"05" августа 2011 г. |
Дело N |
Резолютивная часть постановления объявлена "29" июля 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен "05" августа 2011 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Первухиной Л.Ф.,
судей: Дунаевой Л.А., Севастьяновой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сызранцевой И.А.,
при участии:
от заявителя: Кожевниковой Г.М., представителя по доверенности от 02.02.2011,
от ответчика: Молотковой А.А., представителя по доверенности N 180-981-АЕ от 10.06.2011,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия
на решение Арбитражного суда Республики Хакасия
от "18" мая 2011 года по делу N А74-193/2011, принятое судьей Тутарковой И.В.
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ЛидерАвто" (далее - общество, ООО "Лидер Авто") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Министерству транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия (далее - Министерство) о признании частично незаконным решения, выраженного в протоколе от 28 декабря 2010 года N 2 рассмотрения заявок на участие в конкурсе N 3-2010 по лотам N 6, N 7, и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов.
Определением Арбитражного суда Республики Хакасия от 01 февраля 2011 года в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия и Государственное унитарное предприятие Республики Хакасия Автомобильная колонна N 2038.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 18 мая 2011 года заявление удовлетворено.
Не согласившись с указанным решением, Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасии обратилось с апелляционной жалобой, мотивируя следующими доводами:
- конкурсной документацией не предусматривалась обязанность претендента предоставлять данные о количестве зарегистрированных нарушений лицензионных требований; подпунктом 7 пункта 2 раздела 5 конкурсной документации установлено, что к заявке прилагаются документы, подтверждающие соответствие критериям оценки и сопоставления заявок, при их наличии,
- конкурсная комиссия дважды направляла запрос в УГАДН о предоставлении сведений о перевозчиках, имеющих нарушения условий лицензирования и привлеченных к административной ответственности по решению суда; при рассмотрении заявок конкурсная комиссия руководствовалась данными, представленными УГАДН, а не информацией о двух нарушениях условий лицензирования за период с 22.11.2009 по 22.11.2010, приложенной к заявке ГУН РХ "Автоколонна N 2038",
- конкурсной комиссии следовало отклонить заявку ГУП РХ "Автоколонна N 2038" в связи с предоставлением недостоверных сведений в случае, если в ответе на запрос был бы указан период времени с 09.11.2009 по 09.11.2010.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия, общество с ограниченной ответственностью "ЛидерАвто" не согласились с доводами апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзывах.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия и Государственное унитарное предприятие Республики Хакасия Автомобильная колонна N 2038, уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (публичное извещение о назначении рассмотрения апелляционной жалобы размещено на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: http://www.3aas.arbitr.ru (портал Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации: http: www.arbitr.ru/grad/)), в судебное заседание своих представителей не направили. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие указанных лиц.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Общество с ограниченной ответственностью "ЛидерАвто" зарегистрировано в качестве юридического лица 17.04.2006 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Хакасия (свидетельство серии 19 N 000650696).
В целях ведения предпринимательской деятельности Обществом получена лицензия на осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случаев, когда указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) N АСС-19-2053 сроком действия с 20.10.2009 по 26.10.2014.
Министерство извещением N 3-2010, утвержденным 02.11.2010 исполняющим обязанности министра транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия Бровко А.В., уведомило о проведении открытого конкурса среди перевозчиков на осуществление перевозок и багажа автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальным автобусным маршрутам, предоставление транспортных услуг по которым не компенсируются доходами от перевозок пассажиров в связи с государственным регулированием тарифов и предоставлением льгот отдельным категориям граждан.
09.11.2010 Министерство опубликовало в газете "Хакасия" N 211 и разместило на официальном сайте Министерства http://www.rhlider.ru извещение о проведении открытого конкурса N 3-2010 среди перевозчиков на осуществление перевозок автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальным автобусным маршрутам.
В данном извещении указано, что проводится открытый конкурс по лоту N 6, в который включены следующие маршруты:
1) междугородний автобусный маршрут N 538-а "п. Верх-Таштып - г. Абакан", протяженностью 197 километров, автобус категории М3, класс 2, количество мест для сидения не менее 23;
2) междугородний автобусный маршрут N 539-а "пгт. Вершина Теи - г. Абакан", протяженностью 188 километров, автобус категории М3, класс 2, количество мест для сидения не менее 23;
3) междугородний автобусный маршрут N 541-а "д. Нижний Матур - г. Абакан", протяженностью 203 километров, автобус категории М3, класс 2, количество мест для сидения не менее 23.
