г. Вологда
04 августа 2011 г. |
Дело N А13-12840/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июля 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 августа 2011 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Чельцовой Н.С., судей Мурахиной Н.В. и Потеевой А.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Мазалецкой О.О.,
при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Вологодской области Ольшевского Е.А. по доверенности от 21.04.2011 N 04-15/85,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 12 мая 2011 года по делу N А13-12840/2010 (судья Парфенюк А.В.),
установил
открытое акционерное общество "Гостиничное хозяйство" (ИНН 3528137802, ОГРН 1083528005230, Вологодская обл., г. Череповец) (далее - ОАО "Гостиничное хозяйство", общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Вологодской области (ИНН 3528014818, Вологодская обл., г. Череповец) (далее - инспекция, налоговый орган) о признании незаконным бездействия, выразившегося в невнесении в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) записи о составлении промежуточного ликвидационного баланса ОАО "Гостиничное хозяйство" в течение пяти рабочих дней, начиная с 21.10.2010, а также возложении обязанности внести в ЕГРЮЛ сведения о составлении промежуточного ликвидационного баланса заявителя (с учетом уточнения заявленных требований, принятого судом).
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 12 мая 2011 года заявленные требования общества удовлетворены: бездействие инспекции признано незаконным, на налоговый орган возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, с него в пользу общества взысканы расходы по уплате госпошлины в размере 2000 руб. Требования общества в части взыскания расходов на оплату услуг представителя в сумме 20 000 руб. оставлены судом без удовлетворения.
Инспекция с судебным актом не согласилась и обратилась с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Вологодской области от 12 мая 2011 года отменить, по делу принять новый судебный акт. В обоснование жалобы ссылается на законность и обоснованность оспариваемого бездействия.
ОАО "Гостиничное хозяйство" отзыв на жалобу не представило.
В судебном заседании представитель налогового органа поддержал доводы и требования, приведенные в жалобе.
Общество надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения дела в апелляционной инстанции, своих представителей в судебное заседание не направило, в связи с чем дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав письменные доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта.
Как видно из материалов дела, единственным акционером ОАО "Гостиничное хозяйство" принято решение от 24.05.2010 о проведении процедуры добровольной ликвидации общества, в том числе составления и утверждения ликвидационного баланса в течение 130 дней.
Регистрирующим органом 31.05.2010 в ЕГРЮЛ внесены записи о принятии решения о ликвидации юридического лица и о назначении ликвидатора, о чем выданы свидетельства серии 35 N 001959613, серии 35 N 001959612.
В журнале "Вестник государственной регистрации" от 23.06.2010 N 24 (280) произведена публикация сообщения о ликвидации общества.
Решением единственного акционера общества от 18.10.2010 утвержден промежуточный ликвидационный баланс организации по состоянию на 18.10.2010, в котором указано на отсутствие обязательств перед кредиторами.
После этого общество обратилось в регистрирующий орган с уведомлением (форма Р15003) о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица.
По результатам рассмотрения представленных документов инспекция вынесла уведомление от 28.10.2010 о том, что документы, полученные от заявителя 21.10.2010 за номером 5941, для внесения в ЕГРЮЛ сведений о составлении промежуточного ликвидационного баланса, оставлены без рассмотрения в связи с тем, что в промежуточном ликвидационном балансе недостоверно отражены сведения о задолженности по налогам и сборам.
Основанием такого вывода послужила справка налогового органа от 01.07.2010 N 12186 о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, в силу которой общество имеет задолженность по уплате госпошлины по делам арбитражных судов в сумме 174 руб. 70 коп.; пеням по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в общем размере 266 541 руб. 93 коп., по налогу на добавленную стоимость в размере 69 коп., по налогу на имущество организаций в сумме 3025 руб. 26 коп., по транспортному налогу в размере 79 руб. 07 коп., по налогу с продаж в сумме 6 руб. 15 коп.; финансовым санкциям по налогу на прибыль в размере 15 коп., налогу на имущество в сумме 16 013 руб. 20 коп.
Не согласившись с бездействием налогового органа, выразившемся в невнесении в ЕГРЮЛ записи о составлении промежуточного ликвидационного баланса ОАО "Гостиничное хозяйство" в течение пяти рабочих дней, начиная с 21.10.2010, обратилось в суд с соответствующим заявлением.
Судом принято решение об удовлетворении требований общества.
Апелляционная инстанция находит данный судебный акт законным и обоснованным по следующим основаниям.
