустройства, которое согласно статье 68 Лесного кодекса РФ включает в себя (применительно к рассматриваемому иску) проектирование лесных участков, закрепление на местности местоположения лесных участков, таксацию лесов, проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.
Статья 69 Лесного кодекса РФ предусматривает проектирование лесных участков, которое означает подготовку проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков.
В силу статьи 91 Лесного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в рамках своих полномочий ведут государственный лесной реестр, который представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках. В государственном реестре содержится документированная информация, в том числе, как о составе земель лесного фонда, так и составе земель иных категорий, на которых расположены леса.
Согласно статьей 92 Лесного кодекса РФ государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
В материалы дела представлен кадастровый паспорт спорного земельного участка от 02.07.2009 N 0906/201/09-4717 (выписка из ГКН) по адресу: КЧР, Зеленчукский район, СПК Кардоник, участок N 47 площадью 553592 кв. с кадастровым номером 09:06:0030104:24, в котором указано, что весь участок относится к категории земель сельскохозяйственного назначения, имеет вид разрешенного использования "для лесоразведения". Сведения об отнесении какой-либо части этого участка к землям лесного фонда в выписке отсутствуют.
В соответствии со статьей 8 Земельного кодекса РФ категория земель указывается в актах органов власти о предоставлении земельных участков, документах государственного земельного кадастра. Нарушение установленного порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.
Из положений Земельного кодекса Российской Федерации (статья 8) вытекает, что перевод земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию осуществляется соответствующими органами исполнительной власти. Обязательность процедуры перевода земель из одной категории в другую подтверждается правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной им в постановлении от 09.01.1998 N 1-П по делу о проверке конституционности положений Лесного кодекса Российской Федерации. Следовательно, разрешение данного вопроса в рамках рассмотрения данного иска, недопустимо.
Поскольку управление не представило суду доказательств наличия законных оснований для возникновения права собственности Российской Федерации на спорный участок, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Доводы апелляционной жалобы по существу повторяют позицию, выраженную управлением в суде первой инстанции, в связи с чем подлежат отклонению, как получившие надлежащую оценку в обжалуемом судебном акте. Оснований для переоценки указанных доводов подателем жалобы не приведены.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 20.05.2011 по делу N А25-149/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики.
Председательствующий |
Ю.Б. Луговая |
Судьи |
Н.В. Винокурова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А25-149/2011
Истец: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Карачаево-Черкесской Республике
Ответчик: Министерство имущественных и земельных отношений КЧР
Третье лицо: Администрация Зеленчукского муниципального района, Министерство имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики, Министерство сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики, Управление лесами Карачаево-Черкесской Республики, Управление лесами по КЧР, Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Карачаево-Черкесской Республики, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КЧР, ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Карачаево-Черкесской Республике