Открытый конкурс по лоту N 7, в который включены следующие маршруты:
1) междугородний автобусный маршрут N 551-а "г. Абакан - д. Усть-Киндирла", протяженностью 172 километров, автобус категории М3, класс 2, количество мест для сидения не менее 23;
2) междугородний автобусный маршрут N 552-а "с. Большой Монок - г. Абакан", протяженностью 176 километров, автобус категории М3, класс 2, количество мест для сидения не менее 23;
3) междугородний автобусный маршрут N 553 "г. Абакан - с. Бондарево", протяженностью 157 километров, автобус категории М3, класс 2, количество мест для сидения не менее 23.
4) междугородний автобусный маршрут N 654 "Абакан - Бондарево", протяженностью 176 километров, автобус категории М3, класс 2, количество мест для сидения не менее 23.
В извещении указано о дате и месте окончания подачи заявок в 9 час. 00 мин. (местное время) 10.12.2010 по адресу заказчика, 10.12.2010 в 9 час. 00 мин. по адресу заказчика в каб. 209 - вскрытие конвертов, 13.12.2010 - дата рассмотрения заявок, 15.12.2010 - дата оценки и сопоставления заявок.
В извещение N 3-2010 министерством внесены изменения, утвержденные 11.11.2010 исполняющим обязанности министра транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия Бровко А.В. Согласно данному извещению изменено наименование конкурса, внесены изменения в лот N10, объединены лоты N4 и N5 в связи с чем изменены номера последующих за ними лотов.
От этой же даты исполняющим обязанности министра транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия Бровко А.В. утверждены изменения в конкурсную документацию к открытому конкурсу 3-2010. Изменения коснулись, в частности, наименования конкурса и пункта 8 Приложения N 1 к конкурсной документации "Критерии оценки и сопоставления заявок" , который изложен в новой редакции.
Министерством в извещение N 3-2010 внесены изменения, утвержденные 03.12.2010 министром транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия Егоровым А.Л. Согласно данным изменениям срок предоставления документации о конкурсе продляется до 17 часов 30 минут (время местное) 24.12.2010, дата и место окончания подачи заявок продляется до 10 часов 00 минут (местное время) 25.12.2010, вскрытие конвертов состоится 25.12.2010 в 10 часов 00 минут, дата рассмотрения заявок состоится 28.12.2010, дата оценки и сопоставления заявок состоится 29.12.2010. Внесены изменения в критерии оценки и сопоставления заявок.
Обществом поданы заявки на участие в открытом конкурсе N 3-2010 (с учетом изменений), в том числе по лотам N 6, N 7.
Как следует из протокола N 2 рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе N 3-2010 от 28.12.2010, члены комиссии отказали Обществу в допуске к участию в конкурсе по лотам N 6 и N 7 в связи с тем, что конкурсное предложение не соответствует по транспортным средствам техническому заданию конкурсной документации.
Не согласившись с решением комиссии, выраженным в протоколе N 2 от 28.12.2010 рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе N3-2010, Общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие его закону или иным нормативным правовым актам и нарушение им прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены судебного акта.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что решение конкурсной комиссии Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия в части рассмотрения заявок соискателей конкурса по лотам N 6 и N 7, выраженное в протоколе от 28.12.2010 N 2 рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе N 3-2010, является незаконным.
Суд апелляционной инстанции считает указанные выводы суда первой инстанции обоснованными и соответствующими фактическим обстоятельствам дела.
Суд первой инстанции правильно указал, что заявителем соблюден срок для обращения в арбитражный суд, предусмотренный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку 29.12.2010 обществу стало известно о результатах рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе, оформленных протоколом N 2 от 28.12.2010, путем ознакомления с указанной информацией на официальном сайте Министерства, 25.01.2011 общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Исходя из статьи 6 Закона Республики Хакасия от 16.11.2009 N 126-ЗРХ "Об организации пассажирских перевозок, осуществляемых автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Республики Хакасия", пунктов 1, 4.3.9 Положения о Министерстве, утвержденного постановлением Правительства Республики Хакасия от 16.07.2009 N 306, статьи 26.1, подпункта 12 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации", утверждение Порядка проведения открытых конкурсов, создание конкурсной комиссии и утверждение ее состава произведено Министерством в рамках полномочий по формированию и функционированию рынка транспортных услуг на территории Республики Хакасия.
