г. Чита
25 июля 2011 г. |
Дело N А19-6139/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июля 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 июля 2011 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Ячменёва Г.Г.,
судей Желтоухова Е.В., Ткаченко Э.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Малановой А.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Иркутском районе Иркутской области (ОГРН 1023801015424, ИНН 3808073502) на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 11 мая 2011 года по делу N А19-6139/2011 по заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Иркутском районе Иркутской области к Государственному научному учреждению Иркутский научно-исследовательский институт сельского хозяйства Российской Академии сельскохозяйственных наук (ОГРН 1033802456522, ИНН 3827000370) о взыскании недоимки и пени по страховым взносам на обязательное страхование
(суд первой инстанции: Верзаков Е.И.)
в отсутствие в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,
и установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Иркутском районе Иркутской области (далее - Фонд, УПФР) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Государственному научному учреждению Иркутский научно-исследовательский институт сельского хозяйства Российской Академии сельскохозяйственных наук (далее - Иркутский НИИСХ, институт сельского хозяйства) о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование, в том числе: 505 369 рублей недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, 15 553 рубля 91 копейка - пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, 78 332 рубля - недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование и 2 410 рублей 83 копейки - пени по таким страховым взносам.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 11 мая 2011 года заявленные требования удовлетворены частично. Суд взыскал с института сельского хозяйства недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование в общей сумме 583 701 рублей.
В удовлетворении заявленных требований в части взыскания пеней на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование отказано. Частично отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что взыскание начисленных пеней невозможно в силу части 4 статьи 25 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон о страховых взносах).
Не согласившись с решением суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении заявленных требований, Фонд обжаловал его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, поскольку в силу части 4 статьи 25 Закона о страховых взносах пени не начисляются на сумму недоимки только в случае приостановления операций по счетам или наложения ареста на имущества лица по решению суда. В настоящем же деле операции по лицевым счетам института сельского хозяйства приостановлены на основании пункта 8 статьи 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Институтом сельского хозяйства отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждается почтовым уведомлением N 67200038775313, а также отчетом о публикации 17 июня 2011 года на официальном сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда в сети "Интернет" определения о принятии апелляционной жалобы к производству и назначении ее к рассмотрению, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. УПФР заявило ходатайство от 11 июля 2011 года о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции, институт сельского хозяйства является плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование.
При проверке представленного Иркутским НИИСХ расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и страховым взносам на обязательное медицинское страхование за полугодие 2010 года Фондом выявлена неуплата (неполная уплата) институтом сельского хозяйства в установленный законом срок страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в общей сумме 505 369 рублей и по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в общей сумме 78 332 рубля.
За несвоевременную уплату страховых взносов Фондом начислены пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в общей сумме 15 553 рубля 91 копейка и по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в общей сумме 2 410 рублей 83 копейки.
В адрес института сельского хозяйства УПФР было направлено требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 13 октября 2010 года N 04800140040718, в котором предложено уплатить начисленные недоимку и пени по страховым взносам до 2 ноября 2010 года (л.д. 7).
В связи с неуплатой в добровольном порядке недоимки и пени, указанных в требовании от 13 октября 2010 года N 04800140040718, Фонд обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании с Иркутского НИИСХ задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование и пеням по ним в общей сумме 631 319 рублей 38 копеек.
Суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене или изменению, исходя из следующего.
Из содержания апелляционной жалобы УПФР усматривается, что с решением суда первой инстанции оно не согласно только в части отказа в удовлетворении требований о взыскании пеней. Тем не менее, предметом апелляционной жалобы является отмена решения суда первой инстанции полностью, в связи с чем суд апелляционной инстанции не может ограничиться проверкой законности и обоснованности обжалуемого решения только в части отказа в удовлетворении заявленных Фондом требований.
Наличие недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в общей сумме 505 369 рублей и по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в общей сумме 78 332 рубля за полугодие 2010 года подтверждается материалами дела и институтом сельского хозяйства не оспаривается, в том числе и в отзыве на заявление (л.д. 21-22).
