г. Саратов |
Дело N А12-2750/2011 |
29 июля 2011 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июля 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 июля 2011 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Акимовой М.А.,
судей Смирникова А.В., Жевак И.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Чумаковой А.В.
при участии в судебном заседании представителя общества с ограниченной ответственностью "Арнед-Инвест" Белой Ю.И., действующей по доверенности от 10.05.2011, представителя комитета по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда Елисеева А.В., действующего по доверенности от 14.07.2011 N Д-01/11, представителя администрации Волгограда Шаховой Ю.В., действующей по доверенности от 28.06.2011 N 05-ид/90,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы администрации Волгограда (г. Волгоград), комитета по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда (г. Волгоград)
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 13 мая 2011 года по делу N А12-2750/2011 (судья Пономарёва Е.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Арнед-Инвест" (г. Волжский Волгоградской области)
к администрации Волгограда (г. Волгоград)
заинтересованные лица: комитет земельных ресурсов администрации Волгограда (г. Волгоград),
комитет по градостроительству и архитектуре Волгограда (г. Волгоград)
о признании незаконным решения, выраженного в письме от 29.11.2010 N 05-и/4498,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Волгоградской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Арнед-Инвест" (далее - ООО "Арнед-Инвест", заявитель) с заявлением, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным решения администрации Волгограда, выраженного в письме от 29.11.2010 N 05-и/4498, об отказе в предоставлении заявителю в аренду с предварительным согласованием места размещения объектов земельного участка ориентировочной площадью 310 кв. м, расположенного по адресу: г. Волгоград, ул. Чуйкова, 17, для строительства кафе, об обязании администрации Волгограда устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Арнед-Инвест" путём принятия в срок четырнадцать календарных дней с момента вступления решения суда в силу постановления о предварительном согласовании заявителю места размещения кафе на земельном участке площадью 310 кв. м, расположенного по указанному адресу.
Решением суда первой инстанции от 13 мая 2011 года заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконным решение администрации Волгограда, выраженное в письме от 29.11.2010 N 05-и/4498, об отказе в предоставлении указанного земельного участка, обязал администрацию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Арнед-Инвест", обеспечить процедуру выбора земельного участка, принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающего акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или решения об отказе в размещении объекта в порядке и сроки, предусмотренные статьёй 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
Администрация Волгограда не согласилась с принятым решением и обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, отказать в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, комитет по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда обжаловал решение суда первой инстанции в апелляционном порядке.
Исследовав материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что апелляционные жалобы подлежат удовлетворению, решение суда первой инстанции - отмене ввиду несоответствия выводов суда обстоятельствам дела.
Апелляционная коллегия считает, что администрация Волгограда законно и обоснованно отказала в выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения кафе, расположенного по указанному адресу, поскольку испрашиваемый земельный участок не соответствует утверждённому проекту межевания территории, на данном земельном участке расположены инженерные коммуникации и зелёные насаждения.
Наличие любого из указанных оснований является достаточным для отказа в выборе земельного участка.
Как следует из материалов дела, ООО "Арнед-Инвест" обратилось в администрацию Волгограда с заявлением о рассмотрении вопроса о выборе земельного участка ориентировочной площадью 310 кв.м и предварительном согласовании места размещения объекта строительства - кафе (т.1 л.д.14).
16 ноября 2010 года изготовлено градостроительное заключение N 04-10-0062, в соответствии с которым испрашиваемый земельный участок частично размещён в охранной зоне инженерных коммуникаций, также на участке имеются зелёные насаждения. Из текста заключения следует, что в соответствии с утверждённым проектом межевания территория, на которой расположен земельный участок, предназначена для эксплуатации многоквартирного жилого дома (т.1 л.д.38-39).
29 ноября 2010 года администрация Волгограда письмом N 05-и/4498 сообщила об отказе в выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта строительства кафе (т.1 л.д.17).
ООО "Арнед-Инвест", считая, что решение администрации противоречит земельному законодательству, нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришёл к выводу, что администрация не обеспечила заявителю возможность выбора земельного участка посредством определения вариантов размещения объекта на испрашиваемом земельном участке, корректировки по размеру и месту размещения, что нарушило права и законные интересы ООО "Арнед-Инвест". По мнению суда первой инстанции, отсутствуют сведения о том, что земельный участок, предназначенный для строительства многоквартирного дома, сформирован, а также, что на испрашиваемом земельном участке расположены инженерные коммуникации.
Апелляционная коллегия не согласна с указанными выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, что предусмотрено частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьёй 13 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Президиум Верховного Суда Российской Федерации и Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 6 Постановления от 01.07.1996 N 6/8 разъяснили, что основанием для удовлетворения указанных требований является одновременное несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
В рассматриваемом случае не имеется оснований для признания недействительным решения администрации Волгограда.
Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Подпунктом 1 пунктом 5 статьи 39 Устава города Волгограда предусмотрено, что администрация Волгограда осуществляет регулирование земельных отношений на территории Волгограда: предоставление в установленном порядке в соответствии с Генеральным планом Волгограда, градостроительным зонированием территории Волгограда, на основании документации по планировке территорий Волгограда в бессрочное (постоянное) и безвозмездное срочное пользование, передача в собственность, сдача в аренду, изъятие земельных участков в пределах границ городского округа Волгоград и других земель, переданных в ведение Волгограда, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Порядок приобретения прав гражданами и юридическими лицами на земельные участки для строительства и реконструкции объектов капитального строительства в городе Волгограде определён Постановлением администрации Волгограда от 11.06.2004 N 790 "Об утверждении Положения о предоставлении земельных участков для строительства объектов в Волгограде".