20.10.2010 Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия приказом N 180-П-180 утвердило Порядок проведения открытых конкурсов среди перевозчиков на предоставление права осуществления коммерческих пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальным автобусным маршрутам регулярных перевозок (далее - Порядок проведения открытых конкурсов), в соответствии с пунктом 2 части 2 которого функции организатора конкурса возложены на Министерство, а пунктом 1 части 3 предусмотрено создание Министерством конкурсной комиссии, в которую входят лица, указанные в приложении N 1 данному Порядку.
Рассмотрение заявок участников конкурса, принятие решения о допуске соискателя к участию в конкурсе и о признании соискателя участником конкурса или об отказе в допуске включены в перечень полномочий конкурсной комиссии Министерства в Порядке проведения открытых конкурсов, следовательно, оспариваемое решение принято конкурсной комиссией в пределах предоставленных полномочий.
В соответствии с пунктом 5 части 3 Порядка проведения открытых конкурсов заседание конкурсной комиссии считается правомочным, если на нем присутствуют не менее 75 процентов (3/4) общего числа ее членов.
Согласно протоколу N 2 от 28.12.2010 рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе N 3-2010 всего присутствовало 10 членов комиссии, что составило 100 процентов от общего числа членов комиссии. Следовательно, оспариваемое решение конкурсной комиссии, выраженное в протоколе N 2 от 28.12.2010, принято полномочным составом конкурсной комиссии.
В соответствии с частью 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица.
В соответствии с абзацем первым части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Частями 1 и 4 статьи 17 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:
1) координация организаторами торгов или заказчиками деятельности его участников;
2) создание участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;
3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов;
4) участие организаторов торгов или заказчиков и (или) работников организаторов торгов или работников заказчиков в торгах.
Нарушение правил, установленных настоящей статьей, является основанием для признания судом соответствующих торгов и заключенных по результатам таких торгов сделок недействительными.
В соответствии со статьей 10 Закона Республики Хакасия от 16 ноября 2009 года N 126-ЗРХ "Об организации пассажирских перевозок, осуществляемых автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Республики Хакасия" привлечение перевозчиков на коммерческие пассажирские перевозки автомобильным транспортом осуществляется на конкурсной основе в порядке и на условиях, установленных нормативно-правовыми актами Российской Федерации и Республики Хакасия.
Согласно пунктам 3, 4, 6 части 3 Порядка проведения открытых конкурсов конкурсная комиссия:
1) осуществляет вскрытие конвертов с заявками, рассмотрение, оценку и сопоставление заявок;
2) в установленном порядке запрашивает в Управлении государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД по Республике Хакасия или территориального органа по месту регистрации перевозчиков информацию о наличии отчетных дорожно-транспортных происшествий по вине соискателя конкурса, за предшествующие объявлению конкурса двенадцать месяцев;
3) в установленном порядке запрашивает в территориальном отделе государственного автодорожного надзора по Республике Хакасия Межрегионального Управления государственного автодорожного надзора по Красноярскому краю, Республике Тыва и Республике Хакасия или территориального органа по месту регистрации перевозчика информацию о наличии нарушений условий лицензирования соискателя конкурса, за предшествующие объявлению конкурса двенадцать месяцев;
4) определяет победителя конкурса;
5) оформляет результаты конкурса.
Конкурсная комиссия при проведении конкурса в случае необходимости осуществляет в соответствии с действующим законодательством проверку достоверности сведений, содержащихся в документах, представленным соискателями в заявке, а также проверку соответствия требованиям, установленным конкурсной документацией к соискателям конкурса.
Решение Конкурсной комиссии оформляется протоколом, подписываемым всеми присутствующими членами Конкурсной комиссии.
Пунктом 1 части 4 Порядка проведения открытых конкурсов предусмотрено, что конкурс считается объявленным со дня опубликования в официальном печатном издании и размещения на официальном сайте, определенном Правительством Республики Хакасия, извещения о проведении конкурса.