Таким образом, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 15, 18 и 28 Закона о страховых взносах, правомерно взыскал с Иркутского НИИСХ недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование за полугодие 2010 года в названных размерах (указание в резолютивной части обжалуемого решения на взыскание недоимки в общей сумме 883 701 рубль вместо 583 701 рубль является арифметической ошибкой, подлежащей исправлению в порядке статьи 179 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Правильным является и вывод суда первой инстанции об отсутствии законных оснований для взыскания с института сельского хозяйства пеней по названным страховым взносам в общей сумме 17 964 рубля 74 копейки.
Частью 4 статьи 25 Закона о страховых взносах установлено, что не начисляются пени на сумму недоимки, которую плательщик страховых взносов не мог погасить в силу того, что по решению суда были приостановлены операции плательщика страховых взносов в банке или наложен арест на имущество плательщика страховых взносов. В этом случае пени не начисляются за весь период действия указанных обстоятельств.
Из имеющегося в материалах дела письма Управления Федерального казначейства по Иркутской области от 25 апреля 2011 года N 13-22/3151 (л.д. 23-29, 57-63) следует, что в период с 12 апреля 2010 года по 14 апреля 2011 года операции по расходованию денежных средств с лицевого счета Иркутского НИИСХ были приостановлены.
В частности, в связи с неисполнением требований исполнительного документа N 5578 от 21 апреля 2008 года операции по расходованию денежных средств были приостановлены в период с 4 мая 2010 года по 30 марта 2011 года, за неисполнение требований исполнительного документа N 2-865/09 от 22 декабря 2009 года операции были приостановлены с 12 апреля по 10 июня 2010 года, за неисполнение требований исполнительного документа N 10300 от 22 июня 2009 года операции были приостановлены в период с 6 мая по 31 декабря 2010 года и т.д.
Из представленных Фондом в материалы дела расчетов пени (л.д. 8-11) усматривается, что фактически пени начислены им за период с 18 мая по 13 октября 2010 года (то есть в период с 1 по 12 апреля 2010 года, когда были приостановлены операции, пени не начислялись).
Таким образом, суд первой инстанции сделал правомерный вывод о том, что начисление пеней в период приостановления операций по расходованию денежных средств, не соответствует императивным требованиям части 4 статьи 25 Закона о страховых взносах.
Довод заявителя апелляционной инстанции о необоснованном применении судом первой инстанции положений части 4 статьи 25 Закона о страховых взносах (по мотиву отсутствия соответствующего решения суда) признается несостоятельным, исходя из следующего.
Статьей 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен иммунитет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, представляющий собой правовой режим, при котором обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта (пункт 1). При этом обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 этого Кодекса (пункт 3).
В свою очередь, согласно пункту 1 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации.
Порядок исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных казенных учреждений, предусмотрен в статье 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 8 этой статьи при неисполнении в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган Федерального казначейства, а также при нарушении должником срока выплат по исполнительному документу, предусматривающему выплаты периодического характера, орган Федерального казначейства приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов).
Таким образом, указание в письме УФК по Иркутской области от 25 апреля 2011 года N 13-22/3151 на пункт 8 статьи 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации как на основание для приостановления операций означает, что операции по расходованию денежных средств на лицевых счетах института сельского хозяйства были приостановлены именно в связи с исполнением судебных актов.
При изложенных фактических обстоятельствах и правовом регулировании у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 11 мая 2011 года по делу N А19-6139/2011, Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 11 мая 2011 года по делу N А19-6139/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Председательствующий судья |
Г.Г. Ячменёв |
Судьи |
Э.В. Ткаченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-6139/2011
Истец: Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Иркутском районе Иркутской области
Ответчик: Государственное научное учреждение иркутский научно-исследовательский институт сельского хозяйства Российской академии сельскохояйственных наук
Хронология рассмотрения дела:
19.06.2012 Постановление Президиума ВАС РФ N 7/12
19.06.2012 Постановление Президиума ВАС РФ N ВАС-7/12
05.04.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7/12
28.09.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-3951/11
25.07.2011 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-2331/11