На основании пунктов 1 и 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьёй 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчёты.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьёй 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учётом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в её границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
В соответствии с пунктом 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев:
изъятия земельных участков из оборота;
установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков;
резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
В силу положений Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления рассматривает заявления о предоставлении земельного участка с учётом зонирования.
В соответствии с пунктом 2 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации Правила землепользования и застройки включают в себя карту градостроительного зонирования и градостроительные регламенты.
Согласно пункту 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, виды разрешённого использования земельных участков устанавливаются градостроительным регламентом в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны.
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешённого использования (пункт 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктами 2.2., 2.2.1. и 2.2.2. Положения о предоставлении земельных участков для строительства объектов в Волгограде, утверждённого Постановлением администрации г. Волгограда от 11.06.2004 N 790, комитет по градостроительству и архитектуре в течение 20 рабочих дней со дня регистрации заявления с прилагаемыми документами рассматривает вопрос о возможности строительства на испрашиваемом земельном участке объекта, указанного в заявлении, и формировании земельного участка. Результатом рассмотрения является градостроительное заключение о соответствии заявленного для предоставления для целей строительства объекта земельного участка градостроительной документации.
Из материалов дела видно, что согласно градостроительному заключению от 16.11.2010 (т.1 л.д.38), испрашиваемый земельный участок расположен в охранной зоне инженерных коммуникаций (охранная зона 5 м, согласно таблице 14 СНиП 2.07.01-89 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", утверждённых постановлением Государственного строительного комитета СССР от 16.05.1989 N 78). Учитывая, что в данном случае охранная зона равна 5 м в каждую сторону, на земельном участке 310 кв.м невозможно возведение и последующая эксплуатация недвижимого имущества. Кроме того, на участке имеются зелёные насаждения.
Испрашиваемый земельный участок не соответствует утверждённому постановлением главы Волгограда от 29.07.2009 N 1776 (т.1 л.д.40-42) проекту межевания территории квартала 04_04_033, ограниченного ул. Советской, ул. им. Соколова, ул. маршала Чуйкова в Центральном районе.
Согласно проекту планировки межевания территории, испрашиваемый участок необходим и предназначен для эксплуатации жилого дома, расположенного на нём.
Если предполагаемое строительство объекта, указанного в заявлении, на испрашиваемом земельном участке не соответствует нормативным правовым актам и условиям, указанным в пункте 2.2.1 раздела настоящего Положения о предоставлении земельных участков для строительства объектов в Волгограде, комитет по градостроительству и архитектуре в течение 5 дней после утверждения градостроительного заключения готовит мотивированный отказ в предоставлении земельного участка за подписью заместителя главы Волгограда, курирующего вопросы градостроительства и землепользования, по форме согласно приложению 4. Мотивированный отказ направляется администрацией Волгограда в адрес заявителя не позднее 7 рабочих дней.
Таким образом, учитывая изложенную норму, администрация обоснованно отказала заявителю в выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. Отказ соответствует изложенным нормам закона и локальных актов.
Учитывая порядок предоставления земельного участка с предварительным согласованием места расположения объекта, регламентированный статьёй 30 Земельного кодекса Российской Федерации, обязанность органа местного самоуправления, установленную статьёй 31 Земельного кодекса Российской Федерации и постановлением администрации Волгограда от 11.06.2004 N 790 по рассмотрению и утверждению представленной заинтересованным лицом схемы, суд апелляционной инстанции считает, что требования заявителя удовлетворению не подлежат.
Таким образом, в соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в удовлетворении заявленных требований ООО "Арнед-Инвест" следует отказать. Для применения способа восстановления нарушенного права в связи с отказом в удовлетворении требования также нет оснований.
При таких обстоятельствах имеются правовые основания для отмены судебного решения суда первой инстанции.
Судебные расходы подлежат распределению по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Расходы на оплату государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы следует отнести на заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 13 мая 2011 года по делу N А12-2750/2011 отменить, принять по делу новый судебный акт.
Отказать обществу с ограниченной ответственностью "Арнед-Инвест" (г. Волжский Волгоградской области) в удовлетворении заявленных требований о признании незаконным решения администрации Волгограда, выраженного в письме от 29.11.2010 N 05-и/4498 об отказе в предоставлении обществу с ограниченной ответственностью "Арнед-Инвест" (г. Волжский Волгоградской области) в аренду с предварительным согласованием места размещения объектов, земельного участка ориентировочной площадью 310 кв.м, расположенного по адресу: г. Волгоград, ул. Чуйкова, 17 для строительства кафе, и обязании администрации Волгограда (г. Волгоград) устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путём принятия в срок четырнадцать календарных дней с момента вступления решения суда в силу постановления о предварительном согласовании обществу с ограниченной ответственностью "Арнед-Инвест" (г. Волжский Волгоградской области) места размещения кафе на земельном участке ориентировочной площадью 310 кв.м, расположенном по адресу: г. Волгоград, ул. Чуйкова, 17.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Арнед-Инвест" (г. Волжский Волгоградской области) государственную пошлину за рассмотрение дела судом первой инстанции в сумме 2000 (две тысячи) рублей.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275-276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.А. Акимова |
Судьи |
И.И. Жевак |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-2750/2011
Истец: ООО "Арнед-Инвест", Представитель ООО "Арнед-Инвест" Хандрыга Елена Геннадьевна
Ответчик: Администрация Волгограда, Администрация города Волгограда
Третье лицо: Комитет земельных ресурсов администрации Волгограда, Комитет земельных ресурсов Администрации г. Волгограда, Комитет по архитектуре и градостроительству г. Волгограда, Комитет по градостроительству и архитектуре Волгограда, Представитель ООО "Арнед-Инвест" Белова Юлия Ивановна