Частью 8 Порядка проведения открытых конкурсов предусмотрен порядок рассмотрения заявок. Конкурсная комиссия рассматривает заявки на предмет соответствия требованиям, установленным конкурсной документацией (пункт 1).
В силу пункта 3 части 8 Порядка проведения открытых конкурсов основаниями отклонения заявок соискателей конкурса являются:
1) несоответствие перечня документов в составе заявки требованиям, установленным конкурсной документацией к соискателю конкурса;
2) невыполнение требований, установленных конкурсной документацией к оформлению соискателем конкурса заявки;
3) установление недостоверности сведений, содержащихся в документах, представленных соискателем конкурса в заявке;
4) неполное оформление или отсутствие какой-либо формы для заполнения или документа, предусмотренного конкурсной документацией.
Согласно пункту 4 части 8 Порядка проведения открытых конкурсов на основании результатов рассмотрения заявок конкурсной комиссией принимается решение о допуске соискателя к участию в конкурсе и о признании соискателя участником конкурса или об отказе в допуске. Данное решение принимается на заседании конкурсной комиссии и оформляется протоколом рассмотрения заявок, который ведется конкурсной комиссией и подписывается всеми присутствующими на заседании членами конкурсной комиссии.
Протокол должен содержать сведения о соискателях, подавших заявки, решение о допуске соискателя к участию в конкурсе и о признании его участником конкурса или об отказе в допуске к участию в конкурсе с обоснованием такого решения.
В соответствии с пунктом 6 части 8 Порядка проведения открытых конкурсов в случае если на основании результатов рассмотрения заявок принято решение об отказе в допуске к участию в конкурсе всех соискателей конкурса, подавших заявки, или о допуске к участию в конкурсе и признании участником конкурса только одного соискателя конкурса, подавшего заявку, конкурс признается несостоявшимся.
Из материалов дела следует, что в целях участия в объявленном Министерством открытом конкурсе N 3-2010 на право заключения договора об организации перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования на межмуниципальном междугородном автобусном маршруте по лотам N 6 и N 7 подали конкурсные заявки ООО "ЛидерАвто" и Автомобильная колонна N 2038.
Из оспариваемого решения конкурсной комиссии Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия, выраженного в протоколе от 28.12.2010 N 2 рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе N 3-2010, следует, что Государственное унитарное предприятие Республики Хакасия Автомобильная колонна N 2038 допущено к участию в конкурсе по лотам N6, N7, ООО "ЛидерАвто" не допущено к участию в конкурсе по лотам N6, N7 по основанию: конкурсное предложение не соответствует по транспортным средствам техническому заданию конкурсной документации (т. 1, л. 29-31).
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что у Министерства имелись основания для отклонения заявки Автомобильной колонны N 2038 в связи с установлением недостоверности сведений, содержащихся в документах, представленных соискателем конкурса к заявке.
Пунктом 4 части 7 конкурсной документации открытого конкурса N 3-2010 предусмотрено, что установление недостоверности сведений, содержащихся в документах, представленных соискателем конкурса к заявке, является основанием отклонения заявок. Аналогичное основание предусмотрено подпунктом 3 пункта 3 части 8 Порядка проведения открытых конкурсов (т.1 л.д. 80-85,86, 136, 138).
В силу подпункта 7 пункта 2 раздела 6 Порядка проведения открытых конкурсов, подпункта 7 пункта 1 раздела 5 конкурсной документации открытого конкурса N 3-2010 заявка на участие в конкурсе и документы в ее составе должны содержать документы, подтверждающие соответствие критериям оценки и сопоставления заявок (при наличии) - т. 1 л.д.136.
Согласно пункту 3 Критериев оценки и сопоставления заявок, являющихся приложением N 2 к Порядку проведения открытых конкурсов, соблюдение лицензионных условий предусматривает минус один балл за каждое нарушение условий лицензирования, зафиксированных в порядке, установленном законодательством (за 12 месяцев до объявления конкурса).
Суд апелляционной инстанции установил, что к заявке на участие в открытом конкурсе N 3-2010 Автомобильной колонной N 2038 приложен ответ Территориального отдела Межрегионального Управления государственного автодорожного надзора по Красноярскому краю, Республике Тыва и Республике Хакасия от 23.11.2010 N 1229 о двух фактах нарушения условий лицензирования за период с 22.11.2009 по 22.11.2010 (т.2 л.д.96, 125).