Из части 1 статьи 198 АПК РФ следует, что для признания бездействия государственного органа незаконным необходимо наличие двух факторов: несоответствия оспариваемого бездействия действующему законодательству и нарушения им прав и законных интересов заявителя.
На основании части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 названного Кодекса обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для осуществления государственными органами оспариваемого бездействия, возлагается на соответствующие органы.
Согласно статье 63 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) после окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредитором требований, а также о результатах их рассмотрения. При этом промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица.
В соответствии с пунктом 3 статьи 20 Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, уведомляют регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора, а также о составлении промежуточного ликвидационного баланса.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 439 "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей" (далее - постановление Правительства РФ от 19.06.2002 N 439) утверждена форма Р15003 уведомления о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица, согласно которой вместе с уведомлением в регистрирующий орган должен быть представлен промежуточный ликвидационный баланс и в случаях, установленных законом, доказательства согласования промежуточного ликвидационного баланса с соответствующим органом.
На основании уведомления о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица по форме Р15003, утвержденной постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 439, регистрирующим органом вносится запись в ЕГРЮЛ о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица и выдается соответствующее свидетельство.
В пункте 1 статьи 8 Закона N 129-ФЗ определено, что государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.
Правомочий регистрирующего органа по вынесению уведомления об оставлении без рассмотрения заявления лица о составлении промежуточного ликвидационного баланса названным Законом не закреплено.
Как обоснованно установлено судом первой инстанции, ОАО "Гостиничное хозяйство" при подаче уведомления (форма Р15003) о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица в регистрирующий орган подан полный пакет документов, а именно уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица (форма Р15003), промежуточный ликвидационный баланс на 18.10.2010, решение единственного акционера ОАО "Гостиничное хозяйство" от 18.10.2010 об утверждении промежуточного ликвидационного баланса по состоянию на 18.10.2010. Данный факт инспекция не отрицает.
При этом достоверность представляемых для данного вида регистрации документов подтверждается заявителем в порядке части 1 статьи 25 Закона N 129-ФЗ.
Между тем инспекцией запись в ЕГРЮЛ о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица в установленный срок не произведена.
Основанием отказа для внесения такой записи послужило предоставление заявителем недостоверных сведений в промежуточном ликвидационном балансе об отсутствии у организации задолженности перед кредиторами, в то время как согласно справке налогового органа общество имеет задолженность по налогам и пеням перед бюджетом. По мнению инспекции, поскольку расчеты с кредиторами не завершены, ликвидационный баланс считается не представленным.
Закон N 129-ФЗ не содержит положений, закрепляющих право (обязанность) регистрирующего органа на проверку достоверности сведений, вносимых в учредительные документы юридического лица.
С учетом этого у регистрирующего органа не имелось правомочий для проверки сведений, изложенных в промежуточном ликвидационном балансе, в связи с чем налоговым органом в установленный срок должна быть внесена в ЕГРЮЛ соответствующая запись.
Апелляционная жалоба инспекции удовлетворению не подлежит.
Ссылку подателя жалобы на судебные акты по конкретным делам апелляционная инстанция не принимает во внимание ввиду того, что судебная практика не является источником права, обусловлена конкретными обстоятельствами рассмотренных дел и не содержит обязательных для применения правовых позиций.
Обязанность произвести регистрационные действия по заявлению ОАО "Гостиничное хозяйство" в порядке, установленном Законом N 129-ФЗ, возложена на инспекцию правомерно, в соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 АПК РФ.
С учетом изложенного суд полно и всесторонне исследовал материалы и обстоятельства дела, дал им надлежащую правовую оценку.
Нарушений судом первой инстанции процессуальных норм, влекущих безусловную отмену судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы освобождены от уплаты государственной пошлины в качестве истца и ответчика при подаче апелляционной жалобы в суд. В связи с тем, что в удовлетворении апелляционной жалобы отказано, за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции госпошлина не взыскивается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
решение Арбитражного суда Вологодской области от 12 мая 2011 года по делу N А13-12840/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Вологодской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.С. Чельцова |
Судьи |
Н.В. Мурахина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-12840/2010
Истец: ОАО "Гостиничное хозяйство"
Ответчик: Межрайонная инспекция ФНС России N12 по Вологодской области, Межрайонная ИФНС России N 12 по Вологодской области
Хронология рассмотрения дела:
04.08.2011 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-4100/11