Учитывая, что открытый конкурс N 3-2010 объявлен 09.11.2010, период, за который устанавливается наличие (отсутствие) нарушений лицензионных условий, составляет с 09.11.2009 по 09.11.2010.
Подпунктом 3 пункта 3 части 3 Порядка проведения открытых конкурсов предусмотрена обязанность конкурсной комиссии в установленном порядке запрашивать в Территориальном отделе государственного автодорожного надзора по Республике Хакасия Межрегионального Управления государственного автодорожного надзора по Красноярскому краю, Республике Тыва и Республике Хакасия или территориального органа по месту регистрации перевозчика информацию о наличии нарушений условий лицензирования соискателя конкурса, за предшествующие объявлению конкурса двенадцать месяцев (т.1 л.д.80-85).
В соответствии с приведенной нормой Министерство направило запрос от 27.12.2010 N 180-1803-АБ о предоставлении информации в отношении Автомобильной колонны N 2038 за период с 09.11.209 по 09.11.2010. На данный запрос поступила информация (письмо от 27.12.2010 N1357) о шести случаях нарушения Автомобильной колонной N 2038 лицензионных требований (т.3 л.д.104).
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что Автомобильная колонна N 2038 представила недостоверные сведения о количестве нарушений лицензионных условий, что является основанием для отклонения заявки предприятия.
В нарушение положений подпункта 3 пункта 3 части 8 Порядка проведения открытых конкурсов, пункта 4 части 7 конкурсной документации открытого конкурса N 3-2010 Министерство, располагая информацией о недостоверности сведений о количестве нарушений лицензионных условий, представленных Автомобильной колонной N 2038, допустило предприятие к участию в конкурсе, тогда как обязано было отклонить заявку указанного соискателя конкурса.
Суд апелляционной инстанции отклоняет доводы апелляционной жалобы о том, что конкурсной документацией не предусматривалась обязанность претендента предоставлять данные о количестве зарегистрированных нарушений лицензионных требований; подпунктом 7 пункта 2 раздела 5 конкурсной документации установлено, что к заявке прилагаются документы, подтверждающие соответствие критериям оценки и сопоставления заявок, при их наличии.
В приложении к конкурсной документации сведения о соблюдении лицензионных условий обозначены в качестве третьего по значимости критерия оценки заявок, при наличии нарушения лицензионных требований предусмотрено снижение количества баллов.
Соблюдение лицензионных требований как один из объективных показателей безопасности осуществления участниками конкурса пассажирских перевозок обоснованно включен Министерством в перечень критериев оценки заявок участников конкурса для достижения целей проведения открытых конкурсов среди перевозчиков.
Признавая соблюдение участниками конкурса лицензионных требований важным критерием оценки, Министерство исходит из добросовестности и разумности действий участников конкурса по вопросам предоставления указанной информации.
Доводы апелляционной жалобы о том, что конкурсная комиссия дважды направляла запрос в УГАДН о предоставлении сведений о перевозчиках, имеющих нарушения условий лицензирования и привлеченных к административной ответственности по решению суда; при рассмотрении заявок конкурсная комиссия руководствовалась данными, представленными УГАДН, а не информацией о двух нарушениях условий лицензирования за период с 22.11.2009 по 22.11.2010, приложенной к заявке ГУН РХ "Автоколонна N 2038", не принимаются судом.
В соответствии с пунктом 3 части 1 Порядка проведения открытых конкурсов целью настоящего Порядка являются повышение уровня качества пассажирских перевозок и обеспечения добросовестной конкуренции между перевозчиками.
Согласно пункту 9 статьи 4, пунктом 1 части 1 статьи 14 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" недопустимы любые действия хозяйствующего субъекта, направленные на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности.
Суд первой инстанции правильно указал, что представление сведений о соблюдении лицензионных требований за период меньший, чем двенадцать месяцев до объявления конкурса (согласно представленной Автомобильной колонной N 2038 информации данный период уменьшен на 11 дней (с 09.11.2009 по 22.11.2009), приводит к получению хозяйствующим субъектом преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности и противоречит цели обеспечения добросовестной конкуренции между перевозчиками.
Поскольку материалами дела подтверждается факт представления предприятием недостоверных сведений о количестве нарушений лицензионных условий, что является основанием для отклонения заявки на участие в конкурсе, доводы Министерства о том, что комиссия руководствовалась данными, полученными из УГАДН, а не информацией, представленной ГУП РХ "Автоколонна N 2038", не влияет на выводы суда.
Доводы жалобы о том, что конкурсной комиссии следовало отклонить заявку ГУП РХ "Автоколонна N 2038" в связи с предоставлением недостоверных сведений в случае, если в ответе на запрос был бы указан период времени с 09.11.2009 по 09.11.2010, подлежат отклонению. Достоверность сведений включает в себя как сведения о количестве нарушений лицензионных требований и условий, так и период, за который эти нарушения были зафиксированы.
Суд первой инстанции обоснованно не принял довод Автомобильной колонны N 2038 о сомнении относительно даты объявления конкурса и периода предоставления информации.
Пунктом 1 части 4 Порядка проведения открытых конкурсов предусмотрено, что конкурс считается объявленным со дня опубликования в официальном печатном издании и размещения на официальном сайте, определенном Правительством Республики Хакасия, извещения о проведении конкурса.
Извещение о проведении конкурса N 3-2010 размещено на официальном сайте http://www.rhlider.ru 09.11.2010 и опубликовано в газете "Хакасия" 09.11.2010 N 211.
В извещении N 3-2010 о проведении открытого конкурса предусмотрено предоставление документации о конкурсе заинтересованному лицу на основании его заявления в течение двух рабочих дней. Период предоставления определен с 08-30 (время местное) 09.11.2010 до 17-30 (время местное) 09.12.2010. Кроме того, частью 3 конкурсной документации открытого конкурса N 3-2010 предусмотрен порядок предоставления и разъяснения положений конкурсной документации.
С учетом изложенного, предприятие имело возможность определить дату объявления конкурса N 3-2010 и запросить сведения о наличии нарушений лицензионных условий за требуемый период.
В запросе предприятия, адресованном Территориальному отделу государственного автодорожного надзора по Республике Хакасия, о представлении сведений о зарегистрированных нарушениях лицензионных требований указан период с 22.11.2009 по 22.11.2010, который не совпадает ни с одной датой опубликования вносимых в извещение N 3-2010 изменений. В связи с чем довод предприятия о представлении сведений за период с 22.11.2009 по 22.11.2010 с учетом изменений, вносимых в извещение N 3-2010 об открытом конкурсе среди перевозчиков, не нашел своего подтверждения (т.2 л.д.125).
Из протокола N 2 от 28.12.2010 рассмотрения заявок на участие в конкурсе N 3-2010 следует, что основанием для отказа ООО "ЛидерАвто" в допуске к участию в конкурсе по лотам N6 и N7 явилось несоответствие его конкурсного предложения по транспортным средствам техническому заданию конкурсной документации (т.1 л.д.17-36).
Согласно статье 1 Закона о безопасности дорожного движения данный Федеральный закон определяет правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации. Задачами названного Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
В соответствии со статьей 4 Закона Республики Хакасия от 16.11.2009 N 126-ЗРХ "Об организации пассажирских перевозок, осуществляемых автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Республики Хакасия" основными целями настоящего закона являются, в том числе повышение уровня качества пассажирских перевозок, укрепление транспортной дисциплины перевозчиков, повышение безопасности дорожного движения при осуществлении пассажирских перевозок.
Статьей 11 Закона Республики Хакасия от 16.11.2009 N 126-ЗРХ предусмотрено, что в обязательные критерии конкурсного отбора перевозчиков включаются, в том числе наличие соответствующих транспортных средств, условия их хранения, ремонта и технического обслуживания.
Правительством Республики Хакасия могут устанавливаться дополнительные критерии, непосредственно влияющие на повышение безопасности перевозок, их качества и комфортности для пассажиров.
Пунктами 4 и 5 части 1 статьи 14 Закона Республики Хакасия от 16.11.2009 N 126-ЗРХ установлено, что для получения государственного заказа на пассажирские перевозки перевозчику необходимо использовать для перевозки пассажиров только разрешенные на маршруте типы и марки транспортных средств; содержать транспортные средства общего пользования в технически исправном состоянии, полностью экипированными необходимыми принадлежностями в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения.
Согласно пункту 3 части 1 Порядка проведения открытых конкурсов целями издания указанного Порядка являются повышение уровня качества пассажирских перевозок и обеспечение добросовестной конкуренции между перевозчиками.
В Приложении 3 к Порядку проведения открытых конкурсов представлен проект Договора на право осуществления коммерческих пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальному автобусному маршруту.
Согласно пункту 3.1.1 названного Договора перевозчик обязан предоставлять к перевозке пассажиров и багажа автобусы в количестве, соответствующем утвержденным Заказчиком расписаниям, исправные, оборудованные и экипированные.
Аналогичная позиция предусмотрена пунктом 3.1.2 проекта Договора, предусмотренного Приложением N 5 к конкурсной документации.
Согласно техническому заданию, утвержденному исполняющим обязанности Министра транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия Бровко А.В. 02.11.2010, в лот N 6 включены следующие маршруты:
1) междугородный автобусный маршрут N 551-а "г. Абакан - д. Усть-Киндирла", протяженностью 172 километров, автобус категории М3, класс 2, количество мест для сидения не менее 23;
2) междугородный автобусный маршрут N 552-а "с. Большой Монок - г. Абакан", протяженностью 176 километров, автобус категории М3, класс 2, количество мест для сидения не менее 23;
3) междугородный автобусный маршрут N 553 "г. Абакан - с. Бондарево", протяженностью 157 километров, автобус категории М3, класс 2, количество мест для сидения не менее 23.
4) междугородный автобусный маршрут N 654 "Абакан - Бондарево", протяженностью 176 километров, автобус категории М3, класс 2, количество мест для сидения не менее 23;
в лот N 7 включены следующие маршруты:
1) междугородный автобусный маршрут N 547 "г. Абакан - г. Саяногорск", протяженностью в прямом направлении с заездом в с. Очуры - 102 км, в обратном направлении без заезда в с. Очуры - 87 км, автобус категории М3, класс 2, количество мест для сидения не менее 23;
2) междугородный автобусный маршрут N 549-а "с. Кирово - г. Абакан", протяженностью 98 км, автобус категории М3, класс 2, число мест для сидения не менее 23.
В соответствии с приложением А Государственного стандарта Российской Федерации "Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки. ГОСТ Р 51709-2001", утвержденного Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 01.02.2001 N 47-ст, автотранспортные средства категории М3 дополнительно подразделяют на три класса:
класс I - городские автобусы - транспортные средства, оборудованные местами для стоящих пассажиров в целях беспрепятственного перемещения пассажиров;
класс II - междугородные автобусы - транспортные средства, оборудованные сиденьями, конструкция которых допускает перевозку стоящих в проходах и/или в месте для стоящих пассажиров, не превышающего пространства, предусмотренного для двух двойных мест для сидения;
класс III - туристские автобусы - транспортные средства, предназначенные исключительно для перевозки сидящих пассажиров.
Согласно пункту 4.1 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090 (далее - Основные положения по допуску транспортных средств), в автобусах, используемых для перевозки пассажиров в междугородном сообщении, места для сидения должны быть оборудованы ремнями безопасности.
Пункт 4.1 введен Постановлением Правительства РФ от 24.02.2010 N 87, действует с 01.03.2010.
В соответствии с частью 1 статьи 19 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" запрещается эксплуатация транспортных средств при наличии у них технических неисправностей, создающих угрозу безопасности дорожного движения.
Перечень неисправностей транспортных средств и условия, при которых запрещается их эксплуатация, определяются Правительством Российской Федерации.
В качестве приложения к Основным положения по допуску транспортных средств утвержден Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств. Данный Перечень устанавливает неисправности автомобилей, автобусов, автопоездов, прицепов, мотоциклов, мопедов, тракторов, других самоходных машин и условия, при которых запрещается их эксплуатация.
Пунктом 7.9 названного Перечня установлено, что эксплуатация транспортных средств, в том числе и автобусов, запрещена при отсутствии ремней безопасности, если их установка предусмотрена конструкцией транспортного средства или Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения.
Суд апелляционной инстанции установил, что общество не приложило к заявкам на участие в конкурсе N 3-2010 по лотам N 6 и N 7 документы, подтверждающие оборудование ремнями безопасности автотранспортных средств, представленных для участия в открытом конкурсе по названным лотам.
Письмом Отдела Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления внутренних дел по городу Абакану от 27.12.2010 N 12/7276 подтверждено обстоятельство отсутствия дооборудования заявленных обществом автотранспортных средств ремнями безопасности (т. 3, л. 131).
Учитывая несоблюдение обществом требований нормативных актов об оборудовании ремнями безопасности мест для сидения в автобусах, используемых для перевозки пассажиров в междугородном сообщении, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что Министерство правомерно отказало заявителю в допуске к участию в конкурсе по указанному основанию.
Довод общества о соответствии автотранспортных средств, представленных для участия в открытом конкурсе по лотам N 6 и N 7, требованиям, установленным конкурсной документацией к соискателю конкурса, является необоснованным.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что поскольку Автомобильной колонной N 2038 представлены недостоверные сведения о нарушении лицензионных условий в конкурсной заявке на участие в открытом конкурсе N 3-2010 по лотам N 6 и N 7, а ООО "ЛидерАвто" представлены для участия в конкурсе по лотам N 6, N 7 автотранспортные средства, не соответствующие требованиям, установленным конкурсной документацией, в соответствии с пунктом 6 части 8 Порядка проведения открытых конкурсов конкурс по лотам N 6 и N7 следовало признать несостоявшимся.
Следовательно, оспариваемое решение не соответствует требованиям пунктов 2, 3 части 1, части 2 статьи 17 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части запрета создавать участнику торгов преимущественные условия, нарушать порядок определения победителя конкурса, запрета на ограничение доступа к участию в торгах, не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами, требованиям частей 1, 2 статьи 34 Конституции Российской Федерации, а также обозначенным в пункте 3 части 1 Порядка проведения открытых конкурсов целям.
В пункте 7 протокола N 2 от 28.12.2010 указано: так как к конкурсу по лотам N 6 и N 7 было допущено по единственному участнику, конкурсная комиссия признала конкурс по данным лотам несостоявшимися и рекомендовала организатору конкурса заключить договоры по данным лотам с единственными участниками (в рассматриваемом случае с Автомобильной колонной N 2038).
Согласно пункту 6 части 8 Порядка проведения открытых конкурсов, пункту 6 части 9 конкурсной документации открытого конкурса N 3-2010 в случае, если на основании результатов рассмотрения заявок принято решение об отказе в допуске к участию в конкурсе всех соискателей конкурса, подавших заявки, конкурс признается несостоявшимся.
Таким образом, в случае отклонения заявки Автомобильной колонны N 2038 открытый конкурс N 3-2010 по лотам N 6 и N 7 должен был быть признан несостоявшимся по основанию, отличному от указанного в пункте 7 спорного протокола, а именно - отсутствию участников, допущенных к конкурсу, что исключило бы возможность заключения договоров по данным лотам с единственным участником (в рассматриваемом случае с Автомобильной колонной N 2038).
Между тем, заключение договора с единственным участником, предоставившим недостоверные сведения, лишает заявителя возможности на участие в новом открытом конкурсе на осуществление перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальным автобусным маршрутам, вошедшим в состав лотов N 6 и N 7 открытого конкурса N 3-2010.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции считает, что оспариваемое решение нарушает права и законные интересы общества с ограниченной ответственностью "ЛидерАвто" в сфере осуществляемой им деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом.
С учетом положений части 4 статьи 17 Закона о защите конкуренции, части 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для признания незаконным решения конкурсной комиссии Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия в части рассмотрения заявок на участие в конкурсе по лотам N 6, N 7, выраженного в протоколе от 28.12.2010 N 2 рассмотрения заявок на участие в конкурсе N 3-2010.
Следовательно, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Хакасия от "18" мая 2011 года по делу N А74-193/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Л.Ф. Первухина |
Судьи |
Л.А. Дунаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А74-193/2011
Истец: ООО "ЛидерАвто"
Ответчик: Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия, Министерство транспорта и дорожного хозяйства РХ
Третье лицо: ГУП РХ "Автомобильная колонна N 2038", ГУП РХ Автомобильной колонны N 2038, Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия, Управление Федеральной антимонопольной службы